О Торквато Тассо - и его «Иерусалиме»
11 марта 1544 года родился Торквато Тассо - классик итальянского Чинквеченто (то есть, собственно, «пятисотых» - или Высокого и Позднего Возрождения; старшими современниками Тассо были Леонардо, Микеланджело, Рафаэль - и многие другие широко известные авторитеты… впрочем, ни с кем из них автор «Освобождённого Иерусалима», как будто, не общался - зато, видимо, встречался с Монтенем… во всяком случае тот свидетельствует в своих «Опытах»: «Я ощутил скорее горечь, чем сострадание, когда, будучи в Ферраре, увидел его в столь жалком состоянии, пережившим самого себя, не узнающим ни себя, ни своих творений, которые без его ведома были у него на глазах изданы в изуродованном и неряшливом виде…» Но мы сильно забежали вперёд…
…Отец Торквато, Бернардо Тассо - известный в своё время поэт - к моменту рождения сына состоял на службе у герцога Салерно - вскоре он, вместе со своим хозяином, попадёт в немилость к римскому императору, и начнёт с переменным успехом странствовать от двора к двору (благо, разнообразных монархов в Италии тогда хватало). Торквато то оставался с родственниками, то воссоединялся с папашей - при этом он сменит немало учебных заведений, усердно занимаясь изучением античных авторов и своего соотечественника Данте; наконец, идя по стопам отца, юный Тассо начинает пописывать сам - и получает определённую известность.
(Мы не будем следить за многочисленными переездами нашего героя в юности - важно отметить, что, по-видимому, именно эти скитания сызмальства неблагоприятно скажутся на его характере - и, в конечном счёте, психическом здоровье…)
…Тем временем, Торквато пристраивается в Ферраре, при дворе Альфонсо II д’Эсте (этот герцог прославится меценатством - которое, впрочем, совершенно опустошит его казну). Обязанностей у придворного поэта (помимо получения жалования) было немного - сопровождать и развлекать хозяина… ну и - писа́ть, само собой. …Стихотворное и прозаическое наследие Тассо довольно обширно - но особых достоинств за ним критики не признаю́т (как, по большому счёту, пока не признавали и современники - что, несомненно, мучило автора). Особняком стоят пасторальная драма «Аминта» - и, разумеется, «Освобождённый Иерусалим»…
(…Скажем несколько слов об этой эпической поэме… основой для неё послужили финальные события Первого Крестового похода - однако в повествовании вполне реальные персонажи (вроде Готфрида Бульонского) перемешались с вымышленными героями (таков, например, Ринальдо д’Эсте, предок покровителя Тассо - что, впрочем, вполне объяснимо); картину дополняют великаны, чудовища, маги, сверхъестественные силы - и так далее… Сцены кровавых сражений сменяются любовными - с участием целого сонма колдуний и воительниц - впрочем, одинаково прекрасных… одним словом, упрощённо, «Освобождённый Иерусалим» - нечто среднее между «Илиадой» и (да простится нам такое сравнение!) - голливудской версией «300 спартанцев»… Удивительно, что, при таком богатстве фактуры, последняя экранизация Тассо датируется серединой прошлого века...
…Писался «Гоффредо» (как поначалу назвал своё творение автор) около десяти лет - как полагают биографы, именно эта напряжённая работа окончательно подорвёт его психику. (Существует драматическая легенда о безответной влюблённости Торквато в Леонору д’Эсте, сестру герцога - якобы, поэт неверно понял оказываемые ему знаки расположения - увы, знатная дама воспринимала его всего лишь как персонал…) Противоречивыми окажутся и первые отзывы на «Иерусалим» - поначалу Тассо давал читать свой труд немногим и выборочно…
…В любом случае - вскоре после окончания поэмы поведение автора становится всё более неровным и противоречивым - однажды Тассо в припадке «неконтролируемого гнева» прилюдно набрасывается с кинжалом на слугу - и оказывается под арестом в монастыре, из которого бежит в Болонью, к сестре. (Примечательно, что поначалу Торквато явится, скрыв лицо капюшоном - и сообщит о собственной смерти; такая вот шуточка…) Не пройдёт и пары лет, как Тассо наскучит размеренной деревенской жизнью - и напишет герцогу… тот согласится взять беглеца обратно!..
…Увы, прибыв в Феррару (как раз в разгар торжеств по случаю бракосочетания Альфонсо) поэт вновь придёт в неистовство - и, вместо прочтения какой-нибудь оды, устроит безобразную сцену, оскорбляя и проклиная всё семейство д’Эсте. (Ему не уделили должного внимания!) На сей раз скандалиста запирают в лечебнице Святой Анны - причём поначалу даже сажают на цепь...
…Здесь он проведёт семь лет… разумеется, не в оковах - в моменты просветления Торквато разрешается гулять и даже работать. Тем временем, фрагменты «Иерусалима» словно сами собой начинают появляться в печати. Поражённый качеством «пиратских копий», поэт, при очередной ремиссии, даёт разрешение на издание - а потом снова бежит (примечательно, за ним опять не гонятся) - и находит пристанище в монастыре Неаполя…
PS: …Судьба дарует ему ещё семь лет (Тассо умрёт в пятьдесят один) - не сказать, чтобы спокойных… Тем не менее, он успеет полностью переписать своё главное творение (по мнению специалистов, сильно его ухудшив) - так или иначе, новая версия, «Завоёванный Иерусалим», привлечёт благосклонное внимание папы Климента VIII - и он пригласит автора в Рим, чтобы, подобно Петрарке, короновать его на Капитолийском холме… Торквато приедет - но умрёт за считанные дни до торжества… (Как сказал о Тассо упомянутый Монтень: «Глубочайшие умы бывают разрушены своей собственной силой и тонкостью», - и, возможно, это - наиболее проницательное объяснение безумия поэта…) В конце концов, неоднократно переименованный «Иерусалим» останется столпом литературы Возрождения - да и итальянской в целом - а трагический образ его создателя вдохновит Делакруа, Гёте, и многих других… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 11 марта 1962 года в Гамбурге родился Ленни Вольф - основатель и единственный неизменный участник группы «Kingdom Come». В своём главном хите «What Love Can Be» Ленни буквально потряс поклонников «Led Zeppelin» предельно реалистичным воспроизведением вокальной манеры Роберта Планта.
Click to view
Click to view