Про новую книжку

Sep 01, 2013 21:09

Вышла у меня книжка для родителей, вот такая



Появилась она так: была небольшая такая брошюра для приемных родителей про трудное поведение. И все время мне говорили: слушай, это же всем надо, не только приемным, сократи самое специфичное и сделай для всех родителей. Но в реальности, конечно, невозможно "просто сократить". И книжка получилась в два раза больше, чем была:) Хотя некоторые куски сохранились, а еще местами вы узнаете тексты из этого блога.

В этой книжке я попыталась впрячь в одну телегу коня и трепетную лань: теорию привязанности и поведенческий подход. Потому что хотя эти два подхода жуть как друг друга не любят, мне-то кажется, что общего больше, чем принято думать. Понимание того, как устроена привязанность, помогает понимать и менять поведение свое и ребенка, да и сама привязанность не какая-то эфемерная субстанция -- ее надежность или угроза ей проявляется именно в поведении.

В книжке два раздела, первый называется "Прощай, оружие или Make love, not war" и посвящен ревизии привычных, стереотипных родительских средств и целей, которые во-первых, не очень-то работают, во-вторых, часто наносят большой урон отношениям с ребенком. Главная мысль ясна из названия, типичные трудные ситуации с детьми мы разбираем именно с точки зрения привязаности.

"Вот самая обычная ситуация: вы ждете гостей. Ваш ребенок тоже рад предстоящему празднику, он помогает вам накрывать на стол, старательно моет овощи, раскладывает салфетки, расцветает от похвалы. Это поведение привязанности, он хочет быть с вами, хочет вам нравится, делать общее дело.

Вот гости на пороге - и ребенок вдруг смущается, прячется за вас, вам стоит труда уговорить его выйти и поздороваться. Это поведение привязанности, он осторожен с чужими, не «своими», взрослыми и ищет защиты у родителя.

Вы сидите за столом, увлечены интересным разговором, а ребенок словно с цепи сорвался: шумит, бегает, дергает вас. Это поведение привязанности: он испытывает тревогу, видя, что вашим вниманием завладел чужой человек и хочет вашего внимания как подтверждения, что с вашими отношениями все в порядке.

Вы теряете терпение, сердитесь на него и выставляете из комнаты. Он громко плачет, бьется об дверь, начинается истерика. Это поведение привязанности: вы дали ему понять, что можете оборвать связь с ним, более того - символически прервали ее, закрыв дверь, он протестует изо всех сил, стараясь восстановить связь..

Вам становится его жалко, вы идет к нему, обнимаете, ведете умыться. Он еще какое-то время всхлипывает, потом обещает, что будет вести себя хорошо и вы разрешаете ему остаться. Вскоре он затихает, свернувшись калачиком у вас на коленях и правда больше не шалит. Это поведение привязанности - связь восстановлена, напряжение спало, страх отпустил, ребенок обессилен, а восстанавливать силы лучше всего рядом с родителем.

Возможно, вы никогда не думали об этом в таком ключе. Возможно, вам казалось, или вам говорили окружающие, что это все происходит потому, что ребенок избалованный, или невоспитанный, или вредничает, или перевозбудился. На самом деле все проще и все серьезней. Ему просто жизненно нужна связь с вами. Вот и все. Если это понимать и уметь видеть то, как состояние ваших отношений влияет на состояние и поведение ребенка, очень многие случаи «плохого» поведения предстанут своем в другом свете".


"Мы помним, что отношения ребенка с родителем для него еще более (чем для нас отношения с партнером -- прим. ) значимы, он еще больше зависит о того, чтобы любовь родителя к нему была незыблема, как скала, чтобы эта связь не могла быть прервана ни ошибкой, ни глупостью, ни несовершенством характера, внешности, способностей. Попытка установить ребенку «планку ожиданий» ввергает его в глубочайший стресс, вызывает сильный протест. И вместо ожидаемого «педагогического эффекта» своих нотаций и вразумлений мы получаем явный или скрытый саботаж, а порой и парадоксальную реакцию: ребенок усиливает как раз то поведение или качество, которым мы часто бываем недовольны. Как это работает?

Представьте себе, что вы гуляете по тропе над пропастью (а это в некотором смысле вообще метафора нашей жизни), и страхует вас прочная веревка, которую держит с той стороны человек, которому вы абсолютно доверяете, больше, чем себе. Именно так воспринимает ребенок свою привязанность к родителю и родителя к нему. И вдруг вам кажется, что веревка ослабла, провисла как-то. Что случилось? Отпустил? забыл? бросил? Ушел? Спросить вы не можете, пойти разузнать тоже - страшно же шаг ступить, без страховки-то. Что вы будете делать?

Правильно, дергать за веревку, в надежде, что она просто немного провисла и сейчас снова натянется и станет прочной и надежной, как раньше. Дергать с замиранием сердца - а вдруг дернешь, и окажется, что на том конце ее выпустили? Но если не дернуть, то как узнать?

Вот именно это и делает ребенок, когда у него есть сомнение в прочности привязанности. Дергает за веревку. Снова пробует то именно поведение, которое, по опыту, ставит отношение к нему родителя под угрозу. «Ты по-прежнему мой взрослый? - словно спрашивает он. - Даже если я вот так делаю? Даже если я плохой? Я не могу жить в такой тревоге, ответь скорее, чтобы я знал точно».
(...)
Если у родителя получается дать ребенку понять, что мол, ты, дорогой, конечно, наломал дров, но не волнуйся, я тебя по-прежнему люблю, я с тобой, можешь на меня рассчитывать, веревка прочна, - ребенок успокаивается и может изменить поведение. Если взрослый в ответ тоже заводится, сам попадает под власть тревоги «он теперь всегда будет так делать, я плохой родитель, я не справляюсь, он меня не слушается, это он назло, нужно быть пожестче с ним, чтоб неповадно было впредь» и все в таком роде, - вопрос ребенка не снимается, а только становится острее.
А значит, следует ждать чего? Ага, повторения и того самого, непереносимого для родителя поведения."

А вторая  часть называется: "Трудное поведение: перезагрузка", где речь собственно об изменении того поведения ребенка, которое отравляет жизнь (если все дело только в поведении).  Там все кратко и по минимуму, потому что я надеюсь, что после первой части вы сами будете видеть, как устроено изнутри это самое трудное поведение и сможете генерить идеи, как его можно менять.

В общем, такой вот сплав несовместимого, что из этой авантюры вышло - судить вам. Буду очень благодарна за отзывы и пожелания на будущее.
Я так понимаю, на ярмарке на ВВЦ книжка уже будет, кто придет на встречу 5-го  в 11, можем и про нее поговорить.

Мечтаю зимой как-то организовать жизнь так, чтобы написать наконец книжку собственно про привязанность, примерно про то, про что я веду тренинги. Потому что уже очень пора, пока не перегорело. Но для этого нужно хоть на пару месяцев полностью погрузиться,  надеюсь, получится.

книги

Previous post Next post
Up