Политшкола МАСП: Качества лидера. Харизма. Ч. 1.

Feb 14, 2008 13:00

От греч. Charisma - милость, божественный дар. Исключительная одаренность, 2) высокий авторитет, основанный на умении подчинять других своей воле.

Харизма - способность убеждать и вести за собой.

Понятие "харизма" берет начало в христианской теологии. С точки зрения Церкви, харизма - это Дар, данный человеку Господом для выполнения своего жизненного предназначения. Что стимулирует использование «на всю катушку» уже осознанного таланта, однако правила поведения, основанные на такой модели, мешают человеку осознанно работать над повышением своих лидерских качеств.
В науку, а точнее, в социологию термин «харизма» был внедрен Максом Вебером. В его представлении харизма - это незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем.
Оба эти подхода отражают попытки разобраться в природе харизмы, понять механизмы её функционирования. Однако это не самый лучший в данных обстоятельствах подход, так как на природу харизмы есть много различных взглядов и «согласия в народе нет».
В таком случае представляется более оправданным дать не структурное (из чего состоит), а функциональное (для чего предназначено) определение. А потом уже разбираться с тем, как эту функцию осуществить более эффективно. Предназначение же харизмы, её функция - это влияние на людей. Которое выражается в наличии потенции к убеждению и лидерству.
Если выражаться более научным языком, то харизма - это способность влиять на людей посредством позитивной социальной мотивации. Где под позитивной социальной мотивацией подразумеваются все социальные средства стимуляции личности, свободные от принуждения.

***
Что такое харизма?
Харизма - это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Понятие «харизма» ведет свое начало из древнегреческой мифологии - означает притягивать к себе внимание. А хариты - это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.
Классическое определение харизмы дано немецким социологом М. Вебером: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».
Среди известных истории харизматических личностей есть основатели мировых религий - Будда, Моисей и Христос. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий - Лютер и Кальвин, например. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон. В ХХ веке среди таких деятелей - Гитлер и Муссолини, Ленин и Троцкий, но также Ганди и Мартин Лютер Кинг. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.
Выражение «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним.

***
Голос его всегда звучал чуть глуховато, а когда он переводил дыхание, которого всегда не хватало (виной тому пристрастие к кубинским сигарам), микрофон разносил по всему залу хрип его легких. Из-за жуткого аргентинского акцента его прозвали Че. А люди слушали его, и как слушали... И никто не задумывался о том, прав он или нет...
Что такое харизма? Едва ли психологи смогут дать вам определенный ответ. Этого слова нет в словаре, да и вы не можете, порой, понять, почему вам так симпатична та или иная личность. И вообще - как удалось маленькому, абсолютно не симпатичному человеку, по имени Адольф Гитлер поставить весь мир на колени?
Харизма - «дар божий», «благодать», первоначальная сущность - религиозная. Такой харизмой обладала Жанна д'Арк. В 1429 году крестьянка из глухой деревушки добилась аудиенции самого короля, который впоследствии дал ей огромное войско. В 1429 году она выиграла битву при Орлеане и освободила французские земли от англичан. Люди считали, что она была посланницей божьей, разговаривала с ангелами, а потому она обладала религиозной харизмой.
Вероятней всего, харизма - это некий природный магнетизм, которым можно обладать с рождения, а можно и не обладать вовсе. Эта искра заложена в каждом человеке, однако не каждому удается ее раскрыть, и в некоторых она просто-напросто затухает. У нее есть свои периоды рассвета и заката. Харизма - не гипноз, иначе психологи давно бы разгадали загадку и вычислили механизм искры. По мнению психологов, носитель харизмы привязывает к себе невидимой эмоциональной нитью, и люди уже не могут здраво оценивать поступки своего кумира и полностью попадают в его власть, не важно, благородный ли это человек с благими целями или же коварный манипулятор. Некоторые психологи считают, что харизму можно сформировать, и для этого необходимы три условия: врожденные качества, такие как ясный ум и обаяние, хорошая память, энергичность и артистичность. Второй критерий - трудности и испытания, которые человек преодолевает в детстве и юности. Такой багаж закалит его и предаст уверенности в себе. И, наконец, его должны признать другие люди. Возможно, только в этом последнем критерии и кроется ключ, и он гораздо проще, чем мы думаем. Всем известно, что, к величайшему сожалению, мы, люди обладаем «инстинктом толпы», это как механизм цепной реакции, достаточно покорить определенную аудиторию, и весь мир уже у ног. «Харизматик» может не обладать никакими незаурядными качествами, а уж толпа припишет ему все необходимое: и доблесть, и отвагу, и непревзойденную оригинальность. Но, это лишь смутные догадки, и возможно, харизма - величайшая тайна.
Однако есть одна интересная особенность: по своей природе каждый харизматик - лютый революционер, и он идет против общественного порядка. Поэтому харизматики часто возглавляют революции или какие-то новые движения в искусстве и науке. Политические революционеры, деятели: Ленин, Троцкий, Ганди и Мартин Лютер Кинг. Харизматиками были величайшие полководцы: А.Македонский, Наполеон, Чингисхан, мировые тираны и диктаторы: Гитлер, Сталин, Муссолини, но самой гипнотической харизмой, вероятней всего, обладали основатели новых религий - Будда, Муххамед. Свойство харизмы безразлично к социальному статусу, роду деятельности или внешности, например. Харизматиком может быть и урод, и красавец, как преступник и бич человечества, так и святой. Еще одна отличительная особенность: у каждого харизматика существуют какие-то свои пристрастия, иногда непонятные и необычные, но с дыханием индивидуальности. У Че Гевары, например, его «чеканье», у Сталина его усы, комичный грузинский акцент и его сапоги, в коих он проходил всю жизнь, у Черчилля - сигара, а у вождя пролетариата, Ленина, существовал набор определенных поз. А знаете ли вы, что Гитлер был вегетерианцем? Кстати, психологи утверждают, что во время его публичных выступлений толпа впадала в массовую истерию. Харизматики не всегда красивы, но, несомненно, одаренны, в их внешности всегда заложено то, что мы называем изюминкой. Речь и голос - самые главные рычаги харизматика, интересно, что харизма не предполагает говорить громко и много. Харизматик выбирает две-три мысли и выражает их простыми словами, однако если он будет повторять эти фразы в течение своего выступления, то их смысл проникнет в сознание слушающих. Повторение фразы спокойным и уверенным голосом завораживает, даже Че Гевара со временем заметил эту особенность и отметил ее в своих дневниках (Дневники мотоциклиста).
Знаменитый мистик Вольф Мессинг обладал просто титанической харизмой, он подчинял людей своей воле, полностью манипулировал их сознанием, тысячи стали свидетелями проявления его дара, который сам Мессинг считал проклятием. Первое знакомство со своей необычайной способностью произошло в совсем юном возрасте: мальчик-безбилетник легко и просто внушил тетке-контролеру, что вот этот клочок бумаги и есть талон, и пошло-поехало. Число подопытных возрастало прямо пропорционально возрасту. Мессинг - человек загадка, он мог бы воспользоваться своим даром иначе, что привело бы человечество к необратимым последствиям, но его харизма была обращена в основном на помощь людям. Сказать о нем гипнотизер - значит не сказать ничего.
Недооценка «харизматического фактора» - это большая брешь в современной политике. Не имею ввиду создание харизмы искусственно, посредством страха. Однако зачастую считается, что харизматичный политик - прямой путь к тоталитаризму, т.к. подсознательное, интуитивно заложенное в нем желание - иметь неограниченную власть над людьми.
Многие люди хотят манипулировать общественным мнением, и харизма тут совершенно необходима. Люди шоу-бизнеса и журналисты обязаны владеть данным качеством, поэтому следопыты прогресса, маркетологи, психологи и имиджмейкеры сейчас пользуются большим спросом, они обещают развить харизму в любом. Такая харизма долго не продержится, но научит некоторым тонкостям, как преподнести себя в обществе. В мире нет людей абсолютно нехаризматических, есть те, кто пока не осознал это качество.
http://www.elixir.by/exclusive/charisma.html

ВЛАДИМИР УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Владимир Ильич Ульянов родился в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886), имевшего личное (ненаследственное) дворянство. Семья будущего виднейшего революционера ХХ века была разнородной по происхождению, однако в большинстве своём состояла из разночинцев (интеллигенции). В роду Ленина выделяют представителей нескольких национальностей - русских, калмыков, чувашей, евреев, немцев и шведов.
Дед Ленина по отцу, Николай Васильевич Ульянов, чуваш по национальности, был крепостным крестьянином из Нижегородской губернии, и переселился в Астрахань, где работал портным-ремесленником. Уже будучи зрелым человеком, он женился на Анне Алексеевне Смирновой, отец которой был калмыком, а мать - наверное, русской. Когда родился Илья Ульянов, Николаю Ульянову уже исполнилось 60 лет. После смерти Николая Васильевича Илью опекал старший брат Василий Ульянов. Он и помог брату получить достаточное образование, чтобы поступить на физико-математический факультет Казанского университета, который окончил в 1854. После окончания университета Илья Ульянов работал учителем математики и физики в гимназиях, институтах и училищах в Пензе и Нижнем Новгороде, с 1869 был инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии. После награждения орденом святого Владимира III степени отец Ленина в 1882 получил право на потомственное дворянство. Второй дед Ленина (по матери) Александр Дмитриевич Бланк (до крещения Израиль Мойшевич Бланк), принял крещение, чтобы иметь возможность поступить в медико-хирургическую академию и стать военным врачом. Выйдя в отставку с должности медицинского инспектора госпиталей Государственного оружейного завода в Златоусте (в чине статского советника), доктор Бланк приписался к казанскому дворянству (чин давал ему достоинство личного дворянина). Вскоре он приобрёл в Казанской губернии имение Кокушкино, став помещиком средней руки. Рано осиротевшую мать Ленина, Марию Александровну, как и её четверых сестёр, воспитала тётка по матери, обучившая племянниц музыке и иностранным языкам.
По окончании с золотой медалью гимназии (1887) поступил на юридический факультет Казанского университета. В декабре 1887 года арестован за участие в студенческой сходке, исключен из университета и выслан к семье в д. Кокушкино Казанской губернии. По возвращении осенью 1888 года в Казань изучал марксизм. В 1891 году сдал экстерном экзамены за юридический факультет при Петербургском университете; в 1892-1893 годы в Самаре помощник присяжного поверенного. С августа 1893 года - в Петербурге: вошёл в марксистский кружок студентов Технологического института, вёл занятия в рабочих кружках; этот год Ленин чаще всего называл годом своего вступления в партию. В 1894-1895 годы написаны первые крупные работы "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов" и "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе)", в которых Ленин трактовал марксизм как единственно верную революционную теорию и проводил мысль о необходимости его творческого развития и применения к российским условиям. Первоочередной задачей социал-демократии Ленин считал организацию социалистической рабочей партии, способной возглавить пролетариат в борьбе против царизма, а затем и капитализма (см.: ПСС, т. 1, с. 304, 311-12). Тогда же (1894) Ленин познакомился с Н.К. Крупской, ставшей через 4 года его женой и соратницей.
В апреле 1895 года Ленин выезжал, за границу для установления связей с группой "Освобождение труда" и деятелями западно-европейской социал-демократии. В Швейцарии познакомился с Г.В. Плехановым, который, как утверждает Н. Валентинов (Н.В. Вольский), позднее вспоминал, что Ленин "всё время пытался убедить меня, что либералы и демократы - разновидности буржуазии... То, что либеральная буржуазия должна дать стране и везде в Европе уже дала, никогда не приходило в голову Ленина и потому вместо того, чтобы привлечь и завербовать либералов как союзников в борьбе против абсолютизма и старого допотопного порядка, он видел в них только злейших врагов" (Valentinov N., The early years of Lenin, Ann Arbor, 1969, P.244-45). П.Б. Аксельрод (также позднее) писал: "Я тогда почувствовал, что имею дело с человеком, который будет вождём русской революции. Он не только был образованным марксистом - таких было очень много, - но он знал, что он хочет сделать и как это надо сделать. От него пахло русской землёй" (Луначарский А., Радек К., Троцкий Л., Силуэты. Политические портреты, М., 1991, с. 48). В сентябре 1895 года Ленин стал одним из организаторов Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", в декабре этого года был арестован, в феврале 1897 года выслан на 3 года в Сибирь.
В ссылке написал свыше 30 работ, в т.ч. книгу "Развитие капитализма в России" (СПб., 1899: под псевд. В. Ильин), в которой доказывал, что в России сложились капиталистические социально-экономические отношения, предопределяющие ведущую роль пролетариата в революционном движении. Ленин разработал план воссоздания РСДРП, оказавшейся несмотря на состоявшийся 1-й съезд (1898, Минск) недееспособной: центральное звено плана - регулярный выпуск за границей и распространение по всей России нелегальной политической газеты. В июле 1900 года Ленин выехал за границу. Добился выпуска с декабря 1900 года газеты "Искра", взял в свои руки руководство её агентами и местными организациями РСДРП.
В январе 1901 года В.И. Ульянов впервые подписал письмо Г.В. Плеханову псевдонимом Ленин (а в декабре 1901 года и публикацию в № 2-3 журнала "Заря"). Л.Д. Троцкий писал позднее: "Ленин приехал за границу не как марксист "вообще"... и не вождь "вообще", а вождь той революции, которая нарастала... Он приехал, чтобы в кратчайший срок создать для этой революции идейную оснастку и организационный аппарат... поставил себе практической целью: ускорить пришествие революции и обеспечить её победу" (Луначарский А., Радек К., Троцкий Л., указ. соч., с. 33). В брошюре "Что делать?" (1902) Ленин выступил с планом построения социал-демократической партии: отсутствие политической свободы в России вынуждает партию стать жестко централизованной организацией (с властным ЦК), ядром которой являются профессиональные революционеры; "Дайте нам организацию революционеров и мы перевернём Россию!" (ПСС, т. 6, с. 127). По свидетельству А.Н. Потресова, "Плеханова - почитали, Мартова - любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождём. Ибо только Ленин представлял собою... редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатичную веру в движение, в дело с неменьшей верой в себя... Людовик XIV мог говорить: Государство - это я... Ленин без излишних слов неизменно чувствовал, что партия - это он, что он - концентрированная в одном человеке воля движения. И соответственно этому действовал..." ("Коммунист", 1990, № 5, С. 118).
Ленин проделал большую работу по подготовке 2-го .съезда РСДРП (июль - авг. 1903, Брюссель и Лондон), который принял программу партии (с положением о диктатуре пролетариата как условии победы социальной революции и о праве наций на самоопределение) и устав. На съезде произошёл раскол РСДРП на две фракции - радикально-революционную (большевики) и умеренную (меньшевики). После неудачных поисков компромисса Ленин взял курс на обособление большевиков. В.И. Засулич говорила Ленину: "Жорж (Плеханов) - борзая: потреплет, потреплет и бросит, а вы - бульдог у вас мёртвая хватка" (Луначарский А., Радек К., Троцкий Л., указ. соч., с. 13-14).
В 1904 Ю.О. Мартов впервые употребил термин "ленинизм" (см. его брошюру _"Борьба с "осадным положением" в Рос. с-д. рабочей партии", Женева, с. 68).
В период революции 1905-1907 годов Ленин ориентировал большевиков на вооруженное восстание против царизма, на установление демократической республики (см.: ПСС, т. 11, с. 10. 12, 32, 61-62). В кн. "Две тактики социал-демократии в демократической революции" (авг. 1905) обосновывал стратегию и тактику, вытекавшие из идеи гегемонии пролетариата (а не буржуазии как утверждали меньшевики) в российской буржуазно-демократической революции, необходимость увенчать её победу установлением революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Обобщив требования крестьянских депутатов 2-й Гос. Думы, в 1906 выдвинул в качестве центрального пункта аграрной программы большевиков национализацию земли. Он теоретически предусматривал возможность перерастания революции в социалистическую (см.: ПСС, т. 11, с. 16, 90, 104, 222).
В ноябре 1905 Ленин нелегально возвратился в Петербург и возглавил большевиков. Но в 1905-07 Ленин, по оценкам современников, не играл ещё первостепенной роли в революционном движении России. В новых условиях он стремился к смягчению фракционной борьбы, к сотрудничеству с меньшевиками. 9 мая 1906 впервые выступал на митинге. С возросшей опасностью полицейских репрессий летом 1906 переехал из Петербурга в Куоккалу (Финляндия). В дек. 1907 вновь эмигрировал.
После поражения революции Ленин стремился спасти партию от разгрома и внутреннего кризиса. С 1910 предпринял шаги к возрождению центральных органов партии. В январе 1912 6-й Всероссийской конференцией РСДРП (Прага) был избран членом ЦК. По его инициативе была создана газета "Правда". В докладе по национальному вопросу на летнем 1913 совещании ЦК РСДРП с партийными работниками Ленин подчёркивал, что борьба против национального угнетения связана с борьбой против царизма. В написанной им резолюции отмечалось, что право наций на самоопределение, т.е. на отделение и образование самостоятельного государства, безусловно отстаивается с.-д. партией (см.: ПСС, т. 24, с. 58). И далее: вопрос этот "непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отделения той или иной нации" (там же, с. 59). Ленин участвовал в деятельности 2-го Интернационала: с октября 1905 по 1912 представлял РСДРП в Международном социалистическом бюро, возглавлял большевистскую делегацию на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах.
В начале 1-й мир. войны находившийся на территории Австро-Венгрии (в Поронине) Ленин был арестован по подозрению в шпионаже в пользу России. Освобожденный благодаря ходатайству австрийских и польских социал-демократов 23 августа 1914 переехал в Швейцарию. В написанном Лениным совместно с Г.Е. Зиновьевым Манифесте РСДРП "Война и российская социал-демократия" (опубл. 1 нояб. 1914) революционные социал-демократы всех стран призывались раскрывать обманутым массам империалистический, грабительский характер войны, разоблачать шовинистов.
Исходя из предвоенных решений конгрессов 2-го Интернационала, Ленин выдвинул лозунг превращения войны империалистической в войну гражданскую, а с точки зрения революционных перспектив считал поражение царизма "наименьшим злом" (см.: ПСС, т. 26, с. 21-22). Английский посол Дж. Бьюкенен позднее писал: "Россия была лишь пешкой в той игре, которую играл Ленин. Для осуществления его мечты о мировой революции война, которую вела Россия против Германии, должна превратиться в гражданскую войну внутри страны: такой была отныне конечная цель его политики" ("Мемуары дипломата", М., б/г, с. 227). Патриотизм Ленин видел не в оборончестве и поддержке царского правительства, а в борьбе с монархией и буржуазией, ввергнувших страну в кровавую бойню. В этом духе он направлял деятельность русского бюро ЦК и местных партийных организаций. Считаясь с фактом краха 2-го Интернационала, прилагал усилия к сплочению интернационалистических сил. Участвовал в международных социалистических конференциях в Циммервальде (авг. 1915) и Кинтале (апр. 1916).
В конце лета 1915 Ленин сформулировал вывод, что в эпоху империализма, в силу неравномерности развития капитализма, "возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране" (ПСС, т. 26, с. 354; разрядка моя. - Автор). В кн. "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916) Ленин доказывал: в социальной и экономической структуре передовых капиталистических стран с переходом к империализму произошли качественные изменения, что привело "к самому всестороннему обобществлению производства"; монополистический капитализм "втаскивает, так сказать, капиталистов, вопреки их воле и сознанию, в какой-то новый общественный порядок, переходный от полной свободы конкуренции к полному обобществлению", т.е. к социализму (см.: ПСС, т. 27, с. 320-21). В этой связи Ленин полагал, что на империалистической стадии мировой капитализм как система в целом созрел для перехода к социализму, а война, обострив его общественные противоречия и впервые создав угрозу гибели цивилизации, поставила этот переход в порядок дня. Применительно к России Ленин исходил из того, что здесь на очереди стоит буржуазно-демократическая революция, и был убеждён, что её победа зажжёт социалистическую революцию в Европе и тем приблизит её наступление в России (см.: ПСС, т. 27. с. 49-51, 81).
Годы войны были одним из самых трудных периодов в жизни Ленина. В октябре 1916 он писал А.Г. Шляпникову: "О себе лично скажу, что заработок [литературный- Автор] нужен. Иначе просто околевать, ей-ей! Дороговизна дьявольская, а жить нечем" (ПСС, т. 49, с, 302). Источники свидетельствуют, что воспитанная годами лишений личная бытовая неприхотливость сохранилась у Ленина на всю жизнь.
О победе Февральской революции 1917 в Петрограде Ленин узнал из швейцарских газет от 15(2) марта. Уже 16(3) марта в письме к А.М. Коллонтай он пишет: "Мы создадим по-прежнему свою особую партию и обязательно соединим легальную работу с нелегальной. Ни за что снова по типу второго Интернационала!.. Республиканская пропаганда, борьба против империализма, по-прежнему революционная пропаганда, агитация и борьба с целью международной пролетарской революции и завоевания власти "Советами РД"" (ПСС, т. 49. с. 400). В письме от 17(4) марта к ней же: "Сейчас удалось составить, вместе с Зиновьевым, первый набросок тезисов, черновой" (там же, с. 402). Этот "набросок" давал первую оценку перспектив развития русской революции и формулировал задачи большевиков (см. там же, с. 402-03). 7-12 марта Ленин в "Письмах из далека" разработал основные положения большевистской стратегии и тактики в революции, сутью которых была идея "перехода от первого [буржуазно-демократического - Автор] к второму [социалистическому - Автор] этапу революции" (ПСС, т. 31, с. 21-22).
6 марта, после отказа английского и французского правительств пропустить в Россию политических эмигрантов, совещание их представителей [Ю.О. Мартов - меньшевик, Г.Е Зиновьев - большевик, М.А.Натансон - эсер, В. Косовский (М.Я. Левинсон) -бундовец] рассмотрело вопрос о способах возвращения в Россию и приняло выдвинутый Мартовым план проезда через Германию. Ленин участвовал в выработке условий проезда, которые 22 марта были переданы швейц. социалистом Ф. Платтеном германскому посланнику в Швейцарии. 24 марта Платтен сообщил Ленину о согласии германского правительства на проезд политических эмигрантов через Германию на выдвинутых ими условиях (за вагоном признаётся право экстерриториальности, сношения с германскими властями и чиновниками ведёт лишь Платтен, пассажиры ни при каких условиях вагон не покидают и т.п.). Мотивы, которыми руководствовалось германское правительство, позднее генерал Э. Людендорф изложил следующим образом: "...с военной точки зрения, пропуск Ленина в Россию был оправдан: Россию необходимо было разбить любыми средствами" (Ludendorff Е., Meine Kriegserinnerungen 1914 - 1918, Berlin, 1919, S. 407). 25 марта в Берне Платтен, французский социалист Ф. Лорио, французский публицист А. Гильбо, германский социал-демократ П. Леви, польский социал-демократ М.Г. Вронский, познакомившись с "Протоколом о проезде через Германию", подготовленным под руководством Ленина (см.: Ленинский сб-к, т. 2, с. 385), подписали "Заявление" для печати: "Мы, нижеподписавшиеся интернационалисты Франции, Швейцарии, Польши, Германии, полагаем, что наши русские единомышленники не только вправе, но обязаны воспользоваться представившимся им случаем проезда в Россию" (В.И. Ленин, Биогр. хроника, т. 4, М., 1973, с. 40). 27 марта вагон с эмигрантами в сопровождении Платтена отбыл из Швейцарии.
Возвращение в Россию выдвинуло Ленина на авансцену политической борьбы. Имя Ленина как деятеля социал-демократического движения (и не только российского), лидера большевиков получило широкую известность (до 1917 было опубликовано 15 биографических справок в популярных словарях и энциклопедиях). Фигура Ленина обрела черты вождя социалистической революции, в чём, по оценкам современников, немалую роль сыграло и своеобразие его личных качеств. Н.А. Бердяев писал: "Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа... Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике... Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистический аскетизм с хитростью, почти с коварством" ("Истоки и смысл рус. коммунизма" М., 1990, с. 95).
3 апреля Ленин возвратился в Петроград. "Правда" писала, что на площади у Финляндского вокзала он приветствовал революционный русский пролетариат и революционную русскую армию, сумевших не только Россию освободить от царского деспотизма, но и положивших начало социальной революции в международном масштабе (ПСС, т. 31, с. 98). В ночь с 3 по 4 апреля выступил во дворце Кшесинской на собрании большевиков с Апрельскими тезисами. Н.Н. Суханов писал: "Мне не забыть этой громоподобной речи, потрясшей и изумившей не одного меня, случайно забредшего еретика, но и всех правоверных... Казалось, из своих логовищ поднялись все стихии, и дух всесокрушения, не ведая ни преград, ни сомнений, ни людских трудностей, ни людских расчётов, носится по зале Кшесинской над головами зачарованных учеников. Ленин вообще - хороший оратор, не оратор законченной, круглой фразы, или яркого образа, или захватывающего пафоса, или острого словца, но оратор огромного напора, силы, разлагающий тут же, на глазах слушателя, сложные системы на простейшие, общедоступные элементы и долбящий ими, долбящий, долбящий по головам слушателей до бесчувствия, до приведения их к покорности, до взятия в плен" ("Записки о рев-ции", т. 2, кн. 3-4, М., 1991, с. 11).
4 апреля около 12 часов Ленин приехал в Таврический дворец на собрание большевиков - участников Всероссийского совещания Советов РСД. Здесь он выступил с докладом и разъяснениями своих тезисов: вместо завершения буржуазно-демократической революции партия должна взять курс на переход от неё ко второму, социалистическому этапу революции, а вместо обычной буржуазно-парламентарной республики призвать массы установить республику Советов: первоочередная политическая задача - переход всей власти к Советам РСКД, который в условиях двоевластия может быть осуществлен безболезненным мирным путём. Заканчивая доклад, отметил: "Я слышу, что в России идёт объединительная тенденция, объединение с оборонцами. Это - предательство социализма" (ПСС, т. 31, с. 112). План объединения РСДРП, выдвинутый ОК меньшевиков и поддержанный Русским бюро ЦК, был сорван. Вскоре Ленин писал: Не объединение с этими мелкими буржуа (Чхеидзе. Церетели, Стеклов), а разбитие этой социал-демократии, губящей революцию пролетариата" (там же, с. 123). Объединение, считал Ленин, возможно только с теми, кто готов идти на углубление революции. Ему удалось добиться того, что на уровне руководства большевиков и меньшевиков объединение российской социал-демократии было исключено. Но на местах до осени 1917, а в ряде случаев и позже существовало много объединённых социал-демократических организаций.
Участвуя 4 апреля в заседании исполкома Петроградского Совета РСД, Ленин сделал сообщение об обстоятельствах проезда политических эмигрантов через Германию. Был введён в состав исполкома Петрогpадского Совета РСД.
С 5 апреля Ленин - редактор газеты "Правда". 6 апреля ЦК РСДРП(б) не поддержал Апрельские тезисы. 7 апреля "Правда" опубликовала его статью "О задачах пролетариата в данной революции", которая содержала Апрельские тезисы. 8 апреля в "Правде" против "разлагающего влияния" ленинских тезисов выступил Л.Б. Каменев (ст. "Наши разногласия"), возражавший против признания буржуазно-демократической революции законченной и вытекавшего отсюда курса на её перерастание в социалистическую революцию. Дискуссия по тезисам состоялась в тот же день на заседании ПК большевиков, при голосовании - 2 "за", 13 против", воздержался 1 (см.: "Первый легальный Петербуржский комитет большевиков в 1917 г.", М., 1927, с. 88). "И тезисы и доклад мой, - признавал Ленин, - вызвали разногласия в среде самих большевиков и самой редакции "Правды"" (ПСС, т. 31, с. 131). Настойчиво разъясняя идеи Апрельских тезисов, Ленин добился в короткий срок их поддержки большинством партийных организаций. В ходе развернувшейся полемики о возможности социализма в России Ленин отверг все критические аргументы меньшевиков, эсеров и других политических противников о неготовности страны к социалистической революции ввиду её экономической отсталости, слабости, недостаточной культурности и организованности трудящихся масс, в т.ч. пролетариата, об опасности раскола революционно-демократических сил и неизбежности гражданской войны.
20-21 апреля во время Апрельского кризиса, вызванного нотой П.Н. Милюкова союзным державам о продолжении Россией войны до победы, когда солдаты и рабочие Петрограда вышли на первую антиправительственную демонстрацию под лозунгами "Долой Милюкова", «Долой Временное правительство!», «Вся власть Советам!», ЦК большевиков принял (21 апр.) написанную Лениным резолюцию. В ней отмечалось, что Временное правительство не может окончить империалистическую войну, а меньшевики и эсеры, поддерживая его, проводят ошибочную политику (см.: ПСС, т. 31, с. 309-11). Демонстранты 21 апреля требовали не только мира, а и свержения Временного правительства. Пресса обвиняла Ленина, большевиков в подготовке гражданской войны: Суханов утверждал позднее, что Ленина буржуазные "обыватели припутали к кризису без всяких оснований", он был тогда "тише воды, ниже травы" (Суханов Н.Н., указ. соч., Т. 2, КН. 3-4, С. 109). 22 апреля ЦК принял резолюцию Ленина, в которой лозунг «Долой Временное правительство!» осуждался как авантюристический и противоречащий курсу на мирное развитие революции (см.: ПСС, т. 31, с. 319-20). Одобренные после острой дискуссии 7-й Всероссийской (Апр.) конференцией РСДРП(б) (24-29 апр.) Апрельские тезисы легли в основу политики партии. Многим как в партии, так и особенно вне её, это казалось непостижимым. Типичным для определенных кругов общественности было мнение генерала А.И. Деникина: "Первоначальные выступления Ленина казались такими нелепыми и такими явно анархическими, что вызвали протест не только во всей либеральной, но и в большей части социалистической печати" (Деникин А.И., Очерки русской смуты, т. 1, М., 1991, с. 326). Меньшевистская "Рабочая Газета" 2 мая писала об итогах конференции: "Знаменитые ленинские "тезисы" перестали быть продуктом личного творчества Ленина, товаром, привезённым из-за границы, диковинкой, которую оглядывают с любопытством, но к которой нельзя относиться серьёзно. Сто сорок делегатов большевистской конференции, почти как один человек, приняли резолюции, которые в развёрнутом виде излагали основные мысли тех же "тезисов"... И тем более настоятельной является серьёзная идейная борьба с ленинизмом во всех его проявлениях".
Реализуя свою программу углубления революции, Ленин работал с исключительным напряжением. В печати регулярно появлялись написанные им статьи, брошюры, воззвания, он постоянно выступал на собраниях и митингах, съездах и конференциях. При обосновании и пропаганде своего социалистического проекта он исходил из того, что, по словам П.Н. Милюкова, "русская революция не была бы революцией, если бы она остановилась на первой стадии и не дошла до крайностей" ("Россия на переломе. Большевистский период русской революции", т. 1, Париж, 1927, с. 40). Ленин утверждал, что "только власть Советов РКСД поможет начать решительную борьбу и за мир, и за землю, и за социализм" (ПСС, т. 32, с. 50). В этом же контексте трактовал он и перспективы решения национального вопроса: "...великороссы не будут насильно удерживать ни Польши, ни Курляндии, ни Украины, ни Финляндии, ни Армении, вообще ни одного народа. Великороссы предлагают братский союз всем народам и составление общего государства по добровольному согласию каждого отдельного народа, а никоим образом не через насилие" (там же, с. 41). Идею пролетарской революции в России он изначально поставил в прямую связь с надеждами многих социалистов различных направлений на близкую мировую революцию и рассматривал российскую революцию как пролог, начало и детонатор всемирной. Ленин полагал, что "отсталая страна может легко начать революцию, потому что гнил её противник, потому что не организована её буржуазия..." (ПСС, т. 36, с. 252). Та же отсталость России своеобразно слила пролетарскую революцию против буржуазии с крестьянской революцией против помещиков" (ПСС, т. 38, с. 306).
Ленин был согласен с оппонентами, что Россия не созрела экономически для социализма, но считал, что в виде крупной промышленности, транспорта, банков и монополий у неё имеются элементы его материальных предпосылок. "Социализм, - подчёркивал Ленин, - ставится нами не как прыжок, а как практический выход из создавшейся разрухи" (ПСС, т. 31, с. 446). Проект Ленина на том этапе не предусматривал немедленного "введения" социализма и крутой ломки сложившихся общественных укладов, а напротив, учитывая уровень развития страны и подготовленности населения, исходил из необходимости переходных шагов и мероприятий (национализация банков и монополизация промышленности, ликвидация помещичьего землевладения и национализация всей земли, рабочий контроль над производством и распределением продуктов и т.п.). Общедемократическую задачу спасения страны от национальной катастрофы, её политического, социального и экономического обновления и возрождения, по мнению Ленина, мог решить только революционный пролетариат, выходя за пределы капиталистической системы. Итоговый его аргумент об исторической необходимости социалистической революции в России: "А не мог ли народ, встретивший революционную ситуацию, которая сложилась в первую империалистическую войну, не мог ли он, под влиянием безвыходности своего положения, броситься на такую борьбу, которая хоть какие-либо шансы открывала ему на завоевания для себя не совсем обычных условий для дальнейшего роста цивилизации?" (ПСС, т. 45, с. 380).

управление, тест, политшкола, харизма, лидер, история, Ленин

Previous post Next post
Up