Сколько священников было расстреляно в 1922 году: как десятки превратились в тысячи

Aug 04, 2009 07:24

Решил продолжить тему репрессий против духовенства.

I. Начну с хорошего топика на Кураеве.
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=25781.msg323652

Несколько цитат:

1) Вот цитата из В. Русака: (взял с сайта Якова Кротова)

"В результате декрета об изъятии церковных ценностей вызвавшего кровавые столкновения и массовые "уголовные" процессы расстрелянных по суду только духовных лиц - священников монахов и монахинь в одном 1922 ом году было более 8 тысяч. [50]

Если принять это за треть всех осужденных и расстрелянных, то получим, что при изъятии церковных ценностей было расстреляно около 25 тысяч (!) человек."

Вот ссылка [50] на источник: Польский М., протопресв. "Новые мученики российские" Сведения о мучениках и исповедниках Русской Церкви, биографические данные о епископах и документы о внутрицерковной борьбе после 1927 года. т. 1 Собрание материалов. Джорданвилль, 1949, с. 214.

2) Изучая историю этого периода я нашел данные о расстреле 2-х архиереев, менее 20 священников и около 20 же мирян по делам о сопротивлении изъятию ценностей. Работавший в архивах Лубянки и Политбюро в 1990-е годы Джонотан Дейли насчитал всего 54 смертных приговора (а они все утверждались Политбюро) по таким делам - это по всей России. Ни у него, ни в воспоминаниях родственников новомучеников ни в справочниках (напр на ortho-rus) мне не удалось найти имен даже этих 54 человек.

3) Джонотан Дейли работал параллельно с несколькими нашими историками, но они дали возможность обнародовать данные ему. Там делался сборник и ему досталась тема репрессий. (Сборник "Ученые записки РПУ", 6 выпуск, 2000 год.)

4) По 1922 году прославлены к настоящему времени пострадавшие по Московскому, Петроградскому и Шуйскому делу. 18 человек, включая мирян.
Еще 21 пока не прославлены или умерли в заключении от тифа или туберкулеза. Несколько священнослужителей расстреляны или убиты вне связи с изъятием ценностей. По 23-28 годам единичные смертные случаи в заключении или ссылке, не превышающие естественную смертность. Даже с учетом неполноты данных ситуация понятна.

II. Соглашаясь с представленными цитатами, несколько дополню информацию. Чем объясняются астрономические цифры М. А. Польского? О нём:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Михаил Афанасьевич Польский (6 ноября 1891 года станица Новотроицкая Кубанской области - 21 мая 1960) - священнослужитель Православной Российской Церкви, впоследствии Русской Зарубежной; протопресвитер; богослов и публицист.

На «Лос-Анжелосском процессе» (1948-1949) - судебном споре о имуществе Преображенской церкви в Лос-Анжелосе (Спасо-Преображенский собор в Лос-Анджелесе) - успешно выступал как эксперт-канонист, отстаивая позиции РПЦЗ от посягательств «митрополии»

Т. е., автор тенденциозный.

Приведу цитату из работы, защищённой в питерской Православной Духовной Академии:

Изъятие церковных ценностей во время голода 1921-1922 гг. Идеологическая борьба против Церкви. // О. Губкин. Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период 1917-1941 гг. / Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, Кафедра церковной истории. - СПб., 2006
http://sir35.ru/Orthodoxy/Ch_606.htm#_Toc133379907
По данным прот. М. Польского, в 1923 году погибло 2691 человек белого духовенства, 1962 монахов, 3447 монахинь и послушниц, всего 8100 жертв. Эту цифру приводят Регельсон Л., Алексеев В., Поспеловский Д., Васильева О.Ю., прот. Митрофанов Г.

Однако мы считаем эти цифры завышенными. По имеющимся источникам, официальные смертные приговоры были вынесены по всей стране не более чем нескольким сотням человек. Конечно, многие защитники веры были убиты в столкновениях, часть мучеников скончалась в заключении, некоторых могли расстрелять без суда и следствия. Наконец, еще не все документы по истории гонений рассекречены. И все же вряд ли общая цифра умерщвленных за веру православных христиан превышает две тысячи человек. На наш взгляд, более верными являются данные Свято - Тихоновского Богословского Института, по которым в 1922-1923 гг. было репрессировано 10 000 человек, из них около 2 000 расстреляно.

Понятно, что данные М. Польского - легендарны. Высокое число пострадавших монахинь и послушниц, видимо, должно было растрогать американского читателя, а "точность" цифр до 1 человека - внушить доверие к протопресвитеру. По имени М. Польский перечислил лишь несколько десятков "пострадавших" (в т. ч., ни одной женщины). Но даже эти сведения преувеличены.

М. Польский. Новые мученики российские
http://www.pravoslavie.be/docs/Novomutscheniki%20Rosiski.pdf
Священники г. Москвы: Заозерский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов,
Фрязинов, Соколов и архимандрит Анемподист Телегин расстреляны в Москве в мае
1922 г.

В действительности, в мае 1922 были расстреляны священники А. Н. Заозерский, Х. А. Надеждин, В. И. Соколов и иеромонах М.Телегин и мирянин С. Ф. Тихомиров.
(Архивы Кремля. Политбюро и церковь: 1922-1925. Кн. 1. - Новосибирск, 1998. - C. 223-224)
http://www.rus-sky.com/history/library/archvs2.htm#24-20

М. Польский здесь преувеличил число расстрелянных духовных лиц в 2 раза.

Ещё менее подтверждается книга М. Польского данными на местах.

В частности, М. Польский пишет:
http://www.pravoslavie.be/docs/Novomutscheniki%20Rosiski.pdf
В связи с изъятием церковных ценностей в 1922 г. расстреляно и замучено духовных лиц разного звания.
Минская - 49
Бобруйская - 29
Имена убиенных (без подробных данных):
Протоиерей Порфирий Амфитеатров (Белоруссия).

Священник Феодор Кривонос комментирует (Кривонос Феодор, свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951гг.). -Киевец, 1996):
http://www.dyxa.org/h/dead%27t.htm
Протопресвитер Михаил Польский в своей книге «Новые мученики Российские» писал о том, что «в связи с изъятием церковных ценностей в 1922 году» в Минской губернии было «расстреляно и замучено духовных лиц разного звания» 49 человек. Эту цифру он не подтвердил ни единым фактом, упомянув среди убиенных только имя некоего протоиерея Порфирия Амфитеатрова, без указания того, где конкретно служил и пострадал последний. Там же отец Михаил отмечал, что в Бобруйской губернии было убито 29 человек, хотя такой губернии не существовало: одноименный уезд входил в состав Минской губернии. Неподтверждённые конкретными данными «голые» цифры протопресвитера Михаила Польского вошли в ряд позднейших изданий. Они не вписываются в общий контекст развития событий в Минской епархии, связанных с изъятием церковных ценностей весной 1922 года и поэтому не могут быть приняты.

Сопротивление изъятию ценностей в основном носило пассивный характер. В период проведения кампании по ограблению Церкви отдельные представители духовенства, на словах соглашаясь отдать властям требуемое, втайне старались сберечь наиболее ценные предметы.

Суровый приговор власти вынесли остающемуся неизвестным по имени настоятелю церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Буйновичи Мозырского уезда. Организовав прихожан, он пытался недопустить местных активистов к ограблению церкви, в которой служил, за что был арестован. В меморандуме № 1 Госполитуправления Белоруссии, составленном 5 сентября 1922 года и направленном в СО ОГПУ товарищу Тучкову, события, происшедшие в Буйновичах, отражены в следующих словах: «В селе Буйновичи сопротивление оказали верующие, настроенные к тому действиями попа и церковно-приходского совета. В отношении женщин, рьяно препятствовавших изъятию и подвергавших красноармейцев побоям камнями, пришлось применить нагайки». Настоятеля же местного храма расстреляли... Но это был исключительный случай, не типичный для Восточной Белоруссии 1922 года.

Итак, М. Польского разоблачили представители самой РПЦ. О. Губкин призывает верить данным Свято - Тихоновского Богословского Института.

III. Увы, мифична и цифра в 2 000 расстрелянных, представленная от лица Свято - Тихоновского Богословского Института в 1998 году М. В. Емельяновым.
http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?action=fullinfo&r_type=article&id=5898

Автор исходит из голословного предположения о том, что репрессиям подверглось почти всё духовенство, бывшее в России в 1917 году, а также все члены их семей. По его расчётам, около 500 000 человек. Между тем, Православному Свято-Тихоновскому богословскому институту, ко времени написания Емельяновым статьи, удалось найти данные только на 10 000 репрессированных. Априори предполагая, что репрессировано было в 50 раз больше, Н. Емельянов умножил имеющиеся у института данные на 50. «Если общее число репрессированных за веру людей 500000 (как мы полагаем, это нижняя оценка), то этот коэффициент равен (500000:10000) = 50».

Реальные данные Свято - Тихоновского Богословского Института по той же ссылке (1998): в 1922 году в базе данных есть сведения о 215 пострадавших (аресты, ссылки или расстрелы) и 35 казненных

В 2004 году Н. Емельянов вынужден был поправить свои расчёты.
http://www.pstbi.ru/cgi-bin/code.exe/nmstat4.html?ans

Институт, к тому времени, нашёл данные на 22118 репрессированных. По-прежнему, считая, что всего пострадало от 500 000 до 1 000 000, Е. Н. Емельянов теперь умножает число имён в базе Данных на коэффицент 22.6. Его новый результат: «расстреляно около 1000 человек».

Реальные данные Свято - Тихоновского Богословского Института по той же ссылке (2004): «в базе данных есть сведения о 869 пострадавших (аресты, ссылки или расстрелы) и 46 казненных.»

То, как легко результаты Е. Н. Емельянова уменьшились в два раза (с 2000 до 1000), показывает произвольность применяемой им метода "умножения на коэффицент".

IV. В 1997 году был опубликован список мучеников Русской православной Церкви, составленный игум. Андроником (Трубачёвым) и иером. Дамаскиным (Орловским). Иеромонах Дамаскин (Орловский) - специалист по данной тематике, автор многотомного издания «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской православной Церкви XX столетия». Источниками для списка послужили отчёты епархиальных архиереев, епархиальные издания, газеты и «наиважнейший источник - церковное предание в воспоминаниях и записях о мучениках». В таких источниках неизбежны преувеличения и неточности. За 1922-23 годы список включает 27 мучеников, из них 16 служителей церкви.
Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви // прот. В. Цыпин. История русской церкви. - М., 1997. - С. 687-688
http://s61.radikal.ru/i173/1204/69/07d86872369d.jpg
http://i046.radikal.ru/0908/88/4d7c083a3c16.jpg

Итак, были расстреляны десятки людей. Это - трагедия. Но почему большинство церковных сайтов и процерковных авторов отстаивают цифру в тысячи расстрелянных?.

V. Помимо перечисленных историков, укажем среди распространителей цифры в 8100 человек ещё и авторитетного историка Церкви М. В. Шкаровского (М. В. Шкаровский. Русская православная церковь и государственная религиозная политика в 1917-1918 годах // Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии Русской Православной Церкви. М.: ООО "Панорама", 1997. - С. 415).

Очевидно, связано представление о неких массовых расстрелах с известной телефонограммой В. И. Ленина В. Молотову 1922 года:

http://his95.narod.ru/doc21/gc41.htm
«На съезде партии устроить секретное совещание всех или почти всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работниками ГПУ, НКЮ и Ревтрибунала. На этом совещании провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу [сопротивление при изъятии церковных ценностей] расстрелять, тем лучше».

У историков Церкви принято рассматривать телефонограмму, как указание Ленина органам власти, в соответствии с которым осуществлялись репрессии. Тогда, естественно, предполагать, что по указанию главы государства были расстреляны тысячи. Но, на самом деле, ничто не свидетельствует, что телефонограмма пошла дальше В. Молотова.

«25 марта 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) утвердил повестку дня XI съезда партии, предложенный В.И. Лениным вопрос в нее не был включен. В документальных материалах съезда сведений о совещании не обнаружено». (В. И. Ленин: Неизвестные документы: 1891-1922. - М., 1999. - C. 523)

«В конце телефонограммы автор поручил В. Молотову разослать эти соображения "членам Политбюро вкруговую сегодня же (не снимая копий) и просить их вернуть секретарю тотчас же по прочтении с краткой пометкой относительно того, согласен ли с основою каждый член Политбюро или письмо возбуждает какие-нибудь разногласия". Молотов не передал телефонограмму в тот же день членам Политбюро. Ничего не говорилось об этом и на заседании Политбюро 20 марта. Такое могло случиться только в том случае, если Ленин сам распорядился не давать ходу своим предложениям. Само собой разумеется, что их содержание тем более не дошло до провинциальных руководителей» (Ж. Трофимов. Волкогоновский Ленин. - М., 1997. - С. 82-83).
http://lib.rus.ec/b/367723/read

Что может только порадовать.

Приложение.Ставшие мучениками в 1922-23 годах священнослужители (без мирян). Сверено с
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans#graphView.html

Шуйский процесс:

1. Павел (Светозаров).
2. Иоанн (Рождественский).

Петроградский процесс:

3. митрополит Вениамин.
4. архимандрит Сергий.

Московский процесс:

5. Василий (Соколов).
6. Христофор (Надеждин).
7. Александр (Заозёрский).
8. Макарий (Телегин).

В разных городах:

9. Сергий (Штенько) - расстрелян

10. Николай (Вридьев) - расстрелян

11. Владимир (Владимиров) - расстрелян

12. Леонид (Куклин) - умер в тюрьме согласно данным протопр. М. Польского

13. Димитрий (Кузмин) - умер в тюрьме согласно данным протопр. М. Польского

14. Владимир (Карпинский) - убит неким коммунистом "Голопуповым по прозвищу Васька-татарин" согласно данным иеромонаха Дамаскина (Орловского).

15. Серафим (Военский) - подробности выяснить не удалось.

16. Иннокентий (Пляскин) - умер в тюрьме согласно данным протопр. М. Польского

17. Михаил (Кравцев) - расстрелян.

18. Евдоким (Фирсов) - расстрелян

19. диакон Виссарион (Иванов) - расстрелян

20. протоиерей Александр (Мануилов) - расстрелян

21. протоиерей Александр Соловьёв - расстрелян

ПС.

Монография Н.А. Кривовой "Власть и церковь"

http://history.machaon.ru/all/number_01/pervajmo/1_print/index.html
Революционный Трибунал Чувашской Автономной области в мае 1922 г. провел судебное разбирательство в отношении благочинного протоиерея А.А.Соловьева и группы верующих. Благочинный А.А. Соловьев и активный участник сопротивления изъятию Н.Я.Галахов приговорены к расстрелу31. Процессы прошли в Костроме, Гомеле, Астрахани, Ярославле, Екатеринбурге и других городах32. Верховный Трибунал был завален телеграммами о расстрельных приговорах, принятых губернскими ревтрибуналами в Новочеркасске (священники Е.Г.Фирсов и М.Н.Кравцев, диакон В.В.Иванков, протоиерей А.С.Мануильский, церковные старосты С.К.Копытин и А.И.Головков), Вятке (священник И.А.Поляков, церковный староста С.М.Широков) и других городах России33.

При проверке по

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans#graphView.html

выяснилось, что из перечисленных: Н. Я. Галахову - приговор был заменён 10 годами заключения (освобождён через 3 года и 8 месяцев), а И. А. Полякову - 5 годами заключения (освобождён в декабре того же года по болезни). Случай не исключительный. Одна из телеграмм Верховному Трибуналу сообщала о расстрельном приговоре священникам г. Старая Русса Владимиру (Орлову) и Владимиру (Пылаеву) (Архивы Кремля. Политбюро и церковь: 1922-1925. Кн. 2. - Новосибирск, 1998. - С. 238). Пылаеву расстрел был заменён 5 годами. Сведений о замене приговора Орлову - нет, но и он (согласно базе данных Свято-Тихоновского института) благополучно пережил 20-е годы.

Любопытно, как Н. А. Кривова попыталась совместить документы со церковной статистикой:

Судебные процессы над духовенством прошли в 1922-1923 гг. по всей России. В литературе указывается цифра 250 судебных дел, сфабрикованных в связи в сопротивлением изъятию церковных ценностей35. Только к середине 1922 г. уже состоялся 231 судебный процесс, 732 человека оказалось на скамье подсудимых, многие из них были расстреляны36. В 1923 г. смертным казням подверглось меньшее число духовенства и мирян, чем в "расстрельном" 1922 г., но репрессии не ослабевали. В VI отделением СО ГПУ в 1923 г. находилось в производстве 301 следственное дело, арестовано было 375 человек и выслано в административном порядке, в том числе заграницу, 146 человек37. К концу 1924 г. в тюрьмах и лагерях побывало около половины всего российского епископата - 66 архиереев38.

По новейшей статистике Православного Свято-Тихоновского Богословского Института общее количество репрессированных в 1921-1923 гг. составило 10 тысяч человек, расстрелян каждый пятый - всего около 2 тысяч39.

В первом абзаце речь идёт об осуждении сотен людей (от 1000 до 2000, учитывая второе полугодие 1922 года), из которых неизвестное число было расстреляно. Во втором абзаце, автор приняла на веру статистику о 10 000 осуждённых и 2000 расстрелянных.

ППС

Спасибо realizator71 за ссылку на скан современного церковного издания

http://realizator71.livejournal.com/115541.html
В. А. Гончаров. Предисловие // Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 г. Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики. - М.: ПСТГУ, 2006. - С. 21.

В 2006 году Свято-Тихоновский богословский институт признал, что наиболее близка к действительности цифра около 250 дел, заведённых по поводу сопротивления при изъятии ценностей. Духовенства среди обвиняемых было около трети.

История РПЦ

Previous post Next post
Up