В этот день… 23 октября

Oct 23, 2013 00:00

О вандализме

В этот день 1793 года французы чуть не лишились Нотр-Дам де Пари (если быть точным, события начались раньше, и затянулись не на один месяц). Как известно, революционеры прямо-таки жить не могут, если не разрушат «до основанья» всё, на что упадёт глаз - или, в крайнем случае, не изгадят до этого самого «основания». Так уж повелось - империи строят, революции разрушают!



Итак, собор было решено взорвать - но, ко всеобщему разочарованию, древнее строение оказалось крепче Бастилии, и не поддалось! (По другой версии, у якобинцев просто наконец-то кончилась взрывчатка). Конвенту ничего не оставалось, как сделать хорошую мину при плохой игре: Робеспьер заявил, что пощадит «твердыню мракобесия», если парижане скинутся «…на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах». О как!..



Впрочем, великодушное предложение не вызвало энтузиазма - потому храм изуродовали и разграбили; десятки скульптур частью привычно обезглавили - а частью сбросили с постаментов, после чего долго и деловито крушили молотами. (Как говорят, работами квалифицированно руководил знаменитый художник, и, по совместительству - депутат Конвента, Жак-Луи Давид).

Удовлетворившись плодом своих трудов, революционеры объявили изувеченный собор «Храмом разума»!

Через девять лет его немного подлатают по случаю коронации  Наполеона (которую, кстати, для грядущих поколений запечатлеет всё тот же Жак-Луи Давид, внезапно осознавший в себе не столько революционный, сколько имперский дух). Наконец, ещё через пару десятилетий выйдет «Собор Парижской Богоматери» Гюго - и тут-то общественность устыдится:  начнутся настоящие ремонтные работы…



Вскоре в этот же день примерно такая же судьба постигнет наш Кремль - вполне возможно, некоторым французским гражданам удалось приложить руку к обоим событиям…

Уходя из Москвы, Наполеон поначалу собирался напасть на Кутузова - но потом  передумал, и решил отступать через оставшуюся в стороне от военных действий Калужскую губернию. (Как мы знаем, из этого ничего не выйдет). План императора был: отойти куда-нибудь в Смоленск или Вильно на зимние квартиры - а по весне навалиться на нас с новыми силами. (И снова мы знаем, что из этого ничего выйдет!)

Во всяком случае, в письме супруге Наполеон отчитался: «Я покинул Москву, приказав взорвать Кремль». Действительно, командующий Молодой гвардией и московский губернатор маршал Мортье такой приказ получил - но первым пунктом там значилось: немедленно выступить вдогонку императору!



В результате спешки французы отнеслись к подрывным работам спустя рукава (ещё говорят - многие  фитили отсырели от дождя). Тем не менее, на воздух взлетела Водовзводная башня; три других пострадали; досталось стенам и арсеналу; обгорела снаружи Грановитая палата - но в целом масштаб разрушений не соответствовал замыслу. Интересно, что древняя колокольня Ивана Великого (на тот момент - самое высокое здание города) устояла - а вот пристройки последующих веков развалились…

Впрочем, на этом беды Москвы не закончились! Первыми в город вступил кавалеристы Бенкендорфа (того самого, будущего шефа жандармов и «опекуна» А. С. нашего Пушкина). В своем докладе он напишет: «Город был отдан на расхищение крестьянам, которых стеклось великое множество, и все пьяные; казаки и их старшины довершали разгром. …Я счел долгом немедленно принять на себя начальство над полицейскими частями несчастной столицы: люди убивали друг друга на улицах, поджигали дома. Мне пришлось выдержать несколько настоящих сражений».



Другой очевидец, известный драматург Шаховской, оставит такие воспоминания: «Подмосковные крестьяне (конечно, самые досужие и сметливые, но зато самые развратные и корыстолюбивые во всей России), уверясь в выходе неприятеля из Москвы, и полагаясь на суматоху нашего вступления, приехали на возах, чтобы захватить недограбленное, но граф  Бенкендорф расчёл иначе, и приказал взвалить на их воза тела и падаль, и вывести за город, …чем избавил Москву от заразы, жителей её от крестьянского грабежа, а крестьян от греха».

PS: Прибывший вскоре, уже наш московский губернатор Ростопчин примет самое простое решение: оставить всё, как есть - и награбленное законно обретет новых владельцев. Возможно, это был наилучший выход из затруднительного положения… правда, злые языки утверждают, что губернатор и его окружение, в свою очередь, приватизировали конфискат из иностранных магазинов (хозяева сбежали с французами), но это - совсем другая история…

Напоследок. 23 октября 1964 года родился Роберт Трухильо - колоритный бас-гитарист «Металлики» - а до этого он успел поработать со многими заслуженными людьми, включая, например, самого Оззи Осборна.

image Click to view



И ещё. Раз уж мы говорили о Нотр-Дам де Пари - почему бы не вспомнить и одноимённый мюзикл?..

image Click to view



Нотр-Дам де Пари, Московский Кремль

Previous post Next post
Up