О Наполеоне и Жозефине
Согласно источникам, именно 9 марта далёкого 1074 года папа римский, решительный Григорий VII (тот самый, принудивший германского короля Генриха IV унизительно вымаливать прощение)… так вот - папа одним росчерком пера отлучил от церкви всех женатых священников! (Надо сказать, формально целибат был утверждён лет за пятьсот до того - но католическое сообщество упорно его игнорировало). Отныне тема безбрачия была закрыта - и, похоже, навсегда… потому не будем продолжать…
…а вместо этого поговорим об одном из самых знаменитых браков в мировой истории: 9 марта 1796 года Наполеон женился на Жозефине. Для одних рассказчиков это - волнующий дамский роман; для других - фактически, детектив… на самом деле, как водится, намешано было разного… Впрочем - по порядку.
Дочь плантатора, Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери родилась на Мартинике (что любопытно, этот карибский островок и сейчас - французская собственность) - до Жозефины это пышное имя сократил лично Бонапарт -то ли, от большой нежности, то ли - банально, для удобства… Выйдя замуж за виконта Александра де Богарне, будущая Жозефина переехала с ним в метрополию - то есть, в Париж. Разумеется, как любой женщине, ей здесь очень понравилось!
(Забегая вперёд, сообщим, что она родит двух детей - Евгения и Гортензию; Бонапарт усыновит обоих; Евгений некоторое время побудет вице-королём Италии, а Гортензия - королевой Голландии; и, между прочим, станет матерью Наполеона III).
А вот брак их матери не сложился - после развода она продолжит парижскую жизнь… которая, надо сказать, неожиданно поднимется на новый уровень! Пришла революция - и Богарне, невзирая на роковой в те годы предлог де перед фамилией, сделает блестящую карьеру - соответственно, вырастет и статус его экс-жены.
Увы, продолжалось это недолго - революциям, как известно, свойственно набирать обороты; вскоре Конвент начнёт репрессировать бывших, и генерал де Богарне сложит голову на плахе - причём, по жуткой иронии, в день рождения бывшей. Та, в свою очередь, окажется в застенке, ожидая своей очереди на гильотину - но тут очередная революционная волна накроет Робеспьера… соответственно, жертв режима, включая мадам Богарне, немедленно выпустят на все четыре стороны...
…Нам трудно судить о внешности будущей императрицы (кстати, по словам Жозефины, такую судьбу ей нагадала чернокожая нянька в детстве)… Известно, что художники норовят польстить, а завистливые современники привирают… впрочем, как будто, они сходятся на том, что эта, тридцатилетняя на то время, дама обладала неким магнетизмом. Возможно, не прошло даром взросление на экзотическом острове - или ещё что-нибудь… во всяком случае, мадам Богарне сравнительно быстро оказывается в обществе очередного революционного вождя, Барраса - по некоторым сведениям, ей даже удалось вернуть конфискованное, было, состояние мужа… правда, хватит его ненадолго!..
…Именно Баррас и познакомил Роз (как её пока звали) с молодым генералом Бонапартом - принято считать, что любовница чиновнику наскучила… Во всяком случае, корсиканец завёлся с первого взгляда - и никакого скандала не произошло. (Заметим, что ещё малоизвестному публике генералу было двадцать шесть - причём непохоже, чтобы у него имелся существенный опыт в амурных делах - а может, и вообще никакого… Зато у мадам Богарне этого самого опыта было, хоть отбавляй (опять же, если верить тому, что нам рассказывают о том, что о ней рассказывали в салонах, где будущая Жозефина блистала). Притом, бедность генерала была очевидна - а вот о финансовых проблемах светской львицы догадался бы не всякий… Во всяком случае - не Бонапарт; есть свидетельство, что он как-то оговорится, будто поначалу считал свою прекрасную новую знакомую исключительно богатой женщиной!)
…Эта оговорка несколько подрывает столь милую нам историю о неистовой страсти, охватившей обоих - ещё более её подрывает факт немедленного назначения Наполеона после свадьбы командующим Итальянской армией! (В тех же насквозь пронизанных сплетнями салонах шептались, что это «свадебный подарок» Барраса… ну, что ж - назначал-то и впрямь он; от Жозефины хотел избавиться тоже он…) С другой стороны - учтём, что брак с мадам де Богарне открывал Бонапарту многие (причём, аристократические) двери… много лет спустя, уже на Святой Елене он напишет: «Без жены я не смог бы достичь взаимопонимания с целой партией».
Жозефина (её уже звали так), конечно, не могла знать о будущей короне - но, как мы знаем, в Бонапарте магнетизма тоже было - хоть к высоковольтной линии подключай! В общем - пара вышла замечательная!
PS: При составлении брачного контракта невеста убавит себе четыре года, а жених накинет полтора - так они окажутся одногодками; Бонапарт преподнесёт супруге колечко (или медальон) с надписью «Au destiné» - «Это судьба» - и двумя днями спустя умчится в Италию - навстречу первым славным победам!
PPS: Жозефина отнюдь не поспешит вслед за мужем - куда и зачем ехать, когда на неё внезапно обрушилась очередная волна успеха?!.. (Третья по счёту - но не последняя!) В перерывах между призывными письмами домой, раздражённый Бонапарт начнёт неимоверно громить всех врагов подряд - а его жену в Париже станут с благоговением называть «Notre-Dame des Victoires - Богоматерь Победы»! …В конце концов, Жозефина всё-таки поедет - эх, лучше бы она этого не делала... Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. Как говорят, именно 9 марта 2004 года сын (и, по совместительству - менеджер) Тома Джонса, Марк, запретил возрастному папаше носить обтягивающие кожаные штаны… нам неизвестно, посмел ли сэр Том ослушаться…
Click to view