Есть такая народная примета: увидел Сванидзе в телевизоре - значит, будут Сталина ругать. Примета не очень старинная, но действует безошибочно. Ну, не любит Николай Карлович Иосифа Виссарионовича, и всё тут. Такое впечатление, что всё детство вождь народов за ним с топором гонялся.
Впрочем, на сей раз речь пошла не совсем о Сталине; а главный герой и вовсе озадачил. Вообще-то, озадачил сам факт обращения Сванидзе к личности А. Н. Яковлева. Скажите, кто-нибудь вообще помнит сегодня об этом человеке - кроме тех, кому положено? Ну вот, вспомнили.
Биография вполне заурядная: из крестьян через фронт в партработники; далее - всё выше, и выше, и выше. (Кстати, весьма поучительная иллюстрация к разговору о «социальных лифтах» при тоталитаризме). Далее - статья о вреде национализма и ужасная десятилетняя ссылка послом в Канаду, где его и обнаружил Горбачёв; очередной карьерный спурт и титул «идеолога перестройки». И последующая успешная борьба за реабилитацию сталинских жертв, вперемешку с воспоминаниями о том, как он ловко развалил Советский Союз. Вот, собственно, и всё.
Какой вывод должен сделать из этого рассказа зритель? Понятное дело - десять лет в американской провинции, Канаде! Достаточный срок, чтобы разложить не слишком устойчивого партийца. Да и не просто разложить… Но Сванидзе этого недостаточно. Он скрупулёзно доносит до всеобщего сведения случившийся ещё раньше, в конце 50-х, факт годичной стажировки Яковлева в Колумбийском университете. Ага, смекает зритель, вон оно, откуда ноги у перестройки растут! Но и этого мало. Николай Карлович подводит итог: «Вы спросите, как представитель партийной номенклатуры мог настолько кардинально изменить свои взгляды? - А вот так!!» (Цитата неточная).
Ну, понятное дело - вот так; мало ли что творится в человеческой голове, думает зритель, не упуская из памяти одиннадцать лет, проведённых «архитектором перестройки» в самом логове империализма.
В передаче есть ещё интересные моменты. Например, ссылка на самого Яковлева - оказывается, он «что-то подозревал» о репрессиях ещё при Сталине. Да, и при этом успешно поднимался по партийной лестнице, вспоминает зритель. Кстати, насчёт репрессий - воля Ваша, это что-то новенькое! Функционер, находящийся в самой гуще событий, о них смутно «подозревал». Мы-то слышали - народ ночами не спал, всё выглядывал - не подъехал ли «воронок»…
Интересны и комментарии - в частности, реплика ныне профессора, в тогда помощника Яковлева, Ципко о том, что тот Родину любил «по-своему, а иначе, зачем ему было говорить все эти глупости?» (Цитата неточная). Бились-бились - поравнялись… Так кем же был этот самый Яковлев?
Учитывая преобладающее ныне отношение к перестройке, на язык просятся разные слова; но мы им в просьбе откажем. Да и не в Яковлеве тут дело - пусть покоится с миром, мы незлобливые. Вопрос совсем в другом; мы с этого начинали. Зачем Сванидзе сделал эту передачу?
В конце концов, Николай Карлович позиционирует себя, как либерал. И вдруг вытаскивает на свет божий изрядно позабытую историю, которая, даже в его беспристрастном пересказе может быть воспринято однозначно, как хроника государственной измены. Причём, следует и ещё один вывод - уж если Яковлев, деятельный участник развала страны, сосредоточился потом на жертвах репрессий, то и здесь что-то не так? Не случайно же эта оговорка о том, что в разгар «сталинского террора» он жил-поживал, да рос себе в чинах. Не случайна же эта яковлевская цитата о «росте собственного материального благосостояния» после приходя на партийную службу? Да ещё с дотошным называнием сумм, включая те, которые выдавались в конверте, и с которых, оказывается, не надо было платить не только налоги (какие такие налоги, спросят получавшие зарплату до девяностых?), но и - о, ужас - партвзносы!!! Вы думаете, это о царившем в номенклатуре лицемерии? Формально, да. Но по сути - это же о моральном, так сказать, облике «архитектора перестройки». А потом всё изменилось… Ну да, жизнь в Америке - она такая, изменит хоть кого. Прозрел.
Конечно, Сванидзе не Мамонтов и не Киселёв. Никакого охранительного пафоса. Аккуратная либеральная «сдача». Что ж, посмотрим, что нам расскажут о героях перестройки в дальнейшем. На очереди, кажется, Рыжков?..
Спортивные обозрения