В посте про сгоревшую пожарную часть, я вспомнил один момент из личной практики, когда работал на территории оборонного предприятия. На самом деле, за более чем год работы, интересных моментов было гораздо больше, да и в целом увидел и узнал много интересного и пока я это помню, попробую как-то собрать воедино и целостно изложить.
Начнём с начала. Никаких секретов я тут не открою, тем более государственных. Кто работал на подобных предприятиях или имел с ними близкое общение, вообще ничего нового не увидит. Однако, в мои задачи совершенно не входят какие-либо разоблачения, в частности каких-то структур или каких-то лиц, тем более я не хочу, чтобы, мной написанное нанесло какой-либо вред моим коллегам, по бывшей работе. Ну и кроме того, я считаю, что то, что я видел, далеко не самый худший вариант, который может быть в нашей российской действительности, а если, что надо менять, то это по-хорошему, всю систему, и то не сразу. Поэтому, никаких точных ориентиров, я давать не буду, все имена изменены, кто знает, тот и так знает, а для всех прочих, эти нюансы не суть важны.
1. Госзаказы и иже с ними, а также вся сопутствующая кухня.
Скажу, сразу, что никакими я подсчётами не занимался, про т.н. откаты, как ни странно ничего не слышал, но военный отдел нашей фирмы - приносил ей больше половины дохода.
Ах, да, забыл пояснить. Наша фирма, это фирма (частная), занимающаяся производством различного электротехнического оборудования, имеющая лицензию ФСБ на доступ к гостайне и располагающаяся (её основная часть, КБ и опытное производство), на территории оборонного предприятия в районе м. Войковская. Предприятие, само делает всякое разное, в основном, разные узкоспециализированные электронные штуки. Мы же арендуем помещения на его территории, нам это удобно по ряду причин, начиная с того, что туда удобно ездит нашему военпреду, заканчивая тем, что у предприятия есть оборудование, которое мы иногда используем для своих нужд.
Ну так вот. Про госсазказы, точнее заказы для ОПК. Я повторюсь, ничего не знаю ни про какие откаты и прочее (да и если их кто и получал, то ессно наши заказчики), зато имел возможность видеть в близи всю эту кухню и её изучить. А в этой сфере, основное значение имеют связи, в оборонке и МО, умение разговаривать с ними на понятном им языке, знать, что им надо, понимать много всяких нюансов и вообще всю эту кухню. Надо понимать, что нельзя просто так взять и научится понимать эту систему. Во-первых, там логики нету, точнее есть, но она другого типа. Во-вторых, там надо обрасти знакомствами, сослуживцами, коллегами с бывшей работы, и т.п. То есть проработать там ни один год. Ну, короче, военный отдел, точнее его костяк, составляют люди, являющиеся отставными военными в ранге не ниже майора. Ну, конкретно там майоры и полковники. А должности, условно говоря, менеджеров по продвижению, развитию и т.п., тоже занимают бывшие военнослужащие, с обширными знакомствами среди тех, кто имеет должности в МО или оборонной промышленности. За ними идут технари, в ранге руководителей подразделений, имеющие меньшее число связей в данной среде, но так или иначе имеющих к ней отношение. Ну а остальные, уже обычные люди. Заказы от оборонки они жирные, они позволяют, например, параллельно существующей инженерно-конструкторской группе, собрать штат, таких же, меньшего разумеется размера, чисто под свои, ориентированные на ВПК дела.
Вообще, в той фирме (где я работал), примерно половина кадров - отставные военные. Это и технический директор, и начальник отдела эксплуатационной документации и сам этот отдел, это начальник ОТК (причём, в ОТК, только на аэродроме, он до отставки и работал), начальник сервисного центра, и прочая, и прочая. Причём, почти все из авиации, процентов 90, из тех, что имел к ней отношение на земле, те же ОТК, всевозможное инженерно-техническое обслуживание, по крайней мере, трое тех, кто летал, двое с Ту-95 и один из истребительной авиации (МиГ-23/МиГ-29), ну и плюс, всякие выпускники специализированных училищ, ПВО-шники, связисты, пограничники, люди, работавшие в разных режимных КБ и отвечавшие в том числе за изделие №1 (ядрёну бомбу). Вот кстати, все они, а с ними я общался ежедневно, что характерно, высококлассные специалисты, а также очень неплохие люди в целом.
Вообще, в другой ситуации и в другой стране, они бы, наверное, были бы одним из основных столпов, какой-нибудь латиноамериканской военной хунты. Да, вы не ослышались. На самом деле, военные хунты, в Латинской Америке, в частности, не такие уж и страшные, и, наверное, единственная альтернатива потерявшим берега и утратившим понимание реальности левакам и коммунистам.
(Ремарка: ссылки, в тему:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1910651205864340&set=a.1374934466102686.1073741828.100007584361964&type=3&theaterhttps://www.facebook.com/kitty.sanders.98/posts/1783479501914845https://www.facebook.com/kitty.sanders.98/posts/1981022795493847https://www.facebook.com/kitty.sanders.98/posts/1985943891668404)
Впрочем, речь не об этом. В общем, повторю сказанное выше, а в данной сфере хорошие связи среди военных - решают всё. Тут, кстати вспоминается история о принятии танка Т-72 на вооружение. Одна из легенд гласит, что УВЗ, поручили выпускать Т-64А, но ему этого очень не хотелось, и он придумал свой танк, на базе шасси Т-62 (который был почти чисто УВЗ-шной разработкой) и автомата заряжания своей конструкции. В один из дней, когда завод посетил тогдашний министр обороны Гречко, руководитель УВЗ, Карцев, грамотно преподнёс ему, УВЗ-шный объект 172 (будущий Т-72), типа как более простой и надёжный, и выбил таким образом последующий карт-бланш на производство. Своей модели танка, которая при схожих и несколько худших характеристиках чем Т-64, была с ней по комплектующим не взаимозаменяема. Вплоть до катков и гусениц.
Лично я поработав в данной отрасли в эту легенду верю. Да, чего там, достаточно глянуть биографию руководителя УВЗ
Карцев (Уралвагонзавод)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Карцев,_Леонид_Николаевич генерал-майор в отставке, кандидат технических наук (1964). С 1953 по 1969 год - Главный конструктор Уральского вагоностроительного завода. Лауреат Государственной премии СССР (1969 год).
Родился 21 июля 1922 года в селе Скомово Гаврилово-Посадского района Ивановской области.
В РККА с августа 1941 года, с апреля 1943 года техник по ремонту боевых машин в 45-й гвардейской танковой Гусятинской ордена Ленина Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого бригаде (11-й гвардейский танковый корпус, 1-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт). Участник Великой Отечественной войны.
В 1949 году окончил Военную академию бронетанковых войск, военный инженер-конструктор. Генерал-майор-инженер.
В 1949-1969 годах - на Уралвагонзаводе: с 1953 г. - главный конструктор по танкостроению; с 1969 г. - в Москве, в аппарате Министерства обороны, в НИИ двигателей. Под его руководством разработаны и внедрены в производство танки Т-55, Т-62, основные технические решения по танку Т-72. За создание ракетного истребителя танков ИТ-1 удостоен Государственной премии СССР. Руководил проектами оригинальных экспериментальных конструкций бронетанковой техники[1].
Затем работал в Москве в аппарате Министерства обороны, научно-исследовательском институте двигателей.
________________________________________
Как мы видим, типичный военный, и свой в доску для них.
И биография Морозова:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Морозов,_Александр_АлександровичРодился 3 (16) октября 1904 года в Бежице (ныне в черте Брянска).
В 1919 году, после шестого класса общеобразовательной школы, начал работать делопроизводителем на Харьковском паровозостроительном заводе. Позже работал копировщиком, чертежником и конструктором, где участвовал в создании первых гусеничных тракторов Коммунар.
В 1928 вернулся со службы в РККА, где служил в авиабригаде авиационным техником-мотористом. В 1929-1931 годах учился заочно в Московском механико-электротехническом институте имени М. В. Ломоносова (после реорганизации в 1930 году - Московский автотракторный институт имени М. В. Ломоносова, ныне Московский государственный технический университет «Московский автомеханический институт»). В конце 1930-х годов участвовал в разработке танков А-20 и А-32 - прототипов серийного танка Т-34.
Все годы Великой Отечественной войны - главный конструктор харьковского завода № 183 имени Коминтерна, эвакуированного в октябре 1941 в Нижний Тагил.
После освобождения Харькова вернулся в город.
С ноября 1951 года - главный конструктор Харьковского КБ машиностроения, в 1966-1976 годах - его начальник. Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963), Т-64А (1966).
С июня 1976 года - консультант Харьковского КБ машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР.
Депутат ВС СССР 5-го созыва (1958-1962). Член ВКП(б) с 1943 года. Генерал-майор-инженер (1945). Доктор технических наук (1972).
Жил в городе Харькове (УССР). Умер 14 июня 1979 года. Похоронен на кладбище № 2 в Харькове.
________________________________________
Талантливый, технарь-самоучка. Но, у военного Карцева, были свои сильные козыри в виде связей и это факт.
Кстати, что характерно, родина в лице СССР по достоинству оценила заслуги обоих, смотрим:
Карцев, Леонид Николаевич
Награды и премии
Лауреат Государственной премии СССР (1968). Награждён орденами Ленина (1966), Красной Звезды (1944), медалями.
________________________________________
Вот эту единственную госпремию, (в виде утешительного приза, что ли?) он получил за чудо техники под названием ИТ-1 (пруф
https://ru.wikipedia.org/wiki/ИТ-1 )
Данное чудо техники простояло на вооружении аж целых три года (!!!) и кануло в лету, ни оставив никакого следа.
А вот, заслуги Морозова:
Морозов, Александр Александрович
Награды и премии
заслуженный машиностроитель УССР
дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1974)
три ордена Ленина (июнь 1942, 1943, 1974);
орден Октябрьской революции;
орден Кутузова I степени;
орден Суворова II степени;
три ордена Трудового Красного Знамени;
орден Красной Звезды;
медали;
Ленинская премия (1967)
Сталинская премия первой степени (1942) - за разработку конструкции нового типа среднего танка («Т-34»)
Сталинская премия первой степени (1946) - за разработку конструкции нового танка и коренное усовершенствование существующего среднего танка
Сталинская премия второй степени (1948) - за создание нового танка («Т-54»)
________________________________________
В принципе особо и нечего комментировать. Дважды герой соцтруда, лауреат премий, за создание техники, ставшей эпохальной и определивший или заметно повлиявший облик, почти всего своего поколения.
Впрочем, я отвлёкся от основной линии повествования. Про откаты я уже написал, про связи тоже, да и в целом, про теоретическую часть, так сказать тоже, поэтому приведу конкретные призёры из практики.
- Импортозамещение.
«Дизеля в наших электроагрегатах стоят японские или итальянские, генераторы итальянские, системы управления: для народного хозяйства - итальянские, для МО, наши, разработанные по заказу подрядчиками, на (естественно) импортной элементарной базе, чипы как Intel так и AMD присутствуют. В особо важные изделия, ставят Зеленоградские, ну, те, что они клепают на купленном у AMD оборудовании (которое по 140 НМ техпроцессу и иже с ними) При этом, импортный аналог стоит примерно рублей 600 как мне сказали, а отечественный, в районе 12 000 р. (нет, это не опечатка) Но, то ж для МО, у них деньги есть. »
- Логика
«Дали мне задачу, вычитывать РЭ, которые делал соответствующий отдел, на тему всяких косяков, ляпов и прочего, ибо они во многом методом копипаста из разных уже имеющихся делались и порой не очень хорошо концы с концами сходились.
В общем, изучаю очередное РЭ в стадии образно говоря пререлиза. Вижу по всему РЭ аббревиатуру AVR и ни где расшифровки оной не вижу.
Подхожу к главному писателю (отставной майор ВВС, летал на Ту-95К/Ту-95К-22).
- Леонидыч! В общем всё там нормально, единственный нюанс, может стоит дать расшифровку аббревиатуре AVR?
Ну, я то знаю, что это Automatic Voltage Regulator, но, тот, кто читать РЭ будет, не факт, что знает.
- Не, лучше не надо. А то они переживать начнут, мозг ебать, просить тогда прошлые переделать и перепечать...
- ???
- Ну это ж военные, ты шо! У военных как мысли работают: если сапоги стоят на кровати - это непорядок. Если сапоги стоят на кровати у всех - это порядок. А если они стоят на кровати у всех, и ещё по линеечке выровнены - это идеальный порядок!»
Разговор технического директора с главным конструктором:
«- А заказчик не охуеет от того, что провода будут сечением в двое больше чем должны? Как он их устанавливать будет?
- Ну, военные установят...Правда они в прошлый раз КУНГ, спалили, но это их проблемы»
2. Логика работы оборонного предприятия.
Назовём это так. Про отношение к пожарной охране уже писал (
https://www.facebook.com/dmitry.kovalevskiy/posts/1726844304049323) повторяться не буду.
Про быт в целом. Есть там у них такой персонаж, по имени Цой, (да кореец), какая у него должность, я так честно и не узнал, да и, по-моему, никто не знает, по факту что-то между главным механиком и завхозом, но с нюансами.
Наш, начальник отдела снабжения, мне как-то сказал:
«Цой, серый кардинал предприятия, по сути. Я ни одной его подписи ни под одним официальным документом не видел, как и ты думаю тоже. Однако все вопросы, по ремонту помещений, их перестройкам, пристройкам, сносу и сооружению перегородок, да даже сверлению дырок - решаются через него»
Так в общем то и есть. Как и есть нюансы. Во-первых, что касается электрики и слаботочки - мы делали сами, поскольку у Цоя, нету для этого квалифицированных кадров. Да и вообще, все вопросы по электрике, мы, что логично, решали с главным энергетиком предприятия, вопросы по слаботочке, которые как-то касались местных телефонных линий - с главным связистом. Всё остальное обычно или с главным инженером, или же (что чаще), с тем, кто рулит общением с арендаторами.
А Цой, рулил низовыми вещами. Покраска, ремонт, штукатурка, перегородки, сантехника… При этом, у нас это традиционно те виды работ, на которых стараются сэкономить, путём найма в качестве исполнителей, лиц, не имеющих гражданства РФ. Но, все эти лица, согласно внутреннему распорядку предприятия - не имели туда права доступа. Кроме… Лиц, которые работали под руководством Цоя. А работали у него, самые обычные таджики и киргизы. Соответственно у арендаторов был выбор: делать ремонт за дорого исключительно из-за привлечения только граждан РФ, или дешевле, но привлекая бригаду Цоя. За последней, к слову нужен был глаз да глаз, иначе, они такого могли на ремонтировать, что после ремонта могло стать хуже, чем до него.
Особенно интересный момент был с «ничейным» имуществом.
Мы в какой-то момент, расширились и решили занять целый этаж здания, который ранее занимала другая фирма и которая съезжала. Съехав, они оставили после себя, какое-то количество офисной мебели, канцелярии, бытовой техники, телефонов и прочего. Мы на это особо не зарились, но было ясно, что они это всё бросают. Когда же, туда пришли рабочие Цоя, делать ремонт, то на следующий день, все помещения как корова языком слизнула - забрали всё, до самой мелочи. Более того, предыдущий арендатор, на 6-м сделал в кабинете посередине коридора, кухню. Поскольку, трубы канализации, были ближе к лестнице, под мойкой был установлен насос, который качал всё в центральную канализационную трубу. Насос съезжавшие, по договорённости с нами, нам оставили. Потом пришли местные рабочие, делать ремонт и насос спиздили. Мы, охренев от такой наглости, к тому же, вместо насоса из-под мойки стал торчать конец шланга, из которого пахло калом, начали выяснять, нашли. Они сразу отдали насос обратно, попутно пожаловавшись, что вот, мы его де, спиздили, а он оказывается не работает. Через некоторое время (ибо ремонт неделю шёл), я обнаружил, что насос стоит на месте, а спиздили тот самый многометровой шланг, из которого воняло калом, его тоже пришлось возвращать.
Ну, основное, наверное, всё. Позже напишу дополнения в виде второй части.