Велик могучим русских языка…

Dec 05, 2012 23:51


Велик могучим русских языка…

…Эта вольная цитата из пародии блистательного Александра Иванова как нельзя лучше характеризует новейшую тенденцию в нашей лингвистике. Не успела почтеннейшая публика привыкнуть к гендерной двусмысленности «кофе», как Институт Русского языка преподнёс очередной сюрприз.

СМИ отоспались на теме с наслаждением - как выяснилось, одну известную ведущую буквально трясёт от глагола «вклЮчим», другого корёжит от «звОним». (Кстати, тут он немного поторопился - «звОним» под легализацию пока не попало. Просто кто-то из специалистов печально заметил, что «дойдём и до этого»).

Кстати, о специалистах: как водится, мнения разделились. Некоторые выразили новациям категорическое «фи». Но как-то без фанатизма - и, вот ведь, удивительное дело: судя по тому, что удалось отсмотреть и прочесть, за явным преимуществом лидируют те, кто не видит в происходящем ничего пугающего. Ну да, язык - материя подвижная, живая. Он постоянно развивается, …то есть, не то чтобы так уж развивается, но - таковы реалии!

И такая тоска в голосе у тех и других… Такое печальное безразличие…

Впрочем, о причинах унылости в лингвистической среде - чуть позже. Пока попробуем понять, что же, вообще говоря, происходит.

А происходит - Прогресс! Именно он атаковал незыблемые, казалось бы, языковые нормы. Причём, как минимум, с двух сторон.

Существовало когда-то такое понятие, как «автоматическая грамотность» - возможно, кто-то ещё помнит. Суть его заключилась в том, что если человек регулярно читает, то он достаточно грамотно пишет. При этом не может объяснить, почему - а часто и не блещет оценками по русскому, так как плохо знает правила. Причина понятна - рефлекс! Постоянно видя перед собой правильные сочетания букв и знаков, вы волей-неволей их запоминаете. Вероятно, многие обращали внимание, что представители старшего поколения при письме практически не делают ошибок - при этом никаких филфаков они не заканчивали. Просто, так уж вышло. Да и школа во времена тоталитаризма нажимала на письменные работы, так что зрительный навык успешно превращался в мануальный.

Кстати, о письменных работах. Изложений и сочинений разнообразного жанра действительно было много. Немало сказано о том, что в современной школе их мало, и это очень плохо, поскольку именно творческие работы развивали умение связно излагать свои мысли в письменном виде. Ну, пусть необязательно свои… Однако отличие тех сочинений от современных «рефератов», которые творятся с помощью функций «скопировать» и «вставить» очевидна! Вообще, всегда интересовался: что вообще делают учителя с этими ещё тёплыми от принтера листками, которые различаются, в основном, реквизитами «авторов»? Неужели на полном серьёзе «проверяют»? Сдача в макулатуру и растопка печей, вроде бы, неактуальны… Между тем, бумага до сих пор, вроде бы, делается из леса. Экологи, ау!

Но дело, разумеется, не только в творческих работах, и не в том, что мы всё реже (если вообще) пишем рукой. Клавиатура заменила нам перо и чернильницу. Это, вроде бы, прогресс - да и Бог с ним, с пером.  Проблема не в том, что мы пишем - а в том, что мы читаем! Кстати, что? СМС, электронные письма, чаты, тексты в интернете - и таким образом, вместо заботливо выверенных корректором сочетаний букв и знаков, воспринимаем и запоминаем то, что наваял любой из наших знакомых - часто при этом торопясь и не попадая по клавишам. Таким образом, получается «автоматическая грамотность» наоборот - из нашего обихода не просто изымаются «правильные» образцы -  их место занимают неправильные! А зрительную память не обманешь - она, знай себе, работает.

Вы скажете - есть «Ворд»? Штука, конечно, небесполезная - но не вздумайте всерьёз произнести это название в разговоре со специалистом.

Отчего возник в своё время воляпюк, названный почему-то «албанским языком»? От бессилия - писать грамотно не могу, а хочется! А начну-ка я писать прикольно! Почему он сошёл на нет? Потому что выполнил свою функцию. Приколы кончились. Табу взломано, пишем, как можем - и вся недолга.

Мы упомянули редакторов - да осталась ли ещё такая профессия? Почитайте интернет-версии вполне солидных газет. (Печатные, почему-то, в основном, держатся - хотя и не всегда). Посмотрите на «бегущие строки», которыми портят нам зрение большинство телеканалов - и даже там вы заметите множество «ляпов» или откровенных ошибок. Редакторы, вы говорите…

Вот мы и дошли до телевизора - второго (но не по значению) врага русского языка, наряду с компьютером и прочими гаджетами. (Хочется верить, что насильственное внедрение этих аппаратов в образовательные учреждения произошло исключительно из благих побуждений - информационный век, как-никак, - и никакие побочные явления не предусматривались). Так вот, телевизор выполняет свою часть работы. Если компьютеры и гаджеты разрушают наше представление о речи письменной, то  ТВ «отвечает» за устную.

Многие ещё помнят, что тоталитарное телевидение было довольно скучным, а каналов имелось всего два. Но! Ежедневное прослушивание новостей, независимо от их содержания, вполне можно было приравнять к прохождению продвинутого курса орфоэпии. Таков был профессионализм дикторов, такова была их ответственность даже при чтении сводок об успехах оленеводов. Где те дикторы? А оленеводы?..

Теперь неприлично иметь меньше ста каналов. И на каждом из них, время от времени, говорят. Причём зачастую вживую. Оставим в стороне «кашу во рту» - хотя у иных телезвёзд этих каш, как минимум, две. Поговорим о неряшливости речи, о нюансах произношения, о том же ударении, о речевых ошибках… хотя - что о них говорить? Они есть. И если новости федеральных каналов ещё как-то держатся, то во всех остальных программах мы слышим ровно то же, что и на улице. И это ещё - смотря, какая улица…

А бесчисленные ток-шоу? А импровизированные интервью «с места происшествия» или «в кулуарах»? Вы скажете: прямой эфир - живая кровь телевидения? Да кто же против! Мы совсем о другом. О том, что, объективно, поток неправильной речи  с экрана стал доминантой, а, значит, нам нечем корректировать собственную. Да и зачем - если все так говорят? Думские депутаты, бизнесмены, высокие чиновники - да и просто успешные люди? Получается, правильная речь для успеха необязательна? Более-менее понятно - и хватит?

Вы знаете, похоже, что так оно и есть. Потому не видно энтузиазма в глазах лингвистов, комментирующих новшества наших словарей. Читается в этих глазах: «А, всё равно уже - делайте, что хотите»… Конечно, многие по инерции возражают, но - жизнь, жизнь… «Друг Аркадий, не говори красиво…»

На самом деле, спорить о современных словарях и впрямь бессмысленно. Ну, подумаешь - «звОнишь». Скоро будет «ложишь». Потом «ихний». Разве люди так не говорят? Ещё как -  те же 90%, у которых «кофе» всегда был среднего рода! Вот вам и новая словарная норма.

Спор этот, вообще-то давний - что считать нормой? То, как кем-то когда-то и зачем-то «положено» - или то, как разговаривает большинство. (Большинство, как известно, разговаривает, как удобно, и равняться ему теперь не на кого). Похоже, победитель определился. Пока нам осторожненько вбрасывают пробные камни, легализуя лукавую «двойную норму». Потом смело предложат эту самую норму упразднить. Или она сама сойдёт на нет, оставшись в обиходе штучных пуристов. Будет у них такой полумёртвый язык - вроде древнерусского (за старославянский пока держится церковь, хотя идея перевода службы на «современный русский» так и витает в воздухе). Правильно, торопиться незачем. Сначала надо решить - какой он, этот «современный» русский?

Можно ли как-нибудь изменить ситуацию? Во-первых, давайте подумаем - а нужно ли? Да что-то и не видно, чтобы такая задача кем-нибудь ставилась. Во-вторых - сдаётся, что уже просто поздно, черта невозврата пройдена. Думается, процесс будет неспешным, но неотвратимым и пойдёт в русле общего уничтожения гуманитарного образования…

Такой вот «Подъём Духовности». Такая «Национальная Идея».

P.S. автор приносит извинения за все допущенные орфографические, пунктуационные, грамматические, и прочие ошибки.

Спортивные обозрения

русский язык, албанский язык, лингвистика, гуманитарное образование

Previous post Next post
Up