Женские обаяние, красота и проницательность способны творить чудеса: они открывают сердца непримиримых врагов и находят ключи к самым неприступным объектам. Эти замечательные женские свойства издавна используют все разведки мира. Израильская служба внешней разведки Мосад не является исключением - в рядах бойцов невидимого фронта Израиля женщины занимают достойное место.
Министр юстиции Израиля Ципи Ливни - в прошлом агент Мосада
Впрочем, вся информация об их подвигах навечно скрыта в служебных архивах, их имена неизвестны и вряд ли когда-нибудь появятся в прессе.
Завесу секретности над ежедневным подвигом израильских разведчиц слегка приподняла журналистка Веред Рамон-Ривлин, получившая уникальную возможность взять интервью у пяти женщин, занимающих ключевые посты в Мосаде.
Женщины - агенты Мосада
Веред Рамон-Ривлин (גלובס)
http://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1000783977Перевод: Александр Шульман
©2013
Женские обаяние, красота и проницательность способны творить чудеса: они открывают сердца непримиримых врагов и находят ключи к самым неприступным объектам. Эти замечательные женские свойства издавна используют все разведки мира. Израильская служба внешней разведки Мосад не является исключением - в рядах бойцов невидимого фронта Израиля женщины занимают достойное место.
Впрочем, вся информация об их подвигах навечно скрыта в служебных архивах, их имена неизвестны и вряд ли когда-нибудь появятся в прессе.
Завесу секретности над ежедневным подвигом израильских разведчиц слегка приподняла журналистка Веред Рамон-Ривлин, получившая уникальную возможность взять интервью у пяти женщин, занимающих ключевые посты в Мосаде. Их ранги в разведслужбе соответствуют армейским званиям генерал-майора и полковника и с каждой из них связана увлекательная история жизни, посвященной служению Отечеству.
Среди них есть командиры оперативных групп, мастерски владеющие всеми видами оружия, и аналитики, планирующие смелые и изобретательные операции по всему миру. Интеллектуальный уровень их очень высок - у всех есть ученые степени, они владеют многими языками и обладают уникальным опытом и проницательностью, позволяющие им распутывать самые хитрые комбинации врага и выходить живыми из казалось бы безнадежных ситуаций.
Они обладают способностями, отсутствующими у обычных людей - сверхчувствительность к окружающей среде, изобретательность, жесткость. Это заложено в них жестоким опытом агентурной работы, которого лишены большинство людей. Они остаются спокойными в самых экстремальных ситуациях, когда речь идет об их жизни и смерти - порученное задание должно быть выполнено, несмотря на казалось бы непреодолимые препятствия.
Они способны определять признаки надвигающейся войны и предупреждать готовящиеся террористические акты. Они могут менять свою идентичность, мгновенно переходя из образа процветающей бизнесвумен в одетую в лохмотья нищенку на восточном базаре.
У каждой из них есть семьи и дети. Ими движет патриотизм и чувство долга перед Родиной, ради защиты которой они готовы оставить свои семьи и отправиться на выполнение опасных заданий.
Израильская супермодель Бар Рефаэли в роли агента Мосада в фильме "Кидон"
Представим этих замечательных женщин:
"Эфрат", самая высокопоставленная женщина в Мосаде. Под ее началом служат бойцы элитных подразделений коммандос, летчики и другие бойцы невидимого фронта. Один из них стал ее мужем, у них трое детей. За свои достижения награждена премией безопасности Израиля.
"Яэль", легендарный агент-оперативник Мосада. Из ее характеристики: "на протяжении многих лет она выполняла во многих странах оперативные задания, требовавшие большого личного мужества, как индивидуально, так и в составе боевых групп. За ней числится целый ряд успешно проведенных операций".
"Элла", агент-оперативник, 38 лет, мать троих детей, защитила докторскую диссертацию.
"Нирит", агент-оперативник, мать троих детей, защитила докторскую диссертацию.
"Шира", агент-оперативник.
Агенты, действующие во враждебных странах, рискуют гораздо больше, чем при операциях в дружественных странах?
Эфрат: "При провале во вражеской стране моя жизнь будет кончена. Впрочем, при аресте в дружественной стране ситуация немногим лучше - там я могу провести остаток своей жизни в тюрьме. Мы готовы пожертвовать своими жизнями ради свободы и безопасности нашей Родины."
Яэль: ". Женщины-оперативники Мосада, действуют за рубежом в любом месте, в любую погоду, даже когда дома остался больной ребенок. Мы знаем, что при этом на кон ставится наша жизнь и свобода "
Как жизнь в экстремальных условиях разведки изменила вас?
Элла: " Мы стали гораздо более жесткими и твердыми в достижении своих целей. Дело в том, что нам постоянно приходится принимать важные решения в условиях стресса и ограниченного времени. Колебания в конечном итоге могут привести к гибели и провалу задания. Впрочем, это не мешает нам оставаться любящими матерями и любимыми женами. Я знаю, что моя семья гордится тем, что я служу в Мосаде. Нам оказана великая честь, а с ней и возложена большая ответственность за порученное дело"
Эфрат. «Мы как пилоты боевого самолета. Государство дало нам право реализовать себя в деле обороны нашей страны наравне с мужчинами. Ни в каком другом поле деятельности подобное вряд ли возможно. ".
Шира. "Невероятно - я делаю свое дело подобно Супермену из шпионского фильма. Это доступно только исключительным людям. Я получила редкую возможность реализовать себя"
Элла: "Я принимала участие в операциях, рядом с которыми сюжеты шпионских фильмов покажутся детскими играми - реальность гораздо более сложна и опасна. В фильме эпизоду отводится пять минут, тогда как в действительности он длится несколько месяцев. Это настоящий физический, эмоциональный и интеллектуальный вызов, ведь все это время вы находитесь в состоянии противоборства с врагом, преодолевая препятствия и делая невозможное"
Эфрат: "Жизнь научила нас тому, что нет ничего невозможного. Любая проблема остается неразрешимой до тех пор, пока мы не нашли силы превзойти себя и сделать то, что вчера казалось нам невозможным"
Яэль: «Когда меня пригласили в Мосад, мне сказали:" Есть работа, которую ты можешь сделать лучше, чем десантник или летчик. Ты будешь глазами государства во вражеских странах". Это взволновало меня. Я увидела в этом заманчивом предложении большие возможности ".
Вы работаете в условиях, когда за успех иной раз приходится расплачиваться собственной жизнью. Как вы относитесь к тому, что о вашем ежедневном подвиге самопожертвования почти никто не знает?
Нирит: ".. Моя работа дает мне очень сильное чувство полезности и необходимости, и потому я не нуждаюсь в оценках со стороны. "
Шира: "Эта работа коренным образом изменила мою личность. Она укрепила мою уверенность в себе, развила мои способности. Я твердо знаю, что я хочу, и это заметно облегчает принятие самых ответственных решений ".
Вы попадаете в опасные ситуации. Как вы преодолеваете страх?
Эфрат: " В ходе операции вы не зацикливаетесь на своих страхах - вы полностью погружены в выполнение поставленной задачи и для страха просто нет времени. В противном случае страх парализует.».
Нирит: «Страх является одной из форм защиты. Если вы сознаете, что есть угроза, с которой вам предстоит сразиться, то страх предохраняет вас от совершения глупостей. Вы концентрируетесь на своем деле и ваша уверенность в себе основывается на знании противника и путей преодоления страхов и опасностей. ".
Операция может пойти не так, как планировалось. Это может привести к панике, а значит - к провалу операции и гибели людей?
Эфрат: " В нашей работе постоянно возникают ситуации, которые не запланированы никакими планами и сценариями.. Решение тут одно - вы должны искать и найти выход из самой неожиданной ситуации. Постепенно вы обретаете уверенность в том, что способны справиться с любой неожиданностью ".
Яэль: «Я женщина и способна излучать невинность и обаяние - это наше оружие в самых опасных ситуациях. В головах нашего противника прочно сидит образ "врага", и этим "врагом" обычно является мужчина. Здесь женщины имеют большое преимущество ".
Женщина находится как бы вне подозрений?
"Верно. Женщина может проникнуть туда, где мужчину остановят через три минуты. У женщины, которая с улыбкой входит в запретную зону, есть больше шансов на успех. Мужчина, в два часа ночи пытающийся затаиться в укромном месте, немедленно вызовет подозрения. Напротив, оказавшаяся там женщина, скорее всего, вызовет желание оказать ей помощь в этой ситуации".
Эфрат: ". Я не уверена, что я бы могла выйти живой из многих ситуаций, в которых мне пришлось работать. "
Пытались ли вы уйти с агентурной работы?
"Это наркотик. Это затягивает. Это такая жизнь, при которой вы постоянно находитесь в движении, это постоянный прилив адреналина. Без этого трудно обойтись. Когда меня перевели на штабную работу, мне стало гораздо труднее - я постоянно спрашивала себя - в чем тогда смысл моей жизни? "
Как вы переживаете неудачи?
Эфрат: " В конце концов, неудача - это такая же часть игры, как и успех. Когда я посылаю людей на задание, закончившееся провалом, я, как командир, очень остро переживаю неудачу. Но нас учили - тот, кто не падает, тот не поднимается, и потому мы не должны бояться провала. Провал - это и самый короткий путь к обретению профессионального опыта "
Вы проводите большую часть своей жизни под чужими именами и в чужем обличье. Как это отражается на вас?
Элла: "Вы все время существуете как бы в двух мирах: в реальном и в параллельном. Вы сами себя контролируете, когда происходит переход из одного мира в другой. Все вокруг вас задействовано в вашей работе - например, когда вы сидите в кафе в далекой стране, то и официант, принесший вам чашку кофе, невольно становится источником информации и частью вашей оперативной работы".
Яэль: "Вы полностью входите в роль, которую вам поручено играть. Например, мне пришлось действовать во вражеской стране в качестве "жены" нашего агента. Я должна была полностью исключить возможные подозрения в искусственности наших отношений. Это было не просто - ведь в нашем доме постоянно присутствовали местные слуги и они не должны были почувствовать в нашей "семье", нечто, что отличало бы нас от других, знакомых им семей. Я должна была анализировать каждый свой шаг в подобной ситуации и действовать соответствующим образом "
Человек не способен работать в разведке, если так и не научился лгать?
Шира: "В общем-то это необходимое условие Вы должны быть способны лгать, будучи уверенными в себе и оставаясь при этом в полном спокойствии. При этом ваша ложь направлена вовне, тогда как внутри себя вы четко проводите грань между ложью и правдой. В своем внутреннем самоотчете вы должны быть абсолютно 100%-но честны. Если вы неспособны на это, значит все закончится провалом
Были ли у вас тяжелые ситуации ?
Эфрат: «Трудно принимать тяжелые решения, от которых зависит судьба твоих подчиненных. В ходе одной из операций сложилось так, что мы пришли к выводу - противник раскрыл нас. Я приняла решение эвакуировать своих бойцов, чтобы не подвергать их опасности. Побег удался, однако это была тяжелая для меня дилемма, с которой я живу по сей день
Элла: " У меня был такой кризисный момент в конце одной из операций, когда я вернулась домой после выполнения задания. Я спросила своего командира, что мне предстоит делать дальше и получила ответ: "Продолжения не будет. Вы участвовали в этой оперции и теперь мы не хотим вновь подвергать вашу жизни опасности. У вас есть возможность продолжить службу в штабе. И больше не задавайте этот вопрос».
"Большую часть времени вы остаетесь под прикрытием легенды, которая позволяет вам вести вполне обычную жизнь. Есть лишь короткие эпизоды, когда вы активно действуете с "ножом в зубах", а затем вновь возвращаетесь к жизни под прикрытием легенды, защищающей вас . Это как бы резкое переключение из одного состояния в другое".
В ходе оперативной работы приходится заниматься ликвидациями. Как вы воспринимаете эти убийства"
«Мы солдаты невидимой армии. Солдаты на поле боя сражаются и убивают врага. Мы первая линия обороны и наш фронт проходит в местах, недоступных для пехоты или танков".
Как у вас возникла мотивация преодолевать казалось бы непреодолимые барьеры?
Эфрат. «Поставленная задача заставляет тебя прилагать все силы для ее решения. Когда мне было 20, я была самой младшей на тяжелейшем курсе подготовки разведчиков. Мне было очень тяжело и в какой-то момент я сказала себе: "Хватит, я больше не могу нести такие нагрузки". Однако вскоре я подумала:" "Если бы кто-то из тех, кто сражался за нашу страну, сломался от выпавших на его долю испытаний, то где бы мы были сегодня!"
Самый опасный момент в вашей оперативной работе?
Яэль: «У меня был такой момент в аэропорту вражеской страны, когда я ждала свой рейс, чтобы вернуться с задания. Посадка на самолет была сопряжена с множеством опасностей и рисков. ".
Вы не можете поделиться своими переживаниями с близкими вам людьми. Это не сводит вас с ума?.
Яэль: "Есть вещи, которые я могу рассказать моему мужу, и есть вещи, о которых я никогда и ни с кем не буду говорить - ведь в моих руках безопасность страны и мои слова могут ей навредить. Ничто и никто в мире не заставит меня открыть эти тайны. ".
Используют ли женщин- агентов Мосада в качестве сексуальной ловушки?
Эфрат: "Мы используем в нашей работе нашу женственность и привлекательность, потому что это средства достижения поставленных целей Но если мы решим, что секс будет лучшим способом выведать информацию у, например, Ахмадинежада никто в Мосаде не позволит нам это сделать - даже если бы мы были готовы пожертвовать собой на алтарь Родины. Женщины-агенты не используются для сексуальных целей. Есть искушения, использование сексуальной привлекательности, попытки увлечь собой противника, но это все возможно только до определенной границы - за которой начинается секс ".
Какая самая смелая вещь, которую вы сделали?
Нирит "Я никогда не думала, что существуют границы, которые я не могла бы преодолеть. Мне выпала честь быть первой женщиной, принятой в аналитическое подразделение Мосада. Когда я был демобилизовалась со срочной службы в армии, где я служила в военной разведки, мне предложили работу в Мосаде в качестве секретарши. Тогда я сказала, что мне это неинтересно, но если вы сможете предложить мне что-нибудь серьезное, тогда позвоните мне. Прошло несколько лет, я закончила университет и сделала докторат. Мне было уже 26 лет, когда мне позвонили из Мосада. Я приняла предложение и была направлена на курсы разведчиков ".
Какие качества вы обрели и развили в процессе учебы?
"Это было интересно - войти в другой мир, совершенно отличный от привычного. Я научилась делать такие вещи, о которых я ранее думала, что просто неспособна совершить такое. Это говорит о том, что вы всегда способны достичь гораздо большего, что вы сами не ждете от себя. Я знала, что я умна, не трус и мне нравится совершать экстремальные поступки, но я никогда не думала, что способна преодолеть многие казалось бы неприступные барьеры ".
Что является самым важным из приобретенных вами свойств?
"Вы подымаете руку и при этом вы не знаете, какие мышцы использовали при этом. Так и в разведке - если я не могу получить нужную информацию самостоятельно, то я ищу того, кто сможет это сделать вместо меня. Это большое мастерство - превратить другого человека в продолжение самого себя - он пребывает в абсолютной уверенности в своей независимости, хотя на самом деле находится под полным вашим контролем. Он думает, что знает, кто вы, он полагается на ваше мнение, однако он просто не способен понять ваши истинные цели и возможности. Удивительно, как этого удается достичь ".
Как это делается?
"Это долгий путь выстраивания отношений и достижения доверия. Только в конце долгого развития этих отношений я говорю ему, что же я хочу от него, однако мои действительные цели остаются скрытыми от него. Этот человек превращается в источник информации и работает на вас, о чем он, впрочем, и не догадывается. То, что я женщина, не делает меня сексуальным обьектом - ведь у каждого человека есть мать, сестра и в отношениях к ним секс отступает куда-то прочь."
Вы не боитесь быть пойманной врагом?
"Я прохожу тренировки и процедуры, снижающих возможные риски. Но всякое может случиться, и тогда мы полагаемся на нашу способность справиться с ситуацией. За многие годы агентурной работы я научилась доверять своей очень сильной интуиции. Однажды я очутилась в месте, где мое шестое чувство сказало мне" "Смотри, здесь присутствует какая-то опасность". Я немедленно покинула это место. С другой стороны, были ситуации, в которых другие испытывали страх, я же шла на пролом"
Вы научились быстро вникать в совершенно незнакомый материал?.
"Вы встречаетесь с политиками, учеными и специалистами из самых разных областей - и вы должны интеллектуально общаться с ними на равных, чтобы вызвать их на сотрудничество с вами. Для этого необходимо научиться быстро и глубоко осваивать каждый раз совершенно новую для вас информацию."
Эти ваши способности не вызывают у вас чувства собственного всемогущества?
"Немного. Но это не должно произойти. Высокомерие и чувство собственного всемогущества крайне опасны, поскольку время от времени приводят к провалу ".
Что больше всего удивляет вас в мастерстве получения информации?
"Вы понимаете, что вы сами можете придумать реальность, и люди будут верить тебе. Женщины хороши в этом тонком деле, потому что они гораздо более глубоко понимают людей. Женщины более уязвимы, и поэтому более осторожны ".
Вы знаете, что видит и чувствует человек, сидящий напротив вас?
"Я обладаю отличным чувством "встраивания" в другого человека и это чувство не обманывает меня".
Что было пиком вашей карьры до сих пор?
"Однажды вечером я сидела с четырьмя людей, каждый из которых был нашим злейшим врагом. У нас был восхитительный разговор, касавшийся личных и профессиональных тем. Я увидела, что наши враги удивительно обаятельны и умны. Они подозревали меня и в ходе беседы пытались проверить свои опасения. Они задавали мне вопросы и я, полагаясь на свою интуицию, говорила им нечто противоположное тому, что они по логике ожидали услышать от меня.Я прошла этот тест и мы проговорили несколько часов. Я считаю, что провела эту важную и опасную беседу на пике своих возможностей. ".