Возвращение пилота штурмовика Ил-2. Истории участников.

Oct 14, 2015 18:20



Один из многих, пропавших без вести, бойцов снова обрёл своё имя. Долгая, почти мистическая, история подошла к завершению.
Я счастлив, что мне довелось поучаствовать в этом важном деле. Решено в этом отчёте собрать историю воедино и лучше всего обо всём расскажут её непосредственные участники. Свои истории они опубликовали на форуме отряда:

Андрей (позывной «Шугарт») волонтёр поискового отряда "Зелёная верста" (на фотографии он вместе с отцом Владимиром Михайловичем):


Писать за деда или отца даже не стану и пытаться - возможно в их изложении все события приобрели бы иной смысл и иную последовательность. Поэтому здесь лишь увиденное и услышанное мной, такая семейная легенда, которая, как любая другая легенда, с годами шлифуется и где-то лукавит, но разве только в деталях, но не по сути.

Когда война откатились от наших мест, здесь мало что осталось. Леса, болота и железо. Немного жителей, голод и усталость. Уцелевшим мужчинам колхозный председатель назначал жён лично. Да, именно так. Надо было создавать семьи, строить дома и рожать детей. Так появилась наша семья. Срубили пятистенок, и даже корову правление нашло возможность выдать, вернулась из концлагеря сестра бабушки. Жизнь временами сильнее железа.

Дед Михаил Федорович часто уходил на охоту со старой одностволкой 16-го калибра и латунными патронами, которые хороши были тем, что допускали многоразовое использование. Плащ, телогрейка и на пару суток в лес. Тогда ещё стоял он, боровой, столетний на многие километры вокруг тех мест. Так вот, буднично, в один из дней появился в его, и уже позже в нашей жизни, самолёт. Дед списал номер с крыла и отправил его в районный военкомат, но там промолчали, оно понятно - поля окрестные белели костями, в болота и вовсе забредать не стоило. Шёл 1968 год. Дед умер за девять лет до моего рождения, ему было 48, пережить войну и умереть на сенокосе от остановки сердца, справедливостью это никак не назовешь. Но жизнь продолжалась. Отца он привёл к самолёту, когда тому было 14. Вместе они хоронили останки пилота - кости и половину челюсти, все, что нашлось на поверхности. Без крестов, без звёзд, просто под берёзой.

Отец служил в армии, потом заканчивал Бауманский. Куратор университетской группы, узнав про самолет и летчика, вызвалась помочь с установлением личности через КГБ, отчёты в который она регулярно предоставляла. Отцу дали два дня для поездки на родину, вручили казённый фотоаппарат. Не знаю, что стало с номерами в КГБ, и попали ли они туда вообще, но снимки самолёта участвовали в университетской выставке "Они сражались за Родину".

Потом самолёт взорвали. В уцелевшую бронекабину заложили реактивный снаряд, разожгли костёр и война вновь не оставляла штурмовик. Это были местные мальчишки. Вторым РС-ом решено было подорвать лёд на озере. Лёд выдержал. А вот самолет - нет. Отец всыпал тем, кого смог найти, но дело было сделано.

Самолёт лежал в весеннем ручье, когда я восьмилетний, с мокрыми ногами, впервые дошёл до него. Отец пальнул в воздух и сказал - смотри, вот он. Лёгкое разочарование - а где же гордая машина, повисшая на лианах, здесь же только груда обломков. Но вот я осматривают пушку в крыле и тащу из торфа стойку шасси с удивительно целым колесом. И конечно разговоры о пилоте, отец уже не очень верил, что удастся докопаться до истины.

Так незаметно подкрались 90-е. Все пошло на слом, торфопредприятие закрыли, посёлок оставили доживать. Ушлые местные, у которых ни желания, ни возможности уехать не было, сдавали лисички, били рыбу, воровали лес - выживали как умели, ну и пили, все, что горит, естественно. Самолёту тоже досталось - весь доступный к разграблению дюралюминий перекочевал из леса в пункт приёма металла.

Я ещё несколько раз был на самолёте за эти годы, собирал детали, писал в проект "Крылья Победы", пару раз имел беседы с поисковыми отрядами, как-то раз один командир такого отряда угрожал мне уголовным кодексом. Но мне совершенно не хотелось подвести отца и деда, просто выдав координаты места падения тем, кто хотел на этом заработать.

Сергей (позывной «Флинт»), старший инструктор (на фотографии слева):


В марте 2015 года, в ходе разведвыезда в район д. Зайцева Гора, Калужской области, была проведена проверка информации, поступившей в Поисковый Отряд «Зеленая Верста» ранее, о нахождении в лесу на болоте обломков самолета, упавшего во время Великой Отечественной Войны. Два сотрудника Отряда и волонтёр Отряда из местных жителей добрались, пару раз заблудившись, по весеннему лесу и болотам до места падения.

Из рассказов мы знали, что впервые самолет обнаружили в 1968 году, самолет лежал в ручье, двигателя, одного крыла не было, останки летчика, те, что нашли на поверхности, захоронили неподалеку. Попытки установить имя летчика успехом не увенчались. В 90-х годах самолет растащили на цветной металл, а кабину взорвали. Из воспоминаний, человека, нашедшего самолет первым, следовало, что это был двухместный штурмовик ИЛ-2, который предположительно упал зимой. Мы увидели на поверхности остатки бронекорпуса и много деталей самолета, в том числе и стащенных в кучи. Металлодетектор показывал наличие многочисленных осколков в окружающем болоте. По гильзам установлено, что самолет был укомплектован БК 1942 года выпуска.

Осмотрели место падения, сфотографировали детали и двинулись в обратный путь, так как уже темнело.

Начались поиски. Исходя из предположения, что это двухместный штурмовик, поиски велись по 1943 году и позже (боевое применение 2-х местных ИЛ началось с конца 1942 года). Подходящих данных по самолетам за этот период не нашли. В июне 2015 наткнулись на данные о потере в сентябре 1942 года в указанном районе трех одноместных штурмовиков ИЛ-2. По немецким данным, один из штурмовиков был сбит примерно в тысяче метров от найденных остатков самолета.

Было принято решение еще раз провести разведку, уже более тщательную и детальную, целью которой было установить модель самолета и, быть может, найти какие-нибудь сохранившиеся номера. Учитывая труднодоступность места, планировалась экспедиция малыми силами, основной задачей которой было понять, сможем ли мы найти там что-либо, что поможет установить имя летчика, имеет ли смысл ставить там Вахту Памяти. Состоялась она 17-20 сентября 2015 года.

В ходе опроса местного населения выяснилось, что о самолете знают многие. Несколько человек утверждали, что захоранивали останки пилотов или пилота. На удивление, в связи с сухой погодой, удалось проехать почти до места падения, не доезжая метров 600-700. Ни ручья, ни болота не оказалось там, где они были, все пересохло, что значительно облегчило работу. Начали с визуального осмотра. Привязались по месту, начали копать. Нашли номер на броне, шильд с номером на крыле, номер на шасси, ухо от шлемофона, элементы парашютной подвески, приборы, множественные осколки картера двигателя и кучу навесного. Кроме того броня и куски обшивки. Самого двигателя не обнаружили, как и предполагалось. Нашли с десяток разных номеров, в их числе - два четких шильда, идеальные номера на частях двигателя и стойки шасси.

Прозвонили и плотно взрыли участок примерно 30х100 метров. Обошли и точечно прокопали площадь раз в 10 больше. Прокопали толстые березы в поисках останков (безрезультатно). Подняли несколько десятков килограммов цветмета кусочками, размером от нескольких квадратных сантиметров, а также несколько сот килограммов черного металла (бронеплит в основном).

По возвращении в Москву сообщили о находке коллегам, на специализированных ресурсах опубликовали найденные номера и фотографии частей самолета. Особую надежду возлагали на магнето двигателя с четким номером.

И наша надежда оправдалась с совершенно невероятной скоростью и результатом!
Буквально на следующий день удалось установить, имя пилота Дикун В.П., который воевал и погиб на самолете с таким номером двигателя. Более того, на том же ресурсе внучка пилота разыскивала информацию о судьбе своего деда. Сошлось все, и район падения самолета, и то, что летчики, возвращавшиеся с боевого задания, видели, как самолету Дикуна В.П. оторвало крыло, а мы на месте падения не обнаружили остатков одного крыла, сошелся и номер двигателя!

Анна, внучка лётчика (на фото вместе с дочерью Екатериной):


Я не верю в случайности и совпадения, наверное просто время пришло и он хочет, чтобы его нашли. Не поверите, но я никогда до марта 2015 не задумывалась, что мне нужно его найти. Да, я с детства слышала от мамы, что отец пропал без вести, где-то в болоте, а искать его некому было. Бабушка умерла рано, я еще не родилась, после войны она сильно болела, надо было выживать и растить дочь. А мама, наверное, может и хотела, но не могла, т.к. живет в Белоруссии, да и возможностей тогда не было.

Это хорошо, что сейчас есть интернет и можно свободно общаться, наверное без него сделать то, что сделано на сегодняшний день было бы невозможно. Немного о себе: родилась в Белоруссии, окончила Московский ВУЗ, после осталась здесь, живу в Красногорске, работаю инженером в Москве, есть дочь и сын.

Бабушка Мартынова Анна Афанасьевна родилась в Саратовской области, там же и познакомилась с моим дедушкой, поженились, и вскоре началась война. В январе 1942 родилась моя мама Людмила, а в июне пришла похоронка. Есть письмо, где фронтовые товарищи дедушки писали бабушке, подбадривали ее, писали, что дедушку раньше несколько раз сбивали, а он возвращался, еще умудрялся самолет притащить на аэродром, обещали свозить бабушку на место гибели, передать личные вещи, но потом наверное все погибли, в то время люди гибли целыми полками. Бабушке, конечно, было очень тяжело, судьба дальше не сложилась; она сильно болела. А мама до сих пор затаила обиду. Она росла ребенком «войны» и эта травма осталась на всю жизнь. Иногда говорит «Где справедливость? Одни вернулись с войны живые - им все почести и льготы, а кто голову сложил, о них и не вспоминают». Тяжело им было в то время выживать. Но судьба ей подарила замечательного человека, моего отца, вместе они уже более 50 лет. В семье детей трое, у меня есть старшая сестра и младший брат. Когда умерла бабушка, через 2,5 года родилась я. Назвали меня в память о ней - Анной. Самое удивительное, внешне я очень похожа на нее.

Продолжение следует...

Возвращение пилота Ил-2 Штурмовик:
Истории участников
Пилот найден!
Окончание работ и установка памятника

Ссылки по теме:
Будни поискового отряда "Зелёная верста". Часть 1
Будни поискового отряда "Зелёная верста". Часть 2
Музей "Зайцева гора"

Завершающая вахта 2015 года

вахта памяти, поиск, портрет

Previous post Next post
Up