От одной из компаний-поставщиков печатной продукции поступил запрос с вопросами:
- Как отразился карантин на вашем бизнесе
(на сколько % упал/вырос)? - Сколько ещё выдержите режим карантина?
- Есть какая-то точка или событие, после которой вы уже никогда не откроетесь?
- После отмены ограничений вы сможете восстановить бизнес в прежних объёмах или его придётся сокращать, а может быть, планируете расширение?
- Какой главный вывод вы сделали для себя в сложившейся ситуации или, другими словами: Если бы вас попросили дать один совет о том, как владельцу малого бизнеса пережить кризис и не свихнуться, что бы вы ответили?
- Если хотите добавить что-то ещё - не сдерживайтесь.
Мои ответы не вошли в публикацию, и чтобы им не пропадать, выкладываю их в своем блоге.
- Из-за карантина:
- у нас нет возможности производить отгрузки в нашем офисе в городе Казань. До карантина машина ездила туда каждую неделю. После введения ограничительных мер, возможность свободного перемещения между городами пропала;
- значительно упали розничные продажи. Выдача заказов затруднилась;
- некоторые поставщики стали отрезанными. Усложнились вопросы логистики.
- К нашему бизнесу слово «карантин» применимо в ограниченной степени. Мы не прекращали работу. Сначала была «удаленка», потом разрешение на работу в офисе. Поэтому об игре на выживание нет речи. Есть определенного рода сложности, влияющие на снижение объема продаж.
- Не применимо. Мы будем продолжать работу. Закрыть нас может только налоговая.
- Планируем расширение. Восстановление рынка на зачищенном от конкурентов поле - это большие возможности. Надо умело пользоваться этим и стремиться к увеличению охвата за счет других ниш.
- Нужно:
- минимизировать штат: отсутствие раздутого штата помогает спокойно пережить кризисные месяцы;
- аутсорсинг и автоматизация рабочих мест: платить людям за фактически проведенную работу. То, что поддается алгоритмизации, нужно переводить на программные продукты;
- минимизировать арендуемые площади: если у вас «товарка», то пользоваться складскими возможностями поставщиков, если услуги, то активнее нанимать людей на «удаленку»;
- быстро избавляться от неликвидных товаров либо не оказывать низкомаржинальные услуги, которые не предполагают приобретение клиентом других видов высокомаржинальных сопутствующих услуг;
- обратить внимание либо на очень дешевые товары и услуги, либо на очень дорогие. В кризисное время первый сегмент растет, а второй не страдает;
- знать и использовать все виды государственной поддержки, если это возможно.
Любой кризис - это возможности. Вовремя «выйти из позиции» и «заново зайти» - источник прибыли. Генерация этих двух явлений даст возможность получать прибыль. Не нужно бояться закрывать плохой бизнес, который был скорее мертв, чем жив. Карантин всего лишь стал катализатором процесса смерти.