Оригинал взят у
rina_grant в
Для авторов - очень полезная система создания сюжета!Оригинал взят у
arteschool в
Начальная школа. Развитие речиСегодня Юле (8 лет, 3 класс) задали написать сказку. Мне кажется, что это очень хорошее задание, приучающее ребенка думать, дающее возможность научиться сочинять. Но, к сожалению, школьные учителя не знакомы с технологией создания литературных произведений, которая могла бы помогла детям научиться структурировать свои мысли.
Ниже я постарался изложить эту технологию максимально просто, чтобы каждый родитель мог использовать ее при занятиях с детьми.
Технология состоит из двух техник: создание сюжета и структурирования сюжета.
Технику создания сюжета достаточно примитивна. Она восходит к приемам семантического анализа - когда берутся несколько предметов, описываются их признаки, затем признаки перемешиваются и возникает предмет с новыми характеристиками. (Как это работает, можно посмотреть здесь:
http://www.playbook.ru/read/interactive/ideabox/)
Техника структурирования сюжета была разработана сценаристами Голливуда, решавшими задачу о том, как сделать киноисторию интересной, яркой, поддерживающей внимание зрителя на протяжении всего произведения.
Техника создания сюжета для сказки
Нам было задано написать сказку о природном явлении. Поэтому я предложил Юле просто выбрать любые природные явления, о которых она хотела бы рассказать.
ШАГ 1:
Назовите героя
- Радуга! - Сказала Юля.
- Отлично! Пусть будет радуга. Кто еще станет героем сказки?
- Солнце!
ШАГ 2:
Опишите героев
Я: - Какая радуга?
Юля: - Разноцветная, быстро исчезает, появляется после дождя.
Я: - Хорошо. А Солнце?
Юля: - Теплое, греет.
Я: - А еще каким оно бывает? Помнишь, мы ездили путешествовать, и закат всегда был разным.
Юля: - Да! Точно! На закате оно разноцветное - оно то красное было, то розовое, даже зелено-синее.
ШАГ 3:
Найдите, что есть общего у героев.
Я: - Так что общего у Солнца и Радуги?
Юля подумала и решила, что и Радуга и Солнце бывают разноцветными.
Общий признак, объединяющий героев, появился не случайно, он является результатом каких-то событий, произошедших с героями.
ШАГ 4:
Расскажите, чем закончилась сказка.
- У Радуги появились разноцветные банты!
ШАГ 5:
Расскажите, с чего началась сказка.
Я: - У Радуги не было бантов?
Юля: - Получается, что так.
ШАГ 6:
Расскажите, о чем сказка.
Мы пришли к тому, что жила-была Радуга, жило-было Солнце. У Солнца было разноцветное одеяло, Радуга надергала из этого одеяла ленточек и теперь прячется от Солнца.
Сюжет готов!
Теперь переходим к технике структурирования сюжета.
Каждое литературное произведение состоит из четырех ключевых пунктов. Это КОНЕЦ, НАЧАЛО, СОБЫТИЕ 1, СОБЫТИЕ 2. На протяжении истории действие развивается от одной точки к другой - от начала к концу, проходя через два самых важных пункта истории - ключевое событие 1 и ключевое событие 2, иначе их еще называют кульминациями. В каждом произведении есть две кульминации, но почему-то в школе обычно говорят только об одной.
Посмотрите любой фильм, и вы увидите, что сначала автор описывает героев, показывает их в повседневной жизни, давая им характеристику. Это начало истории, введение зрителя в сюжет. Затем происходит событие 1, заставляющее героя захотеть что-то сделать, разрывающее привычное течение жизни героя. Герой начинает действовать и приходит к событию 2, в котором цель достигается, а сам герой меняется. После этого следует конец фильма - последствия события 2. Итак, герой достиг цели, но ведь он изменился, как же он будет жить теперь?
Эти же пункты содержатся в любом литературном произведении - в рассказе, сценарии, повести, анекдоте… Знание того, что эти ключевые пункты существуют и понимание того, зачем они нужны, необходимо для того, чтобы уметь связно составить рассказ, написать сочинение, проанализировать литературное произведение. Поэтому нужно как можно раньше учить ребенка находить ключевые пункты в текстах.
Техника структурирования сюжета
Если вы пишите с ребенком сказку, предложите ребенку придумать конец этой сказки. Поскольку сказка - это объяснение явлений окружающего мира, то для конца сказки нужно просто взять какое-то существующее явление.
У нас уже был сюжет о Радуге, утащившей у Солнца разноцветные лоскутки.
ШАГ 1:
Опишите конец истории.
Юля: - С тех пор радуга появляется после дождя, а потом исчезает.
ШАГ 2:
Опишите событие 1, объясните, почему стало возможным это событие.
Юля: - Радуга решила утащить у Солнца лоскутки, чтобы сделать из них бантики.
Я: - Хорошо, а почему она решила это сделать?
Юля: - Потому что была шалуньей.
Я: - Отлично. Она сама это решила сделать?
Юля: - Нет! Ей помогал Дождик!
Я: - Правильно, ведь радуга появляется после дождя.
ШАГ 3:
Опишите героев (то есть придумайте начало истории).
Я: - И что у нас получается?
Юля: - Жило-было Солнце, жили-были Дождик и Радуга, они были шалуны.
Я: - А Солнце чем занималось? И что у него было?
Юля: - Солнце светило, грело землю, у него было разноцветное одеяло, в которое оно заворачивалось вечером, и поэтому закаты были разноцветными.
ШАГ 4:
Изобразите описанное графически.
В самом деле, теперь у нас было много героев, событий, чтобы не запутаться, мы взяли листок бумаги и нарисовали дугу, идущую через ключевые точки нашей сказки.
В первой точке мы написали: Солнце, Радуга, Дождик. В последней: Радуга убегает и прячется. Во второй: Радуга и Дождик утащили лоскутки. Третья точка пока оставалась без подписи.
ШАГ 5:
Придумайте второе ключевое событие.
Я: - Радуга и Дождик утащили лоскутки, а что произошло дальше? Почему у Радуги они остались, а у Дождика нет?
Юля: - Дождик их рассыпал, а Радуга сделала банты.
Я: - А что сделало Солнце?
Юля: - Оно стало собирать свои лоскутки, которые превратились в лужи, а Радуга убежала.
Вторым ключевым событием нашей истории стало бегство Радуги от Солнца, бросившегося собирать свои лоскутки.
ШАГ 6
Напишите план истории.
План мы написали подробный.
1. Описание героев
- Солнце (что делало, что у него было, откуда мы об этом знаем)
- Радуга (какая была)
- Дождик (какой был)
2. Событие 1
- что сделали Радуга и Дождик
- какие лоскутки набрал Дождик
- какие лоскутки набрала Радуга
- что произошло с лоскутками
3. Событие 2
- что обнаружило Солнце
- что сделала Радуга
4. Конец
- что получилось после этого
ШАГ 7:
Напишите историю по плану.
ШАГ 8:
Прочтите историю. Что можно сказать короче? Какие слова повторяются?
Поскольку маленькому ребенку трудно писать длинные тексты, а несколько предложений для маленького ребенка это уже большой текст, на данном этапе я помогал Юле, предлагая сказать какие-то фразы короче.
Юля: - Дождик и Радуга были лучшими друзьями…
Я: - Можем мы это где-то раньше написать, чтобы короче получилось?
Юля: - А! Здесь!
Я: - Точно! Что еще мы хотим сказать про них?
Юля: - Что они были шалунами.
Я: - Давай посмотрим, где это можно сказать короче.
В результате Юля написала вот такую сказку.
Солнце, Радуга и Дождик
Жила-была волшебница по имени Солнце, а по соседству жили друзья-шалуны мальчик Дождик и девочка Радуга. Днем Солнце светило и обогревало землю, а вечером ложилось спать под разноцветным одеялом, и поэтому закат казался разным - то алым, то пурпурным, то золотым.
Однажды Дождик и Радуга залезли в дом Солнца и нарезали из одеяла волшебницы цветных лоскутков. Дождик взял много синих лент, а Радуга вплела себе в волосы семь разноцветных бантов. Пока Дождик бежал домой, он растерял свои ленты, и они превратились в лужи.
Утром Солнце увидело, что одеяло разрезано, а шалунья Радуга скачет по лужам. Волшебница бросилась собирать свои лоскутки, а Радуга спряталась.
С тех пор после дождя всегда появляется радуга, но как только пригреет солнце, она исчезает.
ШАГ 9:
Еще раз прочтите историю.
ШАГ 10:
Придумайте название.
Вот, собственно, и все.