Про новую книжку

Sep 02, 2013 12:35

Оригинал взят у ludmilapsyholog в Про новую книжку
Вышла у меня книжка для родителей, вот такая



Появилась она так: была небольшая такая брошюра для приемных родителей про трудное поведение. И все время мне говорили: слушай, это же всем надо, не только приемным, сократи самое специфичное и сделай для всех родителей. Но в реальности, конечно, невозможно "просто сократить". И книжка получилась в два раза больше, чем была:) Хотя некоторые куски сохранились, а еще местами вы узнаете тексты из этого блога.

В этой книжке я попыталась впрячь в одну телегу коня и трепетную лань: теорию привязанности и поведенческий подход. Потому что хотя эти два подхода жуть как друг друга не любят, мне-то кажется, что общего больше, чем принято думать. Понимание того, как устроена привязанность, помогает понимать и менять поведение свое и ребенка, да и сама привязанность не какая-то эфемерная субстанция -- ее надежность или угроза ей проявляется именно в поведении.

В книжке два раздела, первый называется "Прощай, оружие или Make love, not war" и посвящен ревизии привычных, стереотипных родительских средств и целей, которые во-первых, не очень-то работают, во-вторых, часто наносят большой урон отношениям с ребенком. Главная мысль ясна из названия, типичные трудные ситуации с детьми мы разбираем именно с точки зрения привязаности.

"Вот самая обычная ситуация: вы ждете гостей. Ваш ребенок тоже рад предстоящему празднику, он помогает вам накрывать на стол, старательно моет овощи, раскладывает салфетки, расцветает от похвалы. Это поведение привязанности, он хочет быть с вами, хочет вам нравится, делать общее дело.

Вот гости на пороге - и ребенок вдруг смущается, прячется за вас, вам стоит труда уговорить его выйти и поздороваться. Это поведение привязанности, он осторожен с чужими, не «своими», взрослыми и ищет защиты у родителя.

Вы сидите за столом, увлечены интересным разговором, а ребенок словно с цепи сорвался: шумит, бегает, дергает вас. Это поведение привязанности: он испытывает тревогу, видя, что вашим вниманием завладел чужой человек и хочет вашего внимания как подтверждения, что с вашими отношениями все в порядке.

Вы теряете терпение, сердитесь на него и выставляете из комнаты. Он громко плачет, бьется об дверь, начинается истерика. Это поведение привязанности: вы дали ему понять, что можете оборвать связь с ним, более того - символически прервали ее, закрыв дверь, он протестует изо всех сил, стараясь восстановить связь..

Вам становится его жалко, вы идет к нему, обнимаете, ведете умыться. Он еще какое-то время всхлипывает, потом обещает, что будет вести себя хорошо и вы разрешаете ему остаться. Вскоре он затихает, свернувшись калачиком у вас на коленях и правда больше не шалит. Это поведение привязанности - связь восстановлена, напряжение спало, страх отпустил, ребенок обессилен, а восстанавливать силы лучше всего рядом с родителем.

Возможно, вы никогда не думали об этом в таком ключе. Возможно, вам казалось, или вам говорили окружающие, что это все происходит потому, что ребенок избалованный, или невоспитанный, или вредничает, или перевозбудился. На самом деле все проще и все серьезней. Ему просто жизненно нужна связь с вами. Вот и все. Если это понимать и уметь видеть то, как состояние ваших отношений влияет на состояние и поведение ребенка, очень многие случаи «плохого» поведения предстанут своем в другом свете".


"Мы помним, что отношения ребенка с родителем для него еще более (чем для нас отношения с партнером -- прим. ) значимы, он еще больше зависит о того, чтобы любовь родителя к нему была незыблема, как скала, чтобы эта связь не могла быть прервана ни ошибкой, ни глупостью, ни несовершенством характера, внешности, способностей. Попытка установить ребенку «планку ожиданий» ввергает его в глубочайший стресс, вызывает сильный протест. И вместо ожидаемого «педагогического эффекта» своих нотаций и вразумлений мы получаем явный или скрытый саботаж, а порой и парадоксальную реакцию: ребенок усиливает как раз то поведение или качество, которым мы часто бываем недовольны. Как это работает?

Представьте себе, что вы гуляете по тропе над пропастью (а это в некотором смысле вообще метафора нашей жизни), и страхует вас прочная веревка, которую держит с той стороны человек, которому вы абсолютно доверяете, больше, чем себе. Именно так воспринимает ребенок свою привязанность к родителю и родителя к нему. И вдруг вам кажется, что веревка ослабла, провисла как-то. Что случилось? Отпустил? забыл? бросил? Ушел? Спросить вы не можете, пойти разузнать тоже - страшно же шаг ступить, без страховки-то. Что вы будете делать?

Правильно, дергать за веревку, в надежде, что она просто немного провисла и сейчас снова натянется и станет прочной и надежной, как раньше. Дергать с замиранием сердца - а вдруг дернешь, и окажется, что на том конце ее выпустили? Но если не дернуть, то как узнать?

Вот именно это и делает ребенок, когда у него есть сомнение в прочности привязанности. Дергает за веревку. Снова пробует то именно поведение, которое, по опыту, ставит отношение к нему родителя под угрозу. «Ты по-прежнему мой взрослый? - словно спрашивает он. - Даже если я вот так делаю? Даже если я плохой? Я не могу жить в такой тревоге, ответь скорее, чтобы я знал точно».
(...)
Если у родителя получается дать ребенку понять, что мол, ты, дорогой, конечно, наломал дров, но не волнуйся, я тебя по-прежнему люблю, я с тобой, можешь на меня рассчитывать, веревка прочна, - ребенок успокаивается и может изменить поведение. Если взрослый в ответ тоже заводится, сам попадает под власть тревоги «он теперь всегда будет так делать, я плохой родитель, я не справляюсь, он меня не слушается, это он назло, нужно быть пожестче с ним, чтоб неповадно было впредь» и все в таком роде, - вопрос ребенка не снимается, а только становится острее.
А значит, следует ждать чего? Ага, повторения и того самого, непереносимого для родителя поведения."

А вторая  часть называется: "Трудное поведение: перезагрузка", где речь собственно об изменении того поведения ребенка, которое отравляет жизнь (если все дело только в поведении).  Там все кратко и по минимуму, потому что я надеюсь, что после первой части вы сами будете видеть, как устроено изнутри это самое трудное поведение и сможете генерить идеи, как его можно менять.

В общем, такой вот сплав несовместимого, что из этой авантюры вышло - судить вам. Буду очень благодарна за отзывы и пожелания на будущее.
Я так понимаю, на ярмарке на ВВЦ книжка уже будет, кто придет на встречу 5-го  в 11, можем и про нее поговорить.

Мечтаю зимой как-то организовать жизнь так, чтобы написать наконец книжку собственно про привязанность, примерно про то, про что я веду тренинги. Потому что уже очень пора, пока не перегорело. Но для этого нужно хоть на пару месяцев полностью погрузиться,  надеюсь, получится.

привязанность, симпль, прекрасное, понятное, ростки людей, образование, простое, дети, воспитание, ребенок, развитие, секрет, литература

Previous post Next post
Up