О стоянии на Сенатской площади
Мы уже упоминали о «Восстании 14 декабря» 1825 года - однако, как ни крути, по новому стилю, оно случилось 26-го - потому поговорим об этом событии сегодня.
В советской историографии декабристы, само собой, почитались героями - при этом, в ходу была цитата из Ленина: «Узок круг этих революционеров; страшно далеки они от народа…», которая, если вдуматься, звучит, как приговор. Впрочем, по порядку…
Начиная с 1814 года в русском дворянстве начали потихоньку плодиться всякие вольнодумные организации - суть высказываемых там идей, если коротко, сводилась к двум традиционным лозунгам: «В этой стране всё плохо!» и «Хотим перемен!» (Правда, отдельные радикалы для улучшения ситуации предлагали перебить царскую семью - но большинству идея пока казалась преждевременной).
В конечном счёте, к началу 20-х сложились два тайных общества - Южное в Киеве, и Северное в Петербурге. «Тайность» их была, правда, весьма условной - потому ещё раньше Александр I, которому доносили о брожениях - причём с именами и явками - предпринял характерные для царизма свирепые меры: распорядился запретить тайные общества (начиная с масонов) - и, впридачу, потребовать у всех госслужащих подписку, что они в таковых не состоят...
Многочисленные программы будущих декабристов, весьма пространны и противоречивы, потому советские историографы упирали на «освобождение крестьян» - правда, умалчивая, что поначалу это предполагалось делать без земли, но потом лидер «Северных», Муравьёв, расщедрился на две десятины (то есть, вдвое меньше, чем требовалось среднестатистической крестьянской семье для прокорма); при этом он выступал за конституционную - но, почему-то, федеративную монархию в разделённой на четырнадцать государств (!) и ещё какие-то две области России…
Что касается признаваемого более радикальным главы «Южных» Пестеля, то тот землю раздавать не собирался вовсе, и видел страну неделимой республикой - правда, для чего-то вёл переговоры с не менее тайными польскими обществами; причём речь, вроде бы, шла не только о независимости Польши, но и о передаче ей Малороссии, Волыни, Подолии и Литвы…
…Одним словом каша у вольнолюбивых дворян в голове была ещё та - не будем гадать, до какой консистенции она бы доварилась (или пригорела?) -
но в 1825-м умер Александр I… Тут возникла коллизия - скажем прямо, созданная самим августейшим семейством. Наследника император не оставил (а обе дочери умерли в младенчестве), так что очевидным претендентом на трон оказывался следующий по старшинству брат, Константин - однако, он давно отказался от своих прав, что и было оформлено соответствующим манифестом покойного. Манифест огласили в узком кругу - но сочли его выполнение невозможным! Вслед за младшим братом, Николаем, все дружно присягнули Константину; к присяге привели войска - так что, больше двух недель он, номинально, был императором; но править отнюдь не собирался и, один за другим, прислал из далёкой Варшавы два отказа. Что было делать? После долгих размышлений, Сенат провозгласил императором Николая - назначили переприсягу…
Смуту в верхах будущие декабристы справедливо сочли подходящим моментом для выступления - и утром 14 (по ст. ст.) декабря три десятка офицеров вывели на Сенатскую площадь три тысячи солдат Московского и Гренадерского полков, и матросов Гвардейского морского экипажа. (Представляется преувеличением считать, что нижние чины были настроены революционно: командиры приказали - они и пошли. Основной лозунг был: «Даёшь Константина!» - о его отречении заговорщики с подчинёнными не распространялись).
Но с другими полками номер не прошёл - и вследствие этого не явился только что избранный диктатором Трубецкой; оставшись без начальника, бунтовщики застыли на месте. (План-то был - брать Зимний; арестовывать царскую семью, и так далее…)
«Стояние» продолжалось до вечера - увещевать солдат ходил герой войны
генерал Милорадович (и был застрелен); митрополиты (этих просто прогнали); пару раз каре нехотя пытались атаковать конногвардейцы - их отгоняли, постреливая в воздух.
Между тем, вокруг собралась приличная толпа гражданских - зеваки даже начали чем-то кидать в сторону царской свиты… не дожидаясь темноты, Николай решился действовать, чтобы «волнение не сообщилось черни».
Холостой залп эффекта не произвёл; первый выстрел картечью смёл с окрестных крыш зевак; наконец, под огнём оказалось каре - в первую минуту солдаты пытались нестройно отстреливаться, но вскоре обратились в бегство. Убийственный огонь продолжился - а когда Бестужев попытался построить уцелевших на Невском льду, артиллеристы накрыли их ядрами - льдины трескались, люди тонули…
Всего погибших насчитали 1271 - примечательно, что среди них оказалось: «…черни - 903; женского пола - 79; малолетних - 150»...
PS: В историографии принято упирать на то, что «основу декабристов составляли участники войны 1812 года» - отчасти это так, но… прямо скажем, на Сенатскую площадь вышли не те участники… Иначе невозможно объяснить это упорное оцепенение - особенно, при виде разворачивающихся против тебя пушек. Остаётся только гадать, как развернулись бы события, окажись во главе этих, по большому счёту обманутых, трёх тысяч солдат мало-мальски годный командир, знающий слово «Вперёд!»...
PPS: В числе пяти впоследствии казнённых будут два настоящих декабриста - Рылеев и Каховский; вместе с ними повесят руководителя «Южного общества» Пестеля; а также Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина, организаторов ещё более провального восстания Черниговского полка, которое произойдет двумя неделями позже… впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 26 декабря 1963 года родился Ларс Ульрих, барабанщик и один из основателей легендарной «Metallica». Он не только находится на 20-й позиции в рейтинге лучших барабанщиков мира, но и обладает состоянием в $175 млн. Это не помешало Ларсу как-то поучаствовать в игре «Кто хочет стать миллионером» - при этом барабанщик умудрился выиграть $32 тыс. Как говорится - деньги к деньгам!
Click to view
И ещё. 26 декабря 1981 года AC/DC взобрались на вершину американского чарта с альбомом «For Those About To Rock We Salute You». Как говорят, Ангус Янг придумал это название, прочитав книжку о гладиаторах «For Those About To Die, We Salute You». Прямо скажем - похоже, недолго он заморачивался…
Click to view