26 августа 2013
Фото: Iakov Filimonov/Rusmediabank.ruДля мам, кормящих грудью малышей, создан прибор, способный измерять количество высасываемого молока.
Название прибора - MilkSens. Над ним работали учёные Израиля. Они же протестировали MilkSens на 100 кормящих матерях, которые на протяжении двух месяцев использовали измеритель и остались им полностью довольны.
Продажи MilkSens в этом году пройдут в Европе и США, а после этого прибор появится в России.
Почему вредно дружить с детьми?
«Мы с мамой - лучшие подружки».
«У нас всегда были очень близкие и дружеские отношения с родителями».
«Пожалуй, только мама понимает меня».
Это ли не счастье?
Только вот почему люди, которые произносят эти слова у меня в кабинете, как правило, пребывают в глубокой депрессии, они совершенно обесточены, у них нет сил, чтобы жить? А еще их беспокоят отношения с детьми - своими собственными. Им кажется, что они неправильные.
«МИР ПОХОЖ НА ЦВЕТНОЙ ЛУГ, ЕСЛИ РЯДОМ С ТОБОЙ ДРУГ!»
Когда мне исполнилось 12 лет, мама часто плакала, жаловалась мне на отца. Я ужасно ей сочувствовала, жалела, старалась побольше помогать по дому. Стала грубить отцу - ведь он делает маме больно. А потом у нее появился любовник. Я такого слова тогда не знала, мама объяснила, что это ее друг, но папе не нравятся друзья-мужчины, поэтому надо хранить тайну, не рассказывать папе о звонках. Зато я должна была передавать маме «секретные послания» от друга. Это было лестно, я гордилась маминым доверием, никому-никому не рассказывала. В этом была какая-то особая близость: вот мы, две подружки, шепчемся о мальчиках. Мама стала брать меня с собой на прогулки - а раньше никогда. Потом мама решила от папы уйти. Ей было очень тяжело и трудно, а папа просто был на грани самоубийства. А я металась между ними: прикрывала маму, старалась утешать папу.
Эта взрослая женщина уже много лет лечится от депрессии. У нее не складываются отношения с мужчинами, она никому не доверяет. И совсем не умеет защищать себя, выражать гнев, отстаивать свои интересы. В общем и целом картина сильно смахивает на непереработанную травму. Но кто обидел эту девочку? Ведь мама с ней хорошо обращалась, любила, не обижала, дружила с ней.
Хорошо, когда ребенок говорит: мамочка мой лучший друг, ей можно все-все рассказать, она всегда выслушает, подскажет, утешит. Грамотная мамочка еще и объяснит, что с ним происходит, назовет смутные и непонятные бури в душе какими-нибудь умными словами, о гормональных перепадах расскажет.
Разрушительно, когда мама делает из ребенка контейнер для себя: грузит в него (чаще - в нее) свои тайны, горести и болячки. Делится своими проблемами, в том числе сексуальными.
Ушедший много лет назад в другую семью отец общается с дочерью-подростком: рассказывает ей о своих трудностях с новой женой, посвящает в тайну отношений с любовницей, плачется и жалуется. Что чувствует девочка? Что ее практически изнасиловали.
Она не хочет знать об амурных похождениях отца, ей не нужна такая откровенность. Это нарушает ее внутренние границы.
Она говорит, что сама бы хотела рассказывать отцу о себе, ей хочется, чтобы он ее выслушал, дал совет, поддержал. Вместо этого, ей приходится утешать его самого, сочувствовать взрослому человеку, периодически прощать его «косяки» и входить в положение. То есть делать для него ту работу, которую в норме делают хорошие родители для своих детей.
Разрушительно именно нарушение иерархии.
Фактически, посвящая дочь в подробности своих отношений с другими женщинами, родитель делает ребенка своим соучастником. В том числе - соучастником сексуальным. То есть мы видим самый натуральный инцест. Пусть и психологический.
В голове у ребенка возникает путаница ролей: он ребенок, который вырастет и заведет свою семью, или партнер своего родителя.
«А КТО У НАС МУЖ?»
Семья - это система, конструкция. У нее есть границы, законы и правила, известны роли. Задача родителей - кормить, защищать, воспитывать, устанавливать пресловутые правила. Задача детей - слушаться, расти, продолжать род, бодаться с предками и идти дальше. Что происходит, если эта система переворачивается с ног на голову?
Если родитель ребенку открывает душу, он тем самым вытаскивает ребенка из подсистемы «дети» и помещает в подсистему «взрослые, партнеры, равные». В отношениях двух сексуальных партнеров, каковыми являются родители в семье, появляется третий участник - ребенок. Его досрочно вводят во взрослую жизнь, его интимность нарушена, в душе сумятица и хаос.
По факту это можно считать инцестом и насилием.
Как ни странно, «менее» губительно, когда родитель просит ребенка не рассказывать о заначках, покупках в кредит. Опять же под флагом «мы с тобой друзья, а у них могут быть свои маленькие секреты». Поэтому ты не говори папе, сколько стоили эти сапожки, не надо его расстраивать. А ты не говори маме, что я на гаишника налетел и все деньги ему отдал, потому что поддатый был.
Деньги - это и символ власти в семье, зрелости, и, если ребенку вручают этот символ раньше времени, до того как накопится его собственный опыт, это по меньшей мере странно. Суть от этого не меняется: ребенок переходит от детской роли к взрослой, что путает его внутренние настройки и мешает расти.
ПОКОЛЕНИЯ «ПЕПСИ» И ХИППИ
Давайте рассмотрим идею дружбы с детьми через призму поколений.
Те, кому сейчас 50 - 60 лет, - послевоенные дети. Какими были их отношения с родителями? Чаще всего - никакими. Родители работали день и ночь, у многих не было отцов, воспитанием занимались школа и общественные организации. Нам трудно сейчас это представить, но матери были вынуждены выходить на работу через месяц после рождения ребенка, которого отдавали в ясли или на пятидневку. Самая что ни на есть тяжелейшая травма ранней депривации, привязанностей почти нет, один долг и обязанности.
Это поколение - будущие шестидесятники - так и остались подростками: творческие, талантливые, первооткрыватели. Очень мало у кого из них были по-настоящему близкие, доверительные отношения с родителями. Они следили, чтобы сын не пошел по плохой дорожке, чтобы дочка не «принесла в подоле», на большее их просто не хватало. Ни о какой детской психологии не было и речи, давили авторитетом, нажимали и наказывали.
И тогда представители того поколения решили, что со своими детьми они будут обращаться совсем иначе. Они будут их везде брать с собой, водить в походы и на выставки, любить изо всех сил, всегда будут рядом и никогда не бросят. Никогда. Даже если дети будут отбиваться руками и ногами и кричать: «Пусти, больно!»
А самое главное - они с детьми дружат. Участвуют в их тусовках, велят называть на «ты» и по имени, никогда не закрывают дверь в свою комнату (и ребенку запрещают), хотят быть в курсе всего, что с ребенком происходит. Это, конечно, очень приятно, когда ребенку лет 5 - 7. Но когда подросток не имеет возможности побыть один, когда мама или папа без стука входят в его комнату, где он уединился с подружкой, когда…
Когда его границы постоянно проламываются и нарушаются. И возмутиться нельзя - ведь «мы же друзья, мы же тебя так любим». Очень трудно отстаивать себя, когда напротив не враги, а друзья.
Помните, в первой части «Гарри Поттера» Дамблдор награждает в конце Гарри, Рона, Гермиону за проявленное мужество, ум, находчивость и верность. А потом дает решающие 10 баллов Невиллу Долгопупсу: «Мы знаем, сколько отваги нужно, чтобы противостоять врагу. Но еще большее мужество необходимо, чтобы спорить с другом».
Мы видим похожую ситуацию и Европе и Америке: после поколения хиппи, с их идеей всеобщего братства, «секс-наркотики-рок-н-ролл», «долой законы, да здравствует свободная любовь!», появилось поколение яппи: ханжеское, утрированно законопослушное, гиперответственное.
Семья выполняет множество важных функций, и безопасность - первейшая из них. Но если в поколениях до- и послевоенных безопасность требовалась в первую очередь физическая (защитить от врага, спасти от голодной смерти, уберечь от нападения), то у «внуков войны» на первый план вышла безопасность психологическая: отстоять границы своей личности, не позволить себя сломить морально.
А дружба - это отсутствие всех границ между людьми. Это «мы с тобой едины», «у нас все общее», никаких тайн, никаких секретов друг от друга.
Только взрослый и ребенок стоят на разных уровнях. И
тайна, выплаканная ночью ближайшей подруге, сближает или разводит равных людей. А ребенок - не равный.
ТАЙНА, ПОКРЫТАЯ МРАКОМ
Судя по всему, реальный урон наносят именно тайны. Волшебное, теплое чувство близости и доверия вызывают совместные занятия родителя с ребенком чем угодно: ловить рыбу, шить кукол, ходить в походы. Даже совместное делание маникюра не навредит.
А что наносит? Включение ребенка в сексуальную жизнь родителей. Даже в виде сна в общей постели, потому что маме иначе страшно и холодно. И когда папа знакомит детей с каждой своей новой спутницей - он так или иначе демонстрирует детям часть своей интимной жизни.
Дети имеют право не знать о том, что их напрямую не касается. Не стоит навязывать им сведения о том, как протекает взрослая часть жизни. Дружба - это отношения равных.
Авторы -
Катерина Демина (детский и семейный психолог) Почему дети врут
Как же неприятно родителям, когда их дети начинают врать. А врут дети в любом возрасте, но чаще всего в раннем. И именно тогда у родителей появляется страх, что это войдёт у ребёнка в привычку, которая останется на всю жизнь. Поэтому они пытаются всеми возможными способами наставить ребёнка на путь истинный. Но стоит задуматься - все ли используемые способы принесут пользу?
Ведь в большинстве своём дети врут неосознанно. Фантазии занимают определённое место в их внутреннем мире, зачастую малыши искренне верят в то, о чём говорят, поэтому, возможно, не стоит считать это ложью.
Фантазии могут свидетельствовать как о неудовлетворённости ребёнка собой или своим положением в его окружении, так и о склонности к творчеству и живости воображения. Но, конечно же, если неукротимые детские фантазии не сопровождаются реальными достижениями, и ребёнок только воображает блистательные победы, но ничего не делает, чтобы превратить мечты в реальность, то из него может вырасти взрослый бездельник, имеющий большие претензии. Поэтому важно поддерживать у ребёнка баланс между фантазиями и реальностью, возвращая его “на землю” и прививая вкус к настоящим делам.
Бывает, что дети обманывают не только для самозащиты, большей уверенности в своих силах, повышения чувства собственного достоинства, но и с целью развеселить окружающих. Это невинный вид обмана, т.к. ребёнок обманывает не из корысти. К тому же в этом случае вымысел настолько очевиден, что его понимают и сам ребёнок, и взрослые, просто обе стороны подыгрывают друг другу.
С возрастом у ребёнка повышается любознательность, и параллельно с этим он получает всё больше требований и запретов от взрослых. Именно данные обстоятельства и порождают первые вымыслы ребёнка, с помощью которых он пытается эти ограничения обойти. И чем взрослее становится ребёнок, тем больше появляется поводов для вымысла, и тем более изощрённым становится обман.
Почему? А давайте сначала посмотрим на себя. Что облегчает нам жизнь, помогает выйти из затруднительных ситуаций и избежать не очень приятных объяснений, даёт возможность не обидеть другого человека? Мы называем это ложью во спасение. Когда, немного приврав, исказив факты или недоговорив до конца правду, пытаемся решить возникающие проблемы. А дети всё видят, понимают и перенимают от взрослых нехорошие привычки.
Возможные причины детской лжи
Дети, которые не пользуются популярностью в своём кругу общения, стараются скрыть свои неудачи и преподносят информацию о себе в более выгодном свете, пытаясь улучшить мнение о себе или хотя бы не испортить его окончательно. Не видя в своей реальности чего-то, способного повысить его значимость, ребёнок начинает придумывать или рассказывать о ком-то, как о самом себе. Но в таких случаях сверстники в основном требуют доказательств, и ребёнку ничего не остаётся делать, как врать ещё больше, чтобы выкрутиться из неприятной ситуации.
Ложь и умалчивание у ребёнка выходят на уровень сознания и в тех случаях, когда он боится наказания за совершённые проступки и испытываемые чувства. Постепенно способность утаивать и хитрить становится всё более осознанной и входит в привычку. И чем чаще ребёнок начинает врать, тем положительнее он к этому относится, расценивая умение хитрить, как проявление ловкости и ума. Как составляющая черта личности лживость может проявиться уже в возрасте 4-5 лет.
Если ребёнку не хватает внимания и любви окружающих, то с помощью лжи он может давать выход озлобленности. Прекрасно понимая, что ложь раздражает взрослых, он будет врать, чтобы рассердить их, даже зная наверняка, что понесёт за это наказание.
Ещё одной причиной, которая провоцирует детей на ложь, являются родительская бестактность и эгоизм. Взрослые не воспринимают серьёзно занятия детей и могут в любой момент оторвать ребёнка от его дел, не обращая внимания на просьбу подождать, что только ещё больше раздражает взрослых. Так же категорично пресекаются попытки ребёнка внести с улицы какую-то понравившуюся палочку, цветное стёклышко или гладкий камешек, которые воспринимаются ребёнком как настоящие сокровища, а взрослыми - как хлам и мусор. Поэтому ребёнок пытается защищаться от родительского контроля с помощью хитрости и обмана, чтобы пронести всё это тайком.
Ложь является для детей ещё и способом доказательства своей независимости. Бывает, что дети даже соревнуются между собой в способности соврать родителям. И чем успешнее результат соревнования, тем больше крепнет в ребёнке уверенность, что это лучший из способов превосходства над сверстниками.
Что нужно знать взрослым
С возможными причинами детской лжи более или менее всё понятно. Но остаётся вопрос - что же с этим всем делать, как поступить, чтобы не навредить?
Самое главное, не нужно сгоряча нападать на ребёнка. Не делайте из него сразу преступника, виновного в чём-то очень жизненно важном: ведь он только начинает свою сознательную жизнь, он так беспомощен в этом огромном мире и не имеет опыта, как можно в нём устоять и удержаться. Постарайтесь сначала понять причину лжи.
Здесь поможет разговор, как говорится, «по душам». Поняв, что ребёнок солгал, переспросите у него, уверен ли он в том, что говорит, предложите ему хорошенько подумать, рассказать ещё раз и т.п. Не стоит начинать разговор с упрёков и угроз. Если чувствуете, что не можете контролировать себя, то сначала постарайтесь успокоиться и только после этого спокойно приступайте к разговору.
Если ребёнок врёт, то стоит задуматься, всегда ли вы справедливы к нему, не слишком ли жестоки ваши наказания за его проступки.
Необходимо научиться разъяснять ребёнку происходящее вокруг, а также мотивы - как своего поведения, так и окружающих людей. Если вы не выполнили что-то обещанное ребёнку, обязательно объяснитесь с ним и извинитесь. Самым действенным методом развития у детей честности и порядочности является личный пример. Будьте честны с ребёнком даже в мелочах.
Можно показать ребёнку примеры ироничного отношения к каким-то неудачам. Это поможет ему находить выход из сложных ситуаций с помощью юмора, а не лжи.
Важно помнить, что дети, как и мы, взрослые, имеют право на собственные тайны. И чем назойливее и бестактнее мы будем интересоваться их личной жизнью, тем больше поводов утаивать и лгать будет у них.
Постарайтесь предупредить ложь. Так как ложь в большинстве случаев является следствием неуверенности в себе, сделайте ложь бессмысленной - воспитайте своего ребёнка уверенным в себе человеком, развитым интеллектуально и физически, и тогда у него просто не будет надобности
врать.
Помните, что ребёнку непросто жить одновременно в двух крайне разных по своей сути мирах: в мире взрослых и в мире сверстников. Детям необходимы не только родительская любовь, внимание и доверие, а ещё и постоянные поощрения. Разговаривайте с ребёнком вежливо, уважайте его мнение, ненавязчиво интересуйтесь его симпатиями и увлечениями, терпеливо объясняйтесь всё, о чем он вас спрашивает, почаще общайтесь с ним не с позиции «родитель - ребёнок», а как лучшие друзья.
Ложь детей всегда является сигналом тревоги, дающим нам знать, что что-то происходит с ребёнком. Если ложь используется им не в качестве средства защиты, а выступает уже как средство нападения, стало быть ситуация вышла за рамки контроля. В этом случае, если вы чувствуете, что не можете справиться с ситуацией самостоятельно, обратитесь к психологу за помощью.
© Галина Загудайлова