Широко известно в Сети - но в конце подборки поместил любопытные воспоминания, как это происходило на практике.
В. Суворов. День М
http://library.com.ua/showtext.php?id=4&pg=91Каждый указ 1940 года щедро сыпал сроки, особенно доставалось прогульщикам. По указу от 26 июня за прогул сажали, а прогулом считалось опоздание на работу свыше 20 минут. Сломался трамвай, опоздание на работу, опоздавших - в лагеря: там опаздывать не дадут.
Черная книга коммунизма
http://www.goldentime.ru/nbk_05.htmкомплекс антирабочих мер 30-х годов (заключение в тюрьму за опоздание на работу
А. И. Солженицын. Архипелаг Гулаг
http://www.bibliotekar.ru/solzhenicin/3.htmУказы, теперь уже частью и забытые (хотя никогда законом не отменённые), поставлявшие для
ненасытного Архипелага изобильный человеческий материал. То указ о производственных прогулах.
В. Солоухин. Читая Ленина
http://bookz.ru/authors/solouhin-vladimir/vi_lenin/1-vi_lenin.htmlв предвоенные годы, когда за двадцатиминутное опоздание на работу люди уходили в лагеря и там гибли.
Заведующий кафедрой истории религий Российского православного университета апостола Иоанна Богослова, проф. А. Б. Зубов. ПРАВОВОЕ ПРЕЕМСТВО И ПРАВОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ
http://www.netda.ru/newpublicist/zubov/az_pppi.htmдвадцатиминутное опоздание на работу грозили многими годами каторги и тюрьмы, полным поражением в правах. а то и смертной казнью.
Указ Президиума Верховного Совета СССР "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и из учреждений" 27.06.1940
http://www.hrono.ru/dokum/194_dok/19400626bkpb.htmlУстановить, что за прогул без уважительных причин рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25 %.
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп.З. Д. 1025. Лл.74-76.
В. Н. Земсков. ГУЛАГ (историко-социологический аспект)
http://www.pereplet.ru/history/Author/Russ/Z/Zemskov/Articles/ZEMSKOV.HTMНаряду с органами изоляции в систему ГУЛАГа входили так называемые "Бюро исправительных работ" (БИРы), задачей которых являлась не изоляция осужденных, а обеспечение выполнения судебных решений в отношении лиц, приговоренных к отбыванию на принудительных работах без лишения свободы, В марте 1940 г. на учете БИРов ГУЛАГа состояло 312 800 человек, присужденных к исправительно-трудовым работам без лишения свободы. Из их состава 97,3% работали по месту своей основной работы, а 2,7% - в других местах, по назначению органов НКВД [Там же].
Спустя несколько месяцев численность этой категории осужденных резко возросла, что было следствием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений" [14], введшего уголовную ответственность за самовольный уход с предприятий и из учреждений, за прогулы и опоздания на работу на 21 мин и более. Большая часть этих "указников" приговаривалась к исправительно-трудовым работам по месту основной работы сроком до шести месяцев и с удержанием из заработной платы до 25%.
Из современной публикации - характерное несоответствие между заголовком и содержанием заметки.
http://telecom.sakha.ru/topic.php?id=476В тюрьму за опоздание на работу
Приказом начальника телеграфа от 12 февраля 1943 года за опоздание на работу на 30 минут телеграфистка была привлечена к уголовной ответственности. Подписал приказ Я.И. Нашеда. Закон 6-25 действовал по всей стране. За опоздание на 21 минуту и более по единоличному решению судьи виновный приговаривался к удержанию из зарплаты 25 процентов в течение шести месяцев.
http://www.agentura.ru/dossier/russia/people/kononov/kogobrali/Характеристика на Кошелева Владимира Александровича
Кандидата в партизанский отряд.
Кошелев В.А. 1914 года рождения, кандидат в члены ВКП (б), происходит из крестьян середняков деревни Язовы Бестужевского с/с Устьянского района Архангельской области. По соц. положению - рабочий. Работает машинистом Цигломенской электростанции ЦЭС-3, образование 4 класса, начальная школа, холост. Семья: отец, мать, три сестры. Проживают в Устьянском районе. В декабре 1940 года осужден за опоздание на работу и приговорен к 4 месяцам принудработ по месту работы с вычетом 20% из зарплаты. Опоздание на работу было по причине задержки его на вечере, где товарищу Кошелеву вручали значок участника боев у Хасана.
Секретарь Пролетарского РК ВКП(б)
Тихонов
Из воспоминаний сотрудницы ГИМа А. Б. Закс // И за строкой воспоминаний большая жизнь...: Мемуары, дневники, письма: К 125-летию Государственного Исторического музея. - М., 1997. - С. 166-167
http://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/_Izobrazhenie-001.jpghttp://www.ljplus.ru/img4/s/h/shatsky/Izobrazhenie-002.jpgЭти воспоминания А. Б. Закс дополнила небольшим эпизодом.
В предвоенный год вышло постановление, сурово наказывавшее всякое нарушение трудовой дисциплины. В частности, за опоздание более чем на пять минут учреждение обязано было передавать дело в суд. Наша бескомпромиссная кадровичка-табельщица строго следила за порядком. Однажды Н. И. Соболев всегда аккуратный и точный опоздал... на целый час! Это было ЧП. Директор музея А. С. Карпова, конечно, не хотела, чтобы дело дошло до суда. Она вызвала Соболева и сразу дала ему "шанс": "Ведь у Вас был ночью приступ вашей астмы и поэтому вы не смогли вовремя встать?" И услышала искренний и простодушный ответ: "Нет, нет, я просто проспал. Сам не пойму, как это случилось. Очень крепко спал". - "Ну, если не приступ, то одышка не давала вам спать!" - опять отрицательный ответ. Карпова строго сказала: "Ну, хватит разговоров, пишите заявление о Вашем болезненном состоянии, иначе ничем не смогу Вам помочь. Табельщица требует объяснительный документ". Но Николай Иванович, глядя на неё своими ясными глазами, сказал, что никогда в жизни не лгал, что это дело его чести.
Текст заявления был составлен, но Соболев его не подписал. А поставить фальшивую подпись было рискованно.
По решению суда Николай Иванович целый год "отбывал наказание по месту службы", то есть просто у него вычитали какой-то процент из мизерной зарплаты. Он это очень переживал! Всё-таки принципиальность иногда может довести до абсурда!"