Из истории крепостного права

Aug 21, 2010 17:26

Из "Журнала" гр. Румянцева (1763-1765)
А причащаться всех принуждать всякий год без пропуску. А ежели кто которой год не будет говеть, того плетьми, а которые не причастятся, тех сечь розгами, давая по пяти тысяч раз, нещадно; а ежели по сему исполнено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сту раз, нещадно
(И. Забелин. Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве // Вестник Европы. Т. 1. 1871, февр. - С. 511).

Тогда же помещик Карнович, когда два его крестьянина перешли в раскол, распорядился:

«Дементья Антипина и Никифора Никифорова, яко законопреступников православной вере и беззаконно противников Божией православной христианской церкви, ни в какие по вотчине советы, мирские сходы не принимать и детям их обоего полу, тако ж и сродственникам и всем вотчины моей крестьянам в их домы не ходить и их в свои домы не пущать и на улице и в других местах с ними разговоров не иметь.

А что вы пишете, что записались в раскол Дементий Антипин с женою, а Акинф Никифоров точно ли один без жены и детей? Буде Никифора жена с ним к расколу в несогласии, то неотменно, без всякого впредь моего приказания при доношении представить её в Ростовскую духовную консисторию и не определено ли будет резолюциею его преосвященства от него Никифорова жену отвесть [развести]. А с моей стороны, когда она, Авдотья Степанова, в раскол не вступила, то отдать ей весь дом мужа её в вечное владение и детей, и я отпущу на прежнее жилище для пропитания, а мужа её и Дементия Антипина с женою по приезде моём отошлю на рассуждение Святейшему правительственному Синоду. А с получением сего приказания, до объявления сим людям сего приказания, движимое и недвижимое имение их держать до моего приезду и с того б имения их в продажу им ничего не давать, кроме нужного им содержания, и то с верною запискою»
(Приказ ярославского помещика Карновича, отправленный из Москвы в вотчину его 26 июля 1765 года // Осьмнадцатый век. Кн. 2. - М., 1869. - С. 368)

Знаменитый Аракчеев в своем имении, требовал от крестьян знания молитв и основ катехизиса, и препятствовал вступать в брак тем, кто не сдавал экзамена по этим предметам.

«Специальными «Правилами о свадьбах» (в 24 пунктах), изданными для вотчины 21 марта 1805 г., определялись семейные отношения крестьян. Канцелярии по особой форме (которая прилагалась к «Правилам») предписывалось вести журнал с перечнем женихов и невест. В нём с указанием числа, месяца и года фиксировалось «знание молитв и заповедей Господних». Журнал представлялся Аракчееву, который накладывал резолюцию о разрешении или запрещении свадьбы»
(В. Федоров. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. - М., 1997. - С. 86)

Оценка современного православного историка (наряду с другими мерами по регламентации жизни крестьян):

http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/7/zu9.html
Императору Александру Павловичу было чем восхититься в имении Аракчеева (...) Знание молитв, посещение церковных служб, чтение Писания для грамотных были обязательными усло­виями графского благоволения. Если, например, желающий вступить в брак юноша не знал положенных молитв и основы катехизиса (а экзаменатором был сам Аракчеев), его брак откладывался на год. (..) можно ли было воспитать иначе людей, развращенных и униженных вековым рабством, одичавших, превратившихся почти в животных?

Автор:
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?5_8722
Профессор Духовной академии.

Зав. кафедрой истории религии Православного университета св. Иоанна Богослова.

Резолюция напротив фамилии крепостного, желавшего жениться:

«Позволяю, но если молитвы все не будет знать к Великому посту, то больно высеку» (Цит. по М. Дженкинс. Аракчеев: Реформатор-реакционер. - М., 2004. - С. 79)

И. Аксаков рассказывал в письме от 23 июля 1849 года: помещик Соковнин купил имение в Тульской губернии и узнал, что крестьяне все держаться какой-то ереси и не едят свиного мяса. Помещик задал праздник, пригласил крестьян, подпочивал их сначала водкой, а потом и свининой, никто не стал есть и на спрос: почему? они признались что держаться такого-то толка. Тогда Соковнин всех отказавшихся от свинины пересек, приставил к ним 5 приказчиков, заставил всех окреститься
(Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. Т. 2. Письма 1849-1857 гг. - М., 2004. - С. 36).

История РПЦ

Previous post Next post
Up