Губернаторские отчёты и резолюции Николая II

Feb 09, 2010 05:31



Сомнительный (учитывая, что детство героини карикатуры должно было прийтись на циркуляр "о кухаркиных детях") юмор из журнала "Задушевное слово" (1910. - № 43).

"По данным земской статистики на 1906 г., при сохранении темпов роста сети элементарных школ для достижения всеобщего начального обучения в центральной России потребовалось бы не менее 120 лет.

В 1896 г. 1 учащийся средней школы приходился на 564 человека населения. На Западе в 1910 г. (к этому времени ситуация в России мало изменилась по сравнению с концом XIX в.) успехи были гораздо большими: во Франции 1 ученик средней школы приходился на 300 жителей, в Пруссии - на 122, в Англии - на 202, в США - на 83".
(А. Джуринский. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 355)

В связи с этим, несколько резолюций Николая II.



Свод высочайших отметок по всеподданнейшим отчётам за 1898 год губернаторов, военных губернаторов и градоначальников. - СПб., 1900. - С. 44
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky_2/Gramotnost-Nikolaj-005.jpg
По свидетельству, что в отчётном году два уездных земства - Бахмутское и Славяносербское - постановили ввести всеобщее обучение в своих уездах и сделали соответствующие ассигнования, благодаря чему в Бахмутском уезде явится возможность всеобщего начального обучения через 6 лет, а в Славяносербском через 12 лет, последовала Высочайшая Вашего Величества резолюция: "Сколько раз говорил, нечего с этим торопиться!" причём слова: "ввести всеобщее обучение" подчёркнуты Собственною Вашего Величества рукою."

Настоящий крик души. Отчёт рассмотривался на заседании Совета министров 7 марта 1900 года, то есть, император точно знал, что и в 1912 году ввести хотя бы в одном уезде России всеобщее обучение было бы излишней торопливостью.

Свод высочайших отметок по всеподданнейшим отчётам за 1902 год губернаторов, военных губернаторов и градоначальников. - СПб., 1905. - С. 4
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky2/Gramotnost-Nikolaj-001.jpg
По заявлению, что в виду совершенного переполнения классической гимназии в Астрахани постройка нового здания гимназии, или открытие второй гимназии, составляет давно назревшую, а теперь даже вопиющую потребность, В а ш е м у И м п е р а т о р с к о м у В е л и ч е с т в у благоугодно было собственноручно начертать: "Ни в коем случае не гимназию, а разве техническое училище"

Заинтересовало, когда же в Астрахани была создана первая гимназия:

http://history.astrakhan.ws/razvitie19-20_6.php
В 1788 году в городе открылось народное училище, которое в 1806 году преобразовалось в мужскую гимназию.

Изменения численности населения города:

http://www.astrahanhotels.ru/info/population.html
В 1860 году - 45000 человек, в 1897 году - 113000 человек, в 1910 году - 150000 человек

Не удивительно, что через сто лет после создания гимназия "совершенно переполнилась" и местные власти писали о "давно назревшей, а теперь даже вопиющей потребности".

Там же. - С. 24
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky2/Gramotnost-Nikolaj-002.jpg
Объяснение, что только училища Министерства Народного Просвещения можно считать рассадниками начального народного образования», «а школы церковно-приходские поставлены весьма неудовлетворительно, и что как ни больно свидетельствовать о безучастном отношении православного духовенства губернии к святому делу народного просвещения, нельзя умолчать об этом важном явлении, так как оно легко поправимо при более внимательном и настойчивом отношении со стороны местного духовного начальства, отчеркнуто Собственною В а ш е г о В е л и ч е с т в а рукою.

Свод высочайших отметок... за 1903 и 1904 годы. - СПб., 1907. - С. 30 -31

http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky2/Gramotnost-Nikolaj-003.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky2/Gramotnost-Nikolaj-004.jpg
По высказанному губернатором мнению, что главная задача как средней, так и низшей школы должна заключаться в заботе и воспитании молодого поколения в духе нравственности и религии, для достижения чего должно быть обращено особое внимание на выбор и главным образом на подготовку учителей и учительниц, последовала Высочайшая резолюция: "Да". Поставлены в известность Министры Внутренних Дел и Народного Просвещения и Обер-Прокурор Святейшего Синода.

Правитель неграмотной страны считал главной задачей школы религиозное воспитание. Позабавила похвальная краткость Высочайшей резолюции, над которой пришлось задуматься трём министрам. Кроме того, этот разворот вообще интересен тем, какие заботы висели на "хозяине земли Русской".

Там же. - С. 30

По свидетельству о безотлагательной необходимости увеличения штата полиции г. Николаева 18 околоточными надзирателями Высочайше начертано: "Надо исполнить", причём объяснение это отчёркнуто Собственною В а ш е г о И м п е р а т о р с к о г о
В е л и ч е с т в а рукою

Примерно по полтора околоточного надзирателя на каждую Высочайшую букву.

Грустное:

Там же. - С. 30 - 31

Свидетельство о том, что в санитарном отношении условия жизни крестьянского населения едва-ли вообще можно признать нормальными, и что здоровье населения несомненно ухудшается, особенно детей, и является следствием недостаточности питания и отсутствия в нём необходимого разнообразия, Собственноручно отчёркнуто Вашим Величеством

Следует иметь в виду, что отчёт слушался 10 мая 1905 года, когда ненормальные условия крестьянской жизни стало трудно игнорировать. Но самодержец не смог предложить голодающим детям ничего конкретного.

По указанию на настоятельную необходимость города Николаева в особой тюрьме для пересыльных и подследственных арестантов разных категорий последовал Высочайший вопрос: "Когда приступят к устройству тюрьмы?" причём объяснение это Вашему Императорскому Величеству благоугодно было собственноручно отчеркнуть

Чувствуется искренняя озабоченность вопросом. Чай, не гимназия, а, действительно, полезное строительство.

К тюрьмам Николай II вообще был неравнодушен и экономить на них не позволял.

Свод высочайших отметок по всеподданнейшим отчётам за 1896 год генерал-губернаторов, губернаторов, военных губернаторов и градоначальников. - СПб., 1898. - С. 128
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky_2/Gramotnost-Nikolaj-007.jpg
По свидетельству бывшего губернатора, что ходатайство его перед главным тюремным управлением об ассигновании 14.000 р. на постройку новой каменной тюрьмы в г. Яренске отклонено за отсутствием средств, состоялась Высочайшая отметка В а ш е г о В е л и ч е с т в а: "Сумма невелика!"

ПС. Ниже в комменте даны ссылки на некоторые выступления императора о народном просвещении, увы, типичные по своей бессодержательности.

Д. Л. Сапрыкин. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009. - С. 125
http://www.roditelinfo.ru/images/stories/articles/Potential-Saprykin.pdf
«Высочайший рескрипт, данный на имя члена государственного совета, генерал-адъютанта, генерала-от-инфантерии Ванновского.

«Опыт последних лет указал однако на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению.

Благословит Господь Наши труды; да помогут Нам в них родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем

На подлинном собственно Его Императорского Величества рукою написано:
«Искренне уважающий Вас
Н И К О Л А Й»
Царское село.
25 марта 1901 года.»

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО Его Императорского Величества Государя Императора
Государственному Совету и Государственной Думе 27 апреля 1906 г.:
http://starosti.spb.ru/
Я же буду охранять непоколебимые постановления, мною дарованныя, с твердой уверенностью, что вы отдадите все свои силы на самоотверженное служение отечеству на выяснение нужд столь близкаго Моему сердцу крестьянства, просвещения народа и развития его благосостояния

Манифест 9 июля 1906 г. о роспуске Государственной думы:
http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1291
Во всех отраслях народной жизни намечены были Нами крупные преобразования, и на первом месте всегда стояла главнейшая забота Наша рассеять темноту народную светом просвещения и тяготы народные облегчением условий земельного труда.

Характерна судьба в то время законопроекта о ввведении обязательного всеобщего начального образования
http://monco83.livejournal.com/18703.html

Образование в РИ, статистика
http://mutoids.livejournal.com/61884.html

Ещё пример отношения Николая к "темноте народной":

http://shatsky.livejournal.com/10169.html
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky_2/Gramotnost.jpg
Я против освобождения от платы за учение
Особый журнал Совета министров. 13 апреля 1910 года // Особые журналы Совета министров Российской империи. 1910 год. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. - C. 183

Характерный пример политики воспитания молодого поколения в духе религии был дан в 1906 году.

http://www.allpravo.ru/library/doc542p0/instrum1706/item1751.html#_ftn1
В силу закона 14 марта 1906 г., взамен действовавшего до того времени раздела второго Уложения о наказаниях, были введены в действие постановления главы II Уголовного Уложения (ст. 73-98)

Дополнением к постановлениям Уголовного Уложения о совращении является наказуемость воздействия на малолетних, воспитывание их по правилам не той веры, к которой они должны принадлежать по условиям им рождения.

Точнее:
«Родитель или опекун, обязанный по закону воспитывать своего или находящегося под его опекой не достигшего четырнадцати лет малолетнего в правилах христианской веры» получал три года крепости за нехристианское воспитание, и один год - за христианское, но не православное (ст. 88-89).
(Российское законодательство X-XX веков. Т. 9. - М., 1994. - С. 265)

Правление Николая II, Юмор

Previous post Next post
Up