О Степане Разине - и воеводе Юрии Барятинском
3 октября 1670 года войско Степана Разина было бито воеводой Барятинским под Симбирском. (После этой победы Юрия Барятинского произведут в бояре… возможно он заслужил этот титул десятью годами раньше: тогда командующий Василий Шереметев капитулировал перед польско-татарской армией под Чудновом - одним из условий стала сдача Киева. Но комендантом «матери городов русских» был Барятинский - и открыть ворота отказался, со словами: «Я повинуюсь указам царского величества, а не Шереметева - много в Москве Шереметевых!» Поляки на штурм не решились…) Впрочем - по порядку.
…В советскую историографию Разин вошёл «борцом за права угнетённого народа», но его подлинная история даёт для такой трактовки немного оснований. Степан был выходцем из зажиточной семьи; а его старший брат, Иван - заметным казачьим командиром. В какой-то момент, находясь на царской службе, он повздорил с начальством (попросту говоря, казакам внезапно захотелось всё бросить и двинуть домой) - и был казнён.
После этого лояльность Степана к властям упала до нуля - но поначалу он совсем не собирался бунтовать, а, собрав примерно двухтысячный отряд, занялся банальным грабежом торговых судов на Волге. (Из-за чего и произошли первые столкновения с правительственными войсками). Затем атаман добрался до Каспия и немного повоевал с персами. (Характерно, что тем была послана царская грамота, в которой рекомендовалось «побивать воровских казаков везде, и смертию уморять без пощады» - к этому времени относится и многократно воспетый печальный эпизод с бросанием за борт княжны, которая действительно была дочерью одного из персидских флотоводцев).
А дальше Разина понесёт неумолимый поток событий - под его знамёна начнут стекаться недовольные (кстати, именно «Уложением», о котором мы только что говорили - ведь оно окончательно оформило крепостное право!) …впрочем, долго эта история не продлится - хотя шуму наделает немало…
…Итак, весной 1670-го Разин соберёт достаточно сил и двинется походом на Волгу. Основу его войска составляли казаки - но на всём пути «разинцев» поднимались восстания недавно закрепощённых поволжских крестьян и местных иноверцев. (Правда, идти на Москву желающих среди них находилось не так уж много - перебив и разграбив местных «кровососов», повстанцы обычно угомонялись).
Впрочем, и цели самого Разина были достаточно расплывчаты - в своих «прелестных» письмах он обещал всем новоявленным сподвижникам свободу - но лично Алексею Михайловичу, как будто, претензий не предъявлял. (Силён был авторитет монархии! Пришлось даже объявить, что войско сопровождает пятнадцатилетний царевич Алексей Алексеевич - на самом деле, к тому времени покойный).
Одним словом, мишенью «разинцев» становилась власть в лице любых своих представителей: воеводы, приказные люди, попы - повсюду их истребляли - и вводили казачьи порядки. (Разумеется, грабили, по привычке, и случившихся на Волге купцов). Астрахань, Царицын, Саратов, Самара - таков был победный путь атамана (не считая многих менее звучных городов и городков) - в начале сентября его струги прибыли к Симбирску.
…Барятинский успел явиться на пару дней раньше - но у него не было и полутора тысяч человек! Вместе с гарнизоном князя Ивана Милославского получилось около пяти - разинцев оказалось вдвое больше; после нескольких стычек им удаётся закрепиться на берегу, а потом и занять посад…
…Посовещавшись, воеводы решили разделиться - Милославский закрывается в кремле, Барятинский отправляется в Казань за подкреплениями. (Как он это делал - история отдельная; некоторые командиры отказались!) Тем не менее, к концу сентября окольничий (собрав, видимо, около пяти тысяч) снова спешит к Симбирску - а по пути разбивает несколько разинских отрядов. (Шайки мятежников рассеялись по всей округе - в то же время Разин, с основными силами, которые выросли до двадцати тысяч, безуспешно пытается взять город; Милославский стойко держится!)
Наконец, 3 октября, у реки Свияги состоялось решающее сражение: повстанцы ринулись в атаку, но были встречены огнём - и отступили. Разин разворачивает своё воинство обратно (в том бою он будет дважды ранен) - Барятинский изображает ложное отступление - и выводит воодушевлённых мятежников под прицельный огонь артиллерии. Как писал сам воевода: «...люди в людех мешались и стрельба на обе стороны из мелкова ружья и пушечная была в притин..., а бились они с тем вором с утра до сумерек». В конечном счёте, воевода ведёт в атаку правительственную кавалерию - повстанцы в беспорядке оставляют поле битвы…
…Ночью Разин прикажет снова штурмовать город - но дух его побитого войска оставлял желать лучшего… Исход дела решила военная хитрость Барятинского: он посылает один полк за речку - с приказом поднять в темноте побольше шума! Разинцам почудилось приближение новой царской армии… приближённые поспешно увозят атамана, бросив основную массу мятежников на произвол судьбы!
…Судьба эта оказалась незавидной: рано утром Барятинский и Милославский ударят с двух сторон - деморализованные повстанцы бросятся бежать, но мало кому повезёт. Сто двадцать человек пленных немедленно повесят.
PS: Оказавшись на Дону, Разин попытается собрать новую армию - но рассудительные казачьи старшины предпочтут схватить атамана и выдать властям. Что касается двух царских воевод (и особенно Барятинского, который был успешнейшим полководцем своего времени), то их имена окажутся полностью вычеркнуты из советской историографии… понятное дело - борца за народную волю побили…
PPS: Как известно, первый отечественный художественный фильм будет снят именно про Разина (и выброшенную княжну) - но ещё в 1674 году в Германии защитили диссертацию о его восстании!.. Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 3 октября 1969 года родилась Гвен Стефани - бывшая певица группы «No Doubt». Известно, что Гвен принципиально не пользуется услугами визажистов и сама делает макияж, любит печенье и пиццу - а ещё она пожертвовала миллион долларов пострадавшим от землетрясения в Японии.
Click to view
И ещё. 3 октября 1971 года родился Кевин Скотт Ричардсон - певец, «Backstreet Boys».
Click to view