Деньги на реставрацию Верхнего сада зарыли в землю

Jun 18, 2024 00:28


Посетили с инспекцией Верхний сад в Петергофе. Его торжественно открыли 31 мая после четырёхлетней реставрации.
Честно скажу, рассчитывали увидеть что-то грандиозное, невообразимое, поражающее до глубины души. И увиденное нас действительно поразило. Там ничего не изменилось. Те же фонтанчики со струйками как из детского водяного пистолета, унылые газончики и кустики. Сразу вспоминаешь слова классика: "Ваши ожидания - ваши проблемы".
С другой стороны, чего тут ждать, если вход как был бесплатным, так таким и остался. Денег не берём, значит и перемен пусть не требуют ваши сердца, как бы говорит нам с порога Государственный музей-заповедник "Петергоф". Логично. На этом обсуждение реставрации можно и закончить, казалось бы, но есть нюанс. Хочется задать последний уточняющий вопрос: на что потратили почти два миллиарда рублей?
Ворота отштукатурили и покрасили. Это сразу бросается в глаза, потому что последние четыре года они выглядели вот так.





А теперь совсем другое дело.



И забор как новенький.







В ограде 154 кирпичных столба с масками львов. Они стояли покосившиеся и их пришлось выравнивать. Длинна ограды около километра. Она окружает сад с трёх сторон. С четвёртой - Большой дворец.



Но забор всё же не тянет на эту сумму, на мой взгляд. Куда же делись деньги, в том числе и мои?
Послушал ответственных товарищей и успокоился. Оказывается, основные работы велись ниже поверхности земли.

Очень большая часть работ выполнена под землей: ливневая, дренажная, водоотводящая системы, сети водоснабжения. Полностью заменены дорожные покрытия, газоны - общей площадью 51 тысяча квадратных метров.
Водоподводящая система к фонтанам - 1830 метров чугунных старых труб - была также полностью отреставрирована и заменена.
Особенную гордость представляет восстановление главной водной артерии Петергофа - коллектора, созданием которого руководил сам Петр I. Была выкопана огромная траншея, чтобы восстановить кирпичную кладку и трубы.
Бюджет такой огромной работы составил 1,7 миллиарда рублей и был полностью и эффективно реализован. Средства удалось аккумулировать благодаря Министерству культуры РФ и национальному проекту «Культура», дополнительного финансирования не потребовалось.

А я переживал. Даже дополнительного финансирования не потребовалось. Молодцы! Могут ведь сделать красиво, качественно, быстро и недорого. А что не видно ничего, так траншею же засыпали и концы в землю. Зачем придираться?!
Не обошли вниманием и поверхность земли. Нас порадовали новым раритетным объектом. То есть, погорячился я вначале, что ничего не изменилось, признаю.

Скульптурное убранство дополнилось новым уникальным экспонатом - горизонтальными солнечными часами по аналогам XVIII века. Этот проект удалось реализовать совместно с историком, мастером солнечных часов, членом Британского общества солнечных часов Валерием Дмитриевым.
Солнечные часы Верхнего сада представляют собой мраморный циферблат, на котором установлен гномон с флюгером, выполненный в соответствии с аксонометрическим планом Пьера Антуана де Сент-Илера. Это единственные солнечные часы такого типа в Санкт-Петербурге.







Часы красивые, конечно, но сколько времени они показывают разобрать невозможно. То ли половину второго, то ли без пятнадцати шесть. Да это в сущности и не важно. У нас же у всех телефончики, которые подскажут. А часы нужны для понтов прежде всего.
Короче, пусть будут, я не против.



Теперь давайте пройдёмся по зарытым миллиардам раз пришли.



Изначально Верхний сад представлял из себя территорию двойного назначения.: представительскую и сельскохозяйственную. Это был парадный въезд в императорскую резиденцию или предбанник на террасе перед южным фасадом Большого дворца и огород, где выращивали овощи и фрукты, а в прудах разводили рыбу. Но потом грядки убрали, в прудах устроили фонтаны и сад приобрёл исключительно парадный вид. Таким он и остаётся до сих пор. Хотя на мой взгляд, огурчики, помидорчики, лучок, картошечка вместо бесполезных газонов и жёлтый полосатик в бассейнах здесь не помешали бы.





Фонтанов всего пять штук. Не густо, прямо скажем. Первый от главных ворот - "Межеумный" или "Неопределённый". Название связано с тем, что композиция фонтана часто менялась. Раз так получилось, то в этот ассоциативный ряд я бы ещё добавил фактуры: "Непостоянный", "Ветреный", "Неразборчивый", "Легкомысленный". Кого здесь только не было. Дракон с дельфинами, медведи на велосипедах, заяц с сигаретой, обезьяна с гранатой, Петя с волком. В конце концов решили вернуть бронзовых дракона и четырёх дельфинов. Пока не меняли.





Следующий самый большой центральный бассейн. В нём Нептун. На голове корона, в руке трезубец, как положено богу морей. Вокруг всадники на морских конях и трубящие в раковины тритоны на крылатых драконах и дельфинах. Жуть, одним словом.



Всю эту композицию изготовили в немецком Нюрнберге в 17-ом веке для установки в бассейне на площади. Но потом неожиданно выяснилось, что для работы фонтана не хватает воды. То есть, сначала сделали, а потом подумали. Немцы, что с них взять. Пришлось все фигуры разобрать и сложить в сарае за ненадобностью. Там они пролежали сто лет, пока их не купил Павел Петрович, путешествующий по Европе со своей супругой Марией Фёдоровной.
Он хотел установить фонтан в своей любимой Гатчине, но там тоже не всё так просто. Пришлось отправить в Петергоф.
А раньше на этом месте тоже был Нептун, но в телеге. Композиция так и называлась "Телега Нептунова". Бог морей в коляске, вокруг смешались в кучу кони, дельфины и золочёный медный шар поднимался струёй фонтана. Апокалиптическая картина. Придумают же. Но эту телегу приходилось постоянно реставрировать и в итоге решили её заменить на что-нибудь более надёжное. И тут подвернулся Нептун без телеги и без проблем. что характерно. Простоял до войны. Немцы его вывезли в Германию как национальное достояние, но потом у них что-то пошло не так и пришлось вернуть по нашему требованию.
В общем, приключений у Нептуна было много.



На фотографии выше обратите внимание на трубы в бассейне. Это части той самой водоподводящей системы. Я не буду сейчас подробно на ней останавливаться, но раз трубы видны, несколько слов сказать надо.
Один трубопровод идёт к Самсону в Нижнем парке, второй снабжает водой фонтан Дубовый (он следующий за Нептуном) и далее фонтаны в Квадратных прудах. А тянется Самсониевская труба из Лугового парка. Туда вода с Ропшинских высот приходит по Петергофскому каналу и затем расходится по трём направлениям. Одно из них - Самсониевский канал, в котором две трубы. В Луговом парке канал начинается, проходит через весь Колонистский парк и далее трубы направляются в Верхний сад. Одна проходит через сад транзитом, а вторая разветвляется в том самом коллекторе.
Всё это вам расскажут на экскурсии и даже покажут схему движения воды. Но я рекомендую посетить вышеперечисленные парки, чтобы своими глазами увидеть хотя бы кусочек этой грандиозной водоподводящей системы.





И ещё один момент. Все пруды Петергофа входят в эту систему и являются накопителями воды для фонтанов Нижнего парка. Даже бассейн с Нептуном. Красота требует жертв, поэтому каждый пруд/бассейн должен в первую очередь работать на тех, кто внизу.
"Без труда не вылетит струя" - петергофская народная поговорка.



Мужик, стоящий голой задницей к гостям - Аполлон Бельведерский. Чтобы на него посмотреть во всей, не побоюсь этого слова, красе, в Петергоф ехать не обязательно. В Павловском парке их несколько. Можно подойти и потрогать. Хоть сзади, хоть спереди. А здесь не дотянуться.



Ещё одна скульптурная проблема: они все обращены лицом к дворцу. При царе-горохе это выглядело логично. Но дело в том, что тут давно музей и пора уже повернуть статуи к людям, чтобы они смогли их рассмотреть и сфотографировать. За время реставрации это было легко сделать. Однако, не додумались. А ведь всё элементарно просчитывается.
Граждане заходят в Верхний сад через главные ворота транзитом, как трубы, в первой половине дня, когда солнце у них за спиной и можно фотографировать только в сторону дворца. Потом они спускаются в Нижний парк и обратно уже не возвращаются. Так для кого здесь скульптура задом наперёд?



Фонтан "Дубовый".



Изначально тут стоял дуб зелёный; златая цепь на дубе том: и днём и ночью кот учёный ходил по цЕпочке кругом золочёный дуб, окружённый тритонами и дельфинами.
Сейчас "Амур, надевающий маску" в окружении шести дельфинов. Опять дельфинарий, короче. Ну сколько можно повторяться? Неужели нельзя для разнообразия хотя бы акул поставить?! И название заменить заодно, раз дуба больше нет.



Не разобрать же ничего, согласитесь. Потому что фигуры мелкие и далеко стоят.
Тут надо статуи метров по десять-пятнадцать высотой ставить, чтобы с берега было видно кто какую маску надевает. А не эту мелочёвку.
Как и в Квадратных прудах (они одинаковые по размеру) у Большого дворца, завершающих сервировку Верхнего сада.
В западном пруду (налево по ходу движения) Венера Италийская. В Павловском парке она тоже есть.





В восточном - молодой Аполлон или Аполлино. Ну, и дельфины там и там, куда же их девать.





Аполлино этот, кстати, вообще на каждом углу. Здесь в Нижнем парке, в Ораниенбауме, в Царском Селе, у Павловского дворца. А нам втирают про уникальные дворцово-парковые ансамбли. Везде одно и то же. Потому что царствующие особы копировали всё это античное барахло и ставили повсюду, меры не зная.
Приедет к нам человек из Тюмени, например, посетит пригороды, потом вернётся домой, начнёт разбирать фотки и обалдеет от того, что много одинаковых, хотя старался не частить с алкоголем. Так не в нём дело, вот где беда.
За Квадратными прудами выходы/входы из Верхнего сада налево и направо.
Выходим направо на Дворцовую площадь. Есть в Петергофе и такая. Однофамилица.



Транзитные пассажиры Верхнего сада выстроились в очередь за билетами в Нижний парк минут на десять. Все всё успеют посмотреть.
А Верхний сад пусть будет для них маленькой, совсем необязательной прелюдией.

пригороды Петербурга, история, Петергоф, Верхний сад, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up