Upd: комментарий от любимых читателей:
"По всем законам и понятиям публичный наезд на викария Патриарха - это наезд на самого СПК. Чем это заканчивается, видим из решений последних синодов".
***
Суздальское восстание православных женщин против местного митрополита Тихона (
https://t.me/blacknwhitepress/2065) оказалось только началом и репетицией.
Бунт москвичей-"сысоевцев" против главы синодального Миссионерского отдела епископа Евфимия (
https://t.me/blacknwhitepress/2122), в связи с закрытием Школы православного миссионера (ШПМ) - явно превзошëл суздальский по масштабу. Причëм если в Суздале всë длится почти год, то москвичи, в соответствии со столичными темпами и благодаря изначальной сетевой организованности "сысоевского" сообщества, подобных "успехов" достигли всего за несколько дней.
Публичный протест московских православных патриотов против церковного начальства - яркий пример раскачки ситуации в РПЦ через правых радикалов. Что, конечно, вызывает беспримесный восторг у либеральных медиа (
https://t.me/sotaproject/84881). Более эффективной антиклерикальной акции - сложно себе представить. Главное, в отличие от прежних перформансов, всë это - естественно и не-постановочно.
Особенность право-радикального протеста, в отличие от либерального, - в том, что он всегда резкий, скандальный и неожиданный. Это почти мгновенный переход от полной лояльности в жëсткую оппозицию. Более ранними эпизодами того же самого процесса было выступление И. Стрелкова против патриарха Кирилла (
https://t.me/blacknwhitepress/1104) и атака А. Машковой-Благих и еë последователей на Санкт-Петербургскую епархию, священника Александра Дягилева и архиепископа Калининградского Серафима (Мелконяна). (
https://www.ng.ru/ng_religii/2022-12-20/11_542_radicals.html?ysclid=lpmxu1q38c537940122)
Иерей Георгий Максимов (
https://youtu.be/dejm0olgMyM?si=D7BduqerSP2F6H63) в интонациях и стилистике покойного главы ФБК* проводит денежные рассчëты и демонстрирует конкретные суммы, которые якобы стоят за закрытием ШПМ, обвиняет епископа Евфимия в "непотизме", а прот. Александра Тимофеева в православном "сциентизме", и в том, что тот - "простой учитель археологии". Праворадикальный протест пока явно менее профессионален, чем либеральный. В отличие от коллег- профессионалов, иерей Максимов всë-таки "проговаривается", и признаëт, что устраивает епископу скандал. Причëм, получается так, что имел место шантаж, и у епископа был шанс "откупиться", если бы "сысоевской" ШПМ дали хотя бы статус миссионерской школы при Центральном викариатстве (см. видеобращение Максимова (
https://youtu.be/dejm0olgMyM?si=D7BduqerSP2F6H63) на 47:51).
Слова (
https://t.me/blacknwhitepress/2122?comment=16065) о том, что "осиповцев" (т.е. последователей профессора А. Осипова) , схлестнувшихся с "сысоевцами" (т.е. последователями покойного иерея Даниила Сысоева), сейчас "уберут дугинцы" (последователи А. Г. Дугина), "а потом и их самих уберут", - выглядят одним из вероятных сценариев.
Фундаментальная внутрицерковная проблема современной РПЦ, о которой, опять же, по ошибке проговаривается о. Максимов, - это состояние дел во всех церковных структурах, связанных с миссионерской деятельностью. Закрытие миссионерских факультетов в ПСТГУ и РПУ, как и нынешняя реформа в синодальном Миссионерском отделе, упомянутые о. Максимовым, - действительно, выглядят составляющими одного процесса. Миссионерские структуры в их нынешнем виде в последние годы практически не занимались собственно миссией,- зато стали постоянными генераторами внутрицерковных скандалов и потенциальными платформами для внутрицерковной оппозиции.
❗️Само слово "православное миссионерство" настолько дискредитировано, в том числе и нынешними событиями, что, возможно, в перспективе структурам Русской Церкви от него придëтся вообще временно отказаться.
* - признан в РФ экстремистской организацией
https://t.me/blacknwhitepress/2132