«Свои», «чужие», - и «разные» - 2

Feb 18, 2013 17:20

В истории человечества распознание кода «свой» - «чужой» происходило по целому ряду признаков; причём, некоторые из них оставались относительно устойчивыми, а другие то обретали, то утрачивали значение.

Проще всего было нашим далёким предкам, насчёт существования которых, впрочем, возникает всё больше сомнений. Ну, ладно… В общем, так: все те, кто бродят снаружи твоей пещеры - безусловные враги. И точка. Но… цивилизация не стояла на месте!

Потихоньку образовались народы; и, разумеется, продолжали враждовать - но, при этом, в свободное от взаимного избиения время, они торговали, обменивались всякими научными и культурными достижениями, и даже женились. С культурным обменом, впрочем, дела шли плохо - во-первых, этому препятствовали бдительные служители религиозных культов; во-вторых - верность традициям в старину ценилась высоко, а чужие ценности воспринимались настороженно.

Вообще, широко было распространено представление о соседях, как о «варварах». (Кажется, китайцы убеждены в этом до сих пор). Согласитесь, такой взгляд  сильно упрощает возможные моральные издержки на случай военных действий: «А пошли-ка, убьём и ограбим этих варваров!»

Проблема, впрочем, заключалась в том, что «варвары» могли оказаться, что называется, «с зубами». В конце концов, военным технологиям тех лет было далеко до современных - никаких тебе дронов и баллистических ракет. Всё приходилось делать самому - меч против щита, щит против меча. С тактическими хитростями дела тоже обстояли не очень - генштабы древности, в основном, предлагали всякие «засадные полки», «ложные отступления», - ну, или просто «завалить числом». Таким образом, войны далеко не всегда оказывались быстрыми и победоносными, а  иногда «варварам» и вовсе удавалось взять верх. Раз так - возникала необходимость в переговорах и прочем общении; наряду с уже упомянутым товарообменом, это неизбежно порождало диффузию.

Примечательно, что тенденция шла сверху. Для «народа» чужеземцы оставались, в основном, какой-то аморфной и враждебной массой, - а вот знати приходилось договариваться. (Заметим, - вплоть до наших дней, ситуация мало изменилась!) Иногда стороны едва сдерживались, чтобы не наброситься друг на друга - а иногда вдруг, ни с того, ни с сего, проникались взаимной симпатией. Посильную лепту вносили временные союзы против кого-нибудь ещё и династические браки. И уж если принципиального технологического перевеса над соседом не было - истребить и ограбить его ты не мог. Волей-неволей приходилось как-то ладить - и «чужие» становились просто «другими».

Древний мир знавал своих героев толерантности. Одним из них был Александр Македонский, который, как мы помним, массово женил своих командиров на родовитых аборигенках; а, покорив очередную территорию, тут же призывал на службу местную знать. Надо сказать, македонским генералам такой «либерализм» сильно не нравился - есть версия, что они даже несколько подсократили земную жизнь своего бога, не дожидаясь, пока «понаехавшие»  займут их места у трона. Собственно, кто здесь был «понаехавшим», конечно, вопрос, но факт остаётся фактом - империя распалась, но возникшие из её обломков государства стали эллинистическими. Династии тоже - возьмём хоть египетских Птолемеев. (Отметим, кстати, что Александр был пионером и другого, весьма ходового ныне тренда - он не просто завоёвывал; он освобождал народы и нёс им демократию. Как мы знаем, образцом демократии тогда были эллины - а вот восточные владыки отличались крайним деспотизмом. Ничто не ново в этом мире!)

Другой хорошо нам знакомый персонаж, Цезарь из рода Юлиев, начинал традиционно - с массового истребления и ограбления варваров. Однако, утвердившись в Риме, пожизненный диктатор зачем-то начал привечать покорённых вождей - и даже кое-кого протащил в Сенат. Римская знать  пришельцев не переносила на дух - впрочем, Цезарь, как мы знаем, вскоре был убит. Скорее всего, в том числе и из-за этого.

В общем, толерантность с трудом, но пробивалась сквозь брусчатку Древнего мира и Средневековья. Ксенофобия держалась уверенно - более того, воспроизводилась в новых формах. Например, основные конфессии с одинаковым рвением изыскивали врагов как снаружи, так и внутри - на протяжении столетий войны за «правильную веру» буквально обескровливали мир. Вы скажете - это был лишь повод, а в основе, как всегда, притаилась экономика? Не без этого - но лишь отчасти…

Спортивные обозрения

Александр Македонский, варвары, толерантность, Юлий Цезарь

Previous post Next post
Up