Юдель Пэн - гений еврейской бедноты

Apr 22, 2020 17:00





Литовско-русский по рождению, бело-русский по прописке и чисто-еврейский по натуре Юдель (Иегуда) Мойшевич был не только художник, но и педагог. Так, в частности, именно он обучал рисовать Марка Шагала.





Юдель прожил долгую жизнь, полную художественных полотен о суровой еврейской доле. Мойшевич мог бы и не стать художником, потому что это занятие не нравилось его воспитателям, отвергавших это «богопротивное» ремесло. Известно же, что Тора запрещает изображать живых существ.

Однако, юный Пэн оказался с характером и страстью к рисованию, начал с помощника маляра, потом достиг высот рисования магазинных вывесок, а уже затем, в возрасте 25 лет сумел поступить в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербург, причем - почти не зная русского языка. Напомню, что жил тогда будущий маэстро в Двинске (нынче Даугавпилс, Латвия), где встретить русскоязычного была большая редкость.

Как гласит легенда, стартапом для Иегуды стал прикол над своим работодателем - маляром. Он пририсовал поручни к лестнице, которые никто не смог отличить от настоящих. Сколько человек навернулось с той лестницы не уточняется, но сам маляр решил проинвестировать восходящую звезду кисти и холста.

Кстати, учился Юдель вместе с Серовым, Врубелем и Репиным. Хорошая компания, не так ли?

Потом уже, став матёрым рисовальщиком, Пэн решил, что нечего гоняться и отвозить бабло всяким столичным мазилам, и сам открыл в Витебске художественную школу, куда принимал молодых людей в основном только своей национальности.

Впрочем, детей из бедных семей Юдель учил бесплатно. Вернее, за них платил местный олигархический пивовар.

Несмотря на специально подобранную аудиторию, Пэн просил называть себя Юрием Моисеевичем. Не запутались в его именах? Я тоже.



Многие считают картины Пэна самым реалистичным отражением всей тысячелетней трагедии еврейского народа. Нелегко им было до Советской власти, да и позже. Хотя самому Юделю ещё даже при царе разрешили жить в Санкт-Петербурге.



Бедные еврейские люди не могли себе позволить услуги фотографа, но зато Юдель их мастерски изображал в своих работах.

Даже если натурщик устал позировать и уснул, он всё равно получался как живой.



Особо хорошо у живописца получались портреты тётенек, хоть они и были в одежде. Не зря же его прозвали отцом еврейского ренессанса.













Интересно то, что Пэн не любил продавать свои картины, несмотря даже на своё бедственное положение. Он отказал даже Третьяковской галерее.

А сам, между тем, прозябал в нищете, потому что после прихода Советской власти в Витебск, его художественная школа накрылась медным тазом.

Конечно, тот же Шагал пытался по старой дружбе пристроить бывшего наставника в новые структуры, но старик не сработался с ним и Малевичем.

О личной жизни Пэна известно мало. Говорят, что он долгое время был влюблён в дочь губернатора (рисовал её десяток раз), а когда она покинула город в 1905 году, пятидесятилетний Юдель очень сильно загрустил.

К сожалению, умер художник не от старости, а при неразгаданных до сих пор трагических обстоятельствах. Есть слухи, что 83-летний старик нарисовал жену комиссара в обнаженном виде, за что и поплатился от ревнивого супруга.

Официальная версия вменяла вину родственникам, которые могли бы завладеть великолепной коллекцией картин, сам Пэн же никому их не продавал. Он вообще завещал всех их городу Витебску.

В общем, дело в 1937 году было мутное.

Мне же более всего понравилась его картина под названием «Развод». Даже не знаю почему.



Витебск, #Витебск, #Пэн, #Белорусь, культура

Previous post Next post
Up