Работа на местности велась уже с 8 октября, сначала ребята передавали документы в администрацию, затем проверяли информацию по пушке с самолёта в школьном музее в селе Долгое.
После беседы с директором школьного музея и местными жителями был сделан вывод, что одна пушка ВЯ-23 с "нашего" штурмовика ИЛ-2 (фото Андрея «Лешего»). Пушки ВЯ-23 размещались симметрично в крыльях штурмовика Ил-2. Осколочный и осколочно-трассирующий снаряды были довольно эффективны против пехоты и легкой техники противника. Бронебойно-зажигательный снаряд пушки пробивал на расстоянии 400 метров 25-мм броню. Это позволяло использовать ВЯ-23 для борьбы с лёгкими, а в случае попадания в верхнюю броню - и со средними танками.
Затем был установлен лагерь и начата работа по сбору частей самолёта и поиску останков пилота.
Я попал в лагерь возле места крушения самолёта только в ночь с 9 на 10 октября. Мы с Максимом (позывной «Белка») добрались до лагеря только к 5 утра. Самым большим переживанием этой ночи был проезд по дороге, пролегающей по месту, где раньше была железная дорога-узкоколейка. Ночь, узкая дорога, а слева и справа от неё обрывы в болота. Одна ошибка и машина кубарем скатится вниз. Периодически приходилось останавливаться и оттаскивать с дороги брёвна, ведь по краю дороги широкий УАЗ Патриот не проходил.
Приехали, попили горячего чая. Вокруг тёмнота, лагерь спит, где-то сверху мерцают звезды и морозный воздух холодит лицо. Через 10 минут палатка поставлена, свет фонаря освещает стволы деревьев и лес становится намного уютнее. Макс решил спать в машине.
В 7 утра крик "ЛАГЕРЬ, ПОДЪЕМ!" старшего инструктора сорвал сонных птиц с деревьев, усыпал тропинку листьями и поднял весь лагерь на ноги. На завтрак дымящаяся молочная каша с сухофруктами или куриный суп, на выбор, творения командира отряда Дмитрия «Дикого».
Вместе с нами Анна и Екатерина Бурухины, внучка и правнучка пилота.
Информационная поддержка - фотограф Владимир Гердо и журналист Анастасия из кадетской газеты «Звездочка».
Алексей (позывной «ЛИСС»), инструктор, грустит, возможно из-за того, что выбрал кашу.
Я выбрал суп. Объедение! Правда потом и кашки попробовал, непонятно чего это Лисс грустил - тоже очень вкусно.
Андрей (позывной «Леший»), инструктор, готовит стойку шасси самолёта к покраске. Она будет использована как основа для памятного знака.
На щупах у костра сушится обувь.
Завтрак закончен. Все, кроме дежурных, собрались и выдвинулись на место крушения штурмовика. Местами ещё лежит снег.
Анна и Екатерина смотрят на груду железа в которую превратился "летающий танк".
Найденные детали сносят в одно место.
Немцы называли этот самолёт Schwarzer Tod или "Черная смерть".
Земля усыпана частями самолёта.
Это только малая часть того, что осталось после сбора металла местными жителями в 90-е.
Глубинник Whites TM 808 - отличный помощник в нашем деле.
Взорванный ракетным снарядом бронекорпус. Постарались дети.
Предполагаемое место гибели пилота. Территория разделена на квадраты, для удобства поиска.
Начинается перекапывание и перебор земли. Важно быть очень внимательным, чтобы ничего не пропустить.
Корпус самолёта в районе кабины.
«Леший» находит кусок обшивки с частью звезды.
Исторический кадр. Это дерево вчера не было проверено - тут лежал большой кусок обшивки. Андрей проверяет корни дерева, Анна с Екатериной стоят рядом. Проходит совсем немного времени и Андрей сообщает о том, что найдены останки пилота.
Дерево выросло на костях, проросло сквозь пряжку парашютной системы.
Шугарт разглядывает деталь самолёта.
"Манометр заполнения"
Схема кабины штурмовика. Манометр заполнения под номером 1
1. Манометр заполнения 2. Манометр перезарядки 3. Штурвал шторки водорадиатора 4. Запорный кран 5. Манометр бортового баллона 6. Дополнительный кран 7. Рукоятка крана щитков 8. Тормозной кран 9. Рукоятка крана шасси 10. Рукоятка высотного корректора 11. Рукоятка нормального газа 12. Рукоятка триммера 13. Указатели наддува 14. Термометр воды 15. Счетчик оборотов 16. Термометр входящего масла 17. Штурвал управления шагом винта 18. Штурвал управления самолетом 19. Гашетка для стельбы из пушек 20. Гашетка для стельбы из пулеметов 21. Трехстрелочный индикатор 22. Бензиномер 23. Указатель скорости 24. Вариометр 25. Высотомер 26. Указатель поворота 27. Авиагоризонт 28. Переключатель магнето 29. Выключатель освещения приборной доски 30. Выключатель освещения кабины 31. Радиоприемник 32. Педаль(правая)управления самолетом 33. Панель электроуправления 34. Часы 35. Вольтметр 36. Розетка включения подсвета ПБП-1 37. Сигнальные лампы шасси 38. Панель предохранителей 39. Панель электровыключателей 40. Рукоятка пожарного крана 41. Манометр баллона запуска 42. Рукоятка аварийного сбрасывания бомб 43. Рефлектор кабинной лампочки 44. Электросбрасыватель снарядов ЭСБР-ЗП 45. Электросбрасыватель бомб ЭСБР-ЗП 46. Рукоятка аварийного выпуска шасси 47. Топливный агрегат (кран системы запуска, распределительный кран,плунжер бензонасоса, воздушный кран 48. Рукоятка управления шторками маслорадиатора 49. Рукоятка предохранителя пневмоперезарядки 50. Микротелефонный щиток 51. Рукоятка стопора костыля 52. Бронекорпус 53. Прицел ПБП-1 54. Компас.
Боеприпасы пушки ВЯ-23 (калибр 23 мм.)
Из земли показался кожаный ремешок.
Вторая пряжка.
Екатерина работает наравне со всеми.
Целое стекло от приборов.
Пластины от аккумулятора.
«Дикий» заполняет протокол эксгумации.
На раскоп приехали местные жители во главе с егерем.
Андрей сокрушается, что пока не найдено личных вещей пилота.
Александр «Наблюдатель» ходит по округе и постоянно приносит новые детали.
Земля перебирается вручную.
Копают землю с использованием ножа. Лопата тут не поможет.
Антон, волонтёр - первый раз на Вахте.
Короткое совещание.
Дюралюминий срезан в 90-е.
Наушник шлема.
Каждый на раскопе чувствовал иногда себя так же. Много деталей, назначение которых не сразу понятно.
Похоже, что это инструмент мародёров, разбиравших самолёт.
На бронещитке есть какие-то номера.
Приехал Владимир Михайлович, отец Андрея.
Полина копает.
Телеканал "Звезда" берёт интервью. В итоговом 2-х минутном ролике места для слов Владимира Михайловича не хватило.
Сейчас мне уже кажется, что подобные интервью - это зря потраченное время. Новость промелькнула и исчезла. Журналисты были с нами полдня, задавали вопросы, в итоге написали глупость - "Личность пилота, чьи останки были найдены прямо за штурвалом, удалось установить". Принесла ли она пользу? Не уверен.
Александра
Алексей «Ставр»
Один из приборов.
Святослав «Свят», волонтёр. Человек-батарейка.
Принесли памятник и цветы.
У нас обед. Святослав приобрёл и привёз много ИРП для отряда, накормил всех.
Отличные наборы, спасибо!
После обеда, с новыми силами, приступаем к работе.
Тем временем, выбрано место для памятника и он временно установлен.
Рая, позывной «Парадис», мама Александры.
Дерево решено срубить, останки лежат под ним. Егерь был не против.
Магнето БСМ-12-ш. Именно по его номеру (с другой стороны) была определена фамилия лётчика.
В итоге дерево спилили.
Все части самолёта сносят к памятнику. Дальше было построение отряда и возложение цветов.
Два поколения.
Начинает темнеть, Мы возвращаемся в лагерь. Дмитрий начинает священодействовать на кухне.
Неугомонный Свят решил обезопасить лагерь от сухих стволов деревьев.
Готовится борщ!
Зажарка.
Связь в лагере плохая, но вот таким образом можно её улучшить.
Андрей устал физически, а ещё больше морально.
Стемнело. Дмитрий позвал всех в общественную палатку на ужин. Игорь достал сало. Это прекрасно!
Сегодня был сложный, но очень плодотворный день.
Продолжение следует...
Возвращение пилота Ил-2 Штурмовик:
Истории участников Пилот найден! Окончание работ и установка памятника Ссылки по теме:
Будни поискового отряда "Зелёная верста". Часть 1 Будни поискового отряда "Зелёная верста". Часть 2 Музей "Зайцева гора" Завершающая вахта 2015 года