Долго думал, как писать про Толстовский дом. В контексте набережной Фонтанки, улицы Рубинштейна или выделить в отдельное производство? В итоге решил, что пусть будет рассказ без привязки к каким-либо маршрутам. Дом живёт своей насыщенной жизнью. Его снимают в кино, показывают по телевизору, водят сюда экскурсии. Прямо дом-звезда и требует особого к себе отношения. Ну, раз так, давайте посмотрим на звёздные стены.
На первый взгляд, ничего особенного. Более того, критики обращают внимание на белые стеклопакеты на третьем этаже справа от арки, плюс мансарда разношёрстная. Купят мол квартиру за бешеные деньги, а окна и прочее в цвет сделать не могут.
Я бы не стал так говорить. В доме живут люди разного достатка, не только богема. И квартиры они не покупали, а получили по наследству, например. Поэтому не будем осуждать. В некоторых квартирах вообще стеклопакетов нет. Вы только не подумайте, что совсем ничего нет. Оконные рамы есть и даже стёкла вставлены, но они старого образца. Короче, сами сейчас всё увидите.
Толстовским дом называют по фамилии заказчика и первого владельца - графа Михаила Павловича Толстого, генерал-майора, героя русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. По совместительству он ещё пятиюродный брат (фамилия знакомая, многие спрашивают про родство) писателя Льва Николаевича Толстого. Но братья находились в контрах и практически не общались.
Жилой комплекс в стиле «северный модерн» был построен в 1912 году по проекту архитектора Лидваля.
На плане слева Фонтанка, справа улица Рубинштейна.
Почему такая неровная конструкция, отросток ещё какой-то? Земля здесь принадлежала разным собственникам и графу пришлось собирать территорию под застройку по частям. А Лидваль постарался использовать имеющуюся конфигурацию площадки в полном объёме.
Заходим с набережной Фонтанки. Ворота и калитка на замке, но попасть внутрь не сложно. Дом огромный, жильцов и посетителей много и через одну-две минуты кто-нибудь обязательно впустит. Вообще, он проходной во всех смыслах. Во дворах постоянно трутся какие-то люди, фотографируют, заглядывают в окна, проводятся экскурсии. Так и хочется им сказать: что вы тут высматриваете? Идите в зоопарк и там смотрите! Я, правда, сам из таких смотрящих. Но жильцы привыкли, надо отдать им должное. Не выгоняют, не ругаются, помои на голову из окон не выливают. Милые, душевные, интеллигентные, свои. Дом образцовой культуры и быта.
Первый парадный двор самый маленький. Правильно называть его третьим, потому что строился дом от Троицкой улицы. В 1929 году она стала улицей Рубинштейна.
Слева в углу сразу за аркой очаровательный закуточек, куда выходят окна парадных и чёрных лестниц. Здесь же чёрная лестница, по которой, как говорят, Распутин частенько ходил в гости к начальнику царской охраны Спиридовичу. Генерал жил на третьем этаже.
А подняв голову можно увидеть выход в другое измерение. Таких выходов тут четыре.
Интересно, что соседом по этажу генерала Спиридовича был князь Андроников, у которого Распутин проводил секретные встречи с различными людьми. Михаил Михайлович Андроников персонаж уникальный. Занимал высокие должности, крутился в придворных и правительственных коридорах и оказывал различные услуги за долю малую или большую. Сейчас бы его назвали человеком решающим вопросы или решалой. При этом мало кто отзывался о нём положительно. Мерзкий тип, если сказать мягко. После революции перекрасился и возглавил Кронштадтскую ЧК, где продолжил решать вопросы, но был изобличён товарищами и поставлен к стенке.
В историю Толстовского дома он тоже вошёл. Стал первым и единственным жильцом, которого выселили из квартиры в 1916 году. Причём, по решению суда. Иск подала домовладелица графиня Толстая (граф Толстой умер в 1913 году). Ей не нравились сомнительные сборища на квартире Андроникова. К тому же, князь водил к себе молодых парней, была у него такая тайная страсть, о которой, впрочем, все знали. В общем, впаяли аморалку и выселили к чёртовой матери.
Справа за аркой проезд в черный двор (на него посмотрим чуть позже) и второй колодец в небо.
Тут же черная лестница. Обратите внимание на нумерацию, она здесь трёхзначная, как в отеле. Первая цифра - этаж. На табличке номера трёх квартир, но это не значит, что в парадной их только три. Указаны те, у которых отсюда единственный вход. У остальных, не указанных, есть ещё вход по парадной лестнице. Такое случилось после революции, когда квартиры стали нарезать на коммуналки. Кстати, в Толстовском доме коммунальные квартиры сохранились до сих пор. Это к вопросу об окнах и прочем.
А вот так выглядит парадный подъезд.
Понимаю, слово «подъезд» режет ухо, но тут так написано у каждой двери. Имеется в виду вход к парадной лестнице.
Переходим в центральный или средний двор.
Мне кажется, звёздные фасады давно нуждаются в помощи пластического хирурга.
В среднем дворе имеется внутренний двор-курдонёр.
Тут находился самый дешёвый сектор Толстовского стадиона - меблированные комнаты. Посмотрите на схему и наверху выступа, почти у задней стенки, вы увидите длинный коридор, который заворачивает по бокам здания. В этот коридор выходят 2о комнат. Умножаем на шесть этажей и получаем 120 меблированных комнат. Кроме мебели там был умывальник, а санузлы и кухни в концах коридора. После революции всё это богатство превратилось в просторные коммунальные квартиры с неплохими комнатами от 20 квадратных метров. Более того, туда провели газ и в каждую комнату поставили плиту. Здесь с удовольствием жили творческие люди: половина кордебалета Кировского (Мариинского) театра, актёры театра Акимова, Малого драматического и многие другие.
Вход в коммунальный рай.
Но самое интересное произошло после революции 1991 года. Люди приватизировали свои комнаты и стали делать из них квартиры. Часть помещения отгородили, поставили душевые кабины, унитазы и получили квартиру-студию. Наберите в поисковике «снять однокомнатную квартиру в Толстовском доме» и увидите как они выглядят. Очень прилично.
Но! По документам это не отдельная квартира, а доля в коммунальной квартире площадью 820 (восемьсот двадцать) квадратных метров. Когда с лестницы заходите в этот длиннющий коридор, вы уже внутри квартиры. Там ТСЖ даже перегоревшую лампочку заменить не имеет права, потому что это будет нарушением финансовой дисциплины. Что тогда говорить про ремонт, который в местах общего пользования коммуналки не делался сто лет.
И главное, выхода из этого юридического тупика не видно. Как всё разделить и узаконить? Унитазы-то ставили без разрешения.
Представляете, какой дурдом?! 21-й век, центр Санкт-Петербурга, дом-памятник в стиле «северный модерн».
В центральном дворе на третьем этаже жил управляющий Толстовским домом Александр Леопольдович Коль. А спустя годы в эту квартиру въехал Эдуард Хиль и прожил в ней 32 года.
Его здесь знали все и он знал всех. Как и в заведениях на Рубинштейна, куда Эдуард Анатольевич заходил выпить кофе. Со всеми общался, шутил - душевный человек. Да что там, Хиля все знали на Кузнечном рынке, любил он его и даже мог там спеть под аккомпанемент местного баяниста.
К нашему замечательному певцу мы тоже ещё вернёмся сегодня.
Фонарь - символ Толстовского дома.
А арки, можно назвать их триумфальными, делают дом узнаваемым. В кино, например.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
«Зимняя вишня».
«Приключения принца Флоризеля».
Но это всё дела давно минувших дней. А из нового есть что?
Где-то год назад по НТВ показывали сериал «Охота на певицу». Конец 70-х. За Аллой Пугачёвой охотится маньяк, а Шилов пытается ему помешать. Там целый ряд сцен в доме, где живёт Алла Борисовна.
Третий (точнее, первый) парадный двор и арка на улицу Рубинштейна.
Слева перед аркой проезд в чёрный двор и фирменный колодец.
Зайдём в чёрный двор. Тут всё прекрасно, я считаю. Срезанные балконы и вообще.
Справа перед аркой на Рубинштейна последний четвёртый колодец и проезд в чёрный двор с другой стороны дома.
Пятнистая стена выглядит оригинально, правда?
Дальше ещё одно здание, входящее в комплекс Толстовского дома. Здесь жили дворники, водопроводчики, лифтёры и прочий обслуживающий персонал. Сейчас на первом этаже ТСЖ дома, которое к происходящему не имеет никакого отношения, конечно.
В этом чёрном дворе есть небольшой сквер. С недавних пор он носит имя Эдуарда Хиля.
Выглядит как издевательство, если честно. Но говорят, что в городе ещё будет улица Хиля. Подождём, прежде чем ругаться.
Сквер выходит в Щербаков переулок, идущий от Фонтанки до Загородного проспекта параллельно Толстовскому дому.
А на другой стороне Щербакова переулка сквер имени Маневича, который тоже жил в Толстовском доме. Почувствуйте разницу, что называется.
Сразу скажу, я ничего не имею против Маневича и увековечивания его памяти, боже упаси. Но на контрасте два сквера смотрятся дико.
А ведь люди даже не знают кто такой Маневич. Декабрист, писатель или художник - слышал разные версии. Да даже те кто знал, уже не вспомнили бы сейчас эту фамилию, если бы не трагедия, которая с ним произошла.
Его убийство стало самым громким и резонансным в современной истории города. И вызывающим по исполнению. Вице-губернатора Санкт-Петербурга застрелили прямо на Невском проспекте.
Утром 18 августа 1997 года его машина выехала со двора Толстовского дома на улицу Рубинштейна. На углу с Невским остановилась, чтобы повернуть. Киллер стрелял с чердака дома напротив с расстояния 75 метров, ушёл по крышам и спустился вниз на Литейном проспекте.
Это преступление официально не раскрыто до сих пор, но были заявления отдельных товарищей, что все виновные найдены и жестоко наказаны. Бессмысленно перечислять многочисленные версии убийства. На эту тему написаны тонны материалов и названы десятки фамилий, включая сотрудников ГРУ. До Петрова с Бошировым пока не добрались, но до этого было недалеко.
Я все перечислять и не буду. Озвучу только одну, которая мне очень понравилась, потому что там замешана красивая женщина.
Жила в Петербурге народная судья Анастасия Тихорецкая, женщина со всех сторон положительная и правильная, замужем за полковником милиции. И случился у неё роман с простым опером Сашей Зверевым. Точнее, это у него роман случился, влюбился без памяти, а она так, поиграть решила. В итоге втянула Настя ослеплённого любовью Сашу в свои криминальные комбинации, подставила и посадила.
Зверев отсидел, вернулся, провёл собственное расследование и предъявил Тихорецкой счёт. Финансовый. Настя реально испугалась и заплатила огромную сумму - 850 000 долларов. А деньги взяла у вице-губернатора, с которым состояла в интимных отношениях. Развела его по другой теме, потом заказала и концы в воду.
История красивая, как сама героиня, и правдоподобная. От них ведь всё зло.
В общем, если хотите знать тайны бандитского Петербурга, читайте книги Андрея Константинова и смотрите сериалы по книгам.
Вот собственно и всё, что я хотел вам рассказать про Толстовский дом и его жителей. В завершение нырнём из сквера Маневича в подворотню и выйдем во двор дома 23 по улице Рубинштейна.
Здесь жил Сергей Довлатов.
Впрочем, это уже совсем другая история...