Oct 06, 2013 18:48
Собственность
Что такое собственность и как она появляется? Классики философии утверждают, что собственность это результат труда. Как можно спорить с этим. Но что можно считать трудом? Простое физическое усилие? Тогда результатом труда, и соответственно, собственностью, можно считать абсолютно все, к чему было приложено усилие. Но, к сожалению, простого физического усилия недостаточно для создания собственности. Необходимо приложить к труду интеллект и волю.
Труд, как физическое усилие, интеллект, как способ действия, и воля, как намерение и способность направлять усилия в определенном направлении являются составляющими собственности. Когда мы определяем собственностью все то, что мы воспринимаем как некую ценность, для создания которой затрачена физическая энергия, интеллект и воля имеет стоимость и востребованность обществом. Ценность собственности зависит от желания обладать ее. Поскольку собственность притягивает интерес людей и желание ей обладать, и это желание не имеем границ, то собственность всегда ограничена. А потому всегда имеет определенную цену, которая тем выше, чем ниже ее доступность для желающих ее получить. Собственность по тому собственность, что обязательно принадлежит кому-либо, собственность всегда имеет своего владельца с его правом распоряжаться ей. Если что-то ценное не кому не принадлежит, то это не является собственностью по определению. Собственность может создаваться, продаваться, обмениваться, отниматься, потребляться и уничтожаться.
Если рассматривать процесс создания собственности, то первичным является воля или стремление человека создать определенную собственность. Воля побуждает интеллект и труд к действию, если так можно выразиться, формирует установку на создание собственности. Интеллект помогает человеку определять средства и методы ее создания и управляет физическими действиями человека. Физический труд это самое последние усилие, которое человек прикладывает для создания собственности. Иногда физическое усилие практически отсутствует.
Значение каждой составляющей собственности имеет различный вес. Наибольшим весом обладает воля, затем интеллект и последним в этом списке стоит физический труд. Такая градация сложилась не случайно. Право силы является приоритетным во взаимоотношениях людей и определяет отношения к собственности. Люди, обладающие трудом способны создать собственность. Люди, обладающие интеллектом, могут наиболее эффективно использовать труд, что многократно может увеличить собственность. Люди, обладающие волей, контролируют труд и интеллект не только собственный, но и других людей. Определяя направление деятельности, человек контролирует и распоряжается результатами труда и интеллекта. Воля всегда имеет приоритет перед интеллектом и трудом.
Каждый человек обладает собственностью в соответствии с его волевыми, интеллектуальными и физическими способностями. Конечно, каждый человек наделен всеми способностями, но каждый в разных пропорциях. И поскольку все составляющие собственности имеют разный вес, то и каждый человек обладает разными собственностями и по-разному их оценивает и ими распоряжается. Воля формирует представления о ценности каждой собственности, воля человека может обесценить или возвысить ценность всего, чем человек обладает или желает обладать. Для одного человека ценным является материальная сторона его жизни, для другого свобода, да и представления о материальном благополучии и свободе у каждого человека различное.
Каждый из нас формирует свое собственное отношение к труду, интеллекту и власти. Но находясь в социуме, человек подвержен влиянию общего представления о ценности собственности. Часто общее представление формируют цену собственности, а следовательно труда, интеллекта и воли. В таких условиях трудно противостоять общему мнению, формирующему стоимость собственности. Многие считают труд единственным источником благополучия и собственности, относясь предвзято к интеллекту и власти, как производной воли. Для некоторых интеллект является приоритетным в создании собственности. Но воля всегда обладала, обладает, и будет обладать максимальным весом в собственности, обладая наивысшем правом силы.
Стоимость (общепризнанная ценность) собственности, которой обладает человек, можно определить как произведение способностей (интеллекта, воли и труда) с учетом их веса, принимаемого в обществе. Чисто математический подход здесь не совсем корректен, но это даст некоторую логику рассуждению о собственности.
Если, условно, сумма всех способностей человека постоянна и равна 1, то для каждого отдельного человека доли способностей будут самыми различными. А учитывая, что вес каждой составляющей собственности различен, то различия людей в обладании собственностью значительны. Кто-то обладает слабыми физическими способностями, но при этом развит интеллектуально, у кого-то низкая воля, но высокие физические способности. Кому-то достаточно иметь высокую волю, что бы компенсировать слабый интеллект и физическую силу.
Вес интеллекта выше веса трудовых способностей и произведение веса интеллекта на незначительную интеллектуальную способность может создать, куда большую собственность, чем собственность, полученную в результате произведения незначительного веса трудовых способностей на огромные их затраты. Иначе, чем больше человек использует в производстве собственности интеллект, тем значительно меньше необходимо ему затрачивать физической силы, для получения такой же собственности. Изобретение колеса сэкономило для человечества колоссальное количество физических затрат.
Без воли, обладающей максимальным весом в собственности, интеллект и труд не имеют силы. Даже прикладывая интеллектуальные и физические усилия к созданию собственности, но не обладая волей распоряжаться результатами труда и интеллекта, человек не имеет собственности, при этом стоимость труда и интеллекта, выраженная в собственности, тоже нулевая. Способность человека следовать своей идеи, определять направление деятельности, определять ценность создаваемой собственности и распоряжаться собственностью является основой создания собственности. Воля и как производная ее власть контролирует интеллект и труд. Поэтому люди, обладающие большей властью, обладают большей собственностью. Безвольный человек лишен какой бы то ни было собственности, или будет лишен в скором будущем.
Если принять за пример абсолютной власти отношения раба и рабовладельца, при котором рабовладелец удовлетворяет минимальные потребности раба только для сохранения его как своей собственности, то абсолютное безвластие будет положение раба, при котором не только его интеллект и труд является собственностью рабовладельца, но и его жизнь. Самому рабу интеллект и труд не принадлежит и не имеет для него ценности при отсутствии воли ими распоряжаться. Отсутствие ценности труда и интеллекта для раба означает отсутствие потребности его развивать и совершенствовать. Рабовладелец, имея неограниченную власть над рабами, и при незначительном труде и интеллекте обладает всей собственностью, создаваемой рабами. При такой «абсолютной» власти, потребность в труде и интеллекте минимальная. Производительность деятельности человека, которую можно представить как произведение труда на интеллект, минимальная. Увеличение собственности происходит только за счет увеличения количества низко производительного труда. Стоит ли удивляться нищете общества рабов?
Воля в обществе, в некотором роде величина постоянная, и если рабовладелец передает рабу свободу или раб сам берет ее, то рабовладелец теряет волю, выраженную во власти. Стоимость труда и интеллекта, при этом, растет. Воля, власть общества так же ограничена, как и собственность. Они полностью соответствуют собственности, которой обладает общество. Отсюда, можно сделать вывод, что увеличение собственности в обществе расширяет волю каждого отдельно человека, и расширение воли способствует созданию большей собственности.