Как я ёжика съел

Sep 01, 2023 00:53


Гулять в Павловск мы ездим часто. А чего не ездить, если Витебский вокзал рядом с домом? Сел на электричку и через полчаса идёшь по аллеям, любуясь императорскими пейзажами или сидишь на лавочке, слушая волшебный стук дятла.





В парк у нас абонементы, поэтому выходит совсем недорого. Если разовый билет стоит 150 рублей, то годовой абонемент на 20 проходов - 800 рублей. То есть, 40 рублей за одно посещение.
Но выгоднее всего, скажу по секрету, покупать абонемент за 4 800 рублей на 200 проходов в парк. Тогда получится 24 рубля. И очень странно на этом фоне выглядит цена за абонемент на 365 проходов - 8 800 рублей. 24 рубля и 10 копеек при ежедневном посещении это грабёж, считаю. Но в любом случае, такие варианты нам не подходят. Мы ведь ещё ездим в Пушкин, Петергоф, Ораниенбаум, Кронштадт, Гатчину, гуляем по рекам и каналам и, вы не поверите, ходим в музеи.
Таким образом, двадцати раз в год для Павловска вполне достаточно.



В этот раз ничего не предвещало беды. Прогулка осуществлялась в штатном режиме. Обошли вокруг дворец, потом вдоль Славянки, далее Новая Сильвия, Старая Сильвия, затем к Розовопавильонным прудам.
Часа через три нагуляли аппетит и присели на скамейку перекусить.



Только приступили к трапезе, вдруг сзади шорох какой-то. Это может быть кто угодно. Мыши-полёвки, например, на запах еды выходят. Или лиса. Видели тут её пару раз. А оказался ёжик. Маленький совсем, голодный.



Вы думаете мы его съели, исходя из заголовка? Боже упаси. Наоборот, накормили. Дали варёное яйцо, они это любят. У нас же всегда с собой полный туристический набор: курочка, яйца, колбаса, сыр, помидорчики, огурчики, зелень.



Ёжик ел с удовольствием, аж за ушами трещало. Потом задорно рыганул и ушёл в неизвестном направлении.



А я, глядя на него, вспомнил другого ёжика, которому повезло меньше.
Сегодня расскажу эту душераздирающую историю.

В июле 1987-го года мы с товарищем поехали в Баку и Ереван на футбол. Такое бывает, слышали наверное, когда болельщики (их ещё называют фанатами) ходят не только на домашние игры своей команды, но и гоняют на выезда. Пример как раз из этой серии.
В поезде познакомились с армянином, который представился просто - Вовик. Потому что его все так зовут, объяснил наш новый знакомый. Он с двумя дочерьми (примерно десяти и двенадцати лет) гостил у родственников и теперь они возвращались домой в село Шаумян Марнеульского района Грузии.

Вовик предложил нам выпить чачи. У него с собой было, как говорится. От таких предложений не отказываются. Выпили-закусили, разговорились. Узнав куда, а главное зачем, едут ребята из Ленинграда, армянин обалдел, конечно. Потом спросил, что же мы будем делать четыре дня между играми в Баку и Ереване. Плана у нас не было, собирались импровизировать. И тогда Вовик пригласил к себе в гости. Как старых старых знакомых, практически. "Никаких проблем, вот вам адрес, после Баку приезжайте" - сказал он и вышел с дочерьми в Тбилиси.
А мы поехали дальше, размышляя над предложением. Да особо и не ломали голову, если честно. Чего там думать, ведь хороший человек приглашает. Не приедем, некрасиво получится. Мы же в данной ситуации представляем не только себя, но и Ленинград в целом. Являемся лицами культурной столицы, так сказать, а это большая ответственность. Надо соответствовать.

Сразу после матча в Баку сели в поезд до Тбилиси. Единственное, взяли с собой третьего товарища, нас на этом выезде в общей сложности было человек двадцать. Выбор пал именно на него по вполне определённой причине: этот товарищ недавно подшился, спиртное не употреблял и мог за нами приглядывать, чтобы мы совсем уж не выходили за рамки. Культурная столица, я же говорю.

От Тбилиси ехать на автобусе примерно час. Армянское село Шаумян находится немного в стороне от шоссе, поэтому пришлось ещё пару километров пройти пешком.
Дошли. Спрашиваем про Вовика - никто не знает такого. А он нам конкретно не уточнял про улицу и дом. Сказал только: "У любого спросите, покажут куда идти, меня там все знают". Приехали..
Стоим, не знаем что делать. Вечереет, солнце садится за горы, местные подозрительно на нас косятся. Наш непьющий товарищ в этот момент, наверное, проклял тот день, когда с нами познакомился. Но виду не подал, держал себя в руках.

Подходит мужик, начинает расспрашивать про Вовика: сколько лет, как выглядит. Как ему объяснить? Не скажешь же, что вы тут все одинаково выглядите. И тут он задаёт ещё один вопрос: "Машина у него какая?" Хорошо, что за стаканчиком в поезде говорили на разные темы - слава чаче. "Мотоцикл "Урал" с коляской" - говорим. Мужик заулыбался: "Так это же Вовик, его здесь все знают!"

Вовик очень обрадовался нашему приезду. Сразу послал дочку к маме за водкой, так они чачу называют. Она мигом принесла в авоське трёхлитровую банку. Вечер перестал быть томным.
Жена (русская, кстати, из Краснодара) накрыла стол и понеслось.
Узнали много нового про жизнь тружеников села в целом и быт отдельно взятой кавказской семьи в частности.
Где-то ближе к полуночи Вовик предложил съездить на могилу его погибшего друга. Мы были не против. Куда же ночью ещё ехать, как не на кладбище.
Но это оказалось не кладбище, а склеп в горах. В стены склепа были забетонированы бутылки из под шампанского таким образом, что видны были только донышки. Сотни донышек поблёскивали от зажжённой свечи - завораживающее зрелище. Друг очень любил шампанское, поэтому выбрали такое решение.

Обратно ехали как фильме "Спортлото-82". Но страшно нам не было. Подумаешь, ночью прокатиться с ветерком по горной дороге на мотоцикле.



Вдруг Вовик увидел в свете фары ёжика на обочине, резко затормозил и кричит: "Ловим его!" Как ловить? Руками что ли? Потом сам накинул куртку на ёжика, положил его в коляску и мы погнали дальше.

Сейчас уберите детей от экранов. И слабонервным дальше читать тоже не надо.
Утром проснулись, вышли покурить и заодно подышать свежим горным воздухом. А Вовик несёт мимо ежика и загадочно подмигивает. Тут одна из дочек, видимо поняв, что сейчас будет, кричит своей сестре: "Валя, Валя, иди скорей сюда, сейчас папа ёжика убивать будет!"
Шок это не то слово, котором мы бы могли объяснить наше состояние в тот момент. Просто стояли как в тумане, открыв рот.
Вовик взял деревянную палку и начал дубасить ёжика по хоботу. Стон, кровища, все дела. Потом деловито, держа за лапы, большим ножом срезал иголки, разделал и положил на сковородку жарить. Ёжик, кстати, был больше павловского раз в десять.

Сели завтракать. На столе жареный ёжик был в центре, как главное блюдо. Вместо свежевыжатого апельсинового сока стояла чача. Очень кстати, откровенно говоря. Выпили по стакану и утро заиграло новыми красками.
Да, на наших глазах произошло убийство невинной зверюшки. Но мы же находимся в гостях, не надо это забывать. Здесь так принято и в обморок падать не обязательно, раз приехал. Мы у себя дома пельмени из мяса молодых бычков едим, между прочим. Их же тоже кто-то убил и в тесто закатал, чтобы потом нам со сметаной жрать.
В общем, ёжик пошёл на ура. Даже закралась предательская мысль, что он всего один. "Обязательно попробуйте лапки - советовал Вовик - они особенно хороши".
На что похоже мясо ёжика? На ёжика. Я теперь его ни с чем не спутаю.

Вовик работал бригадиром в совхозе. Возил показывать свою вотчину. Познакомил с товарищами. Посмотрели как растёт виноград, арбузы.
Купались вместе с детворой в местной речке. Вода жёлтая-жёлтая, ничего не видно. Но змей в ней нет, заботливо предупредил Вовик.
Да хоть и есть, нам-то что?! Поймаем - съедим!

Три дня пролетели незаметно. На четвёртый выдвинулись в Тбилиси, а оттуда в Ереван, увешанные сумками с чачей и закусками. Но ёжика среди них не было, увы. Деликатесы даже в кавказских горах не каждый день встречаются.

Вот такое путешествие.
А в Павловске давеча мы ещё встретили белку.



Сразу скажу, белочку я не ел. Ни на Кавказе, ни в Ленинграде - Петербурге. Она лишь приходила ко мне в гости.
Но это уже совсем другая история.

Грузия, Павловский парк, история., Санкт-Петербург, ёжик

Previous post Next post
Up