Я не пукну, я не пукну. Это не я, это не я.
© медитирующий ёжик
Фитнесс-йога заполонила мир.
Но при знакомстве с ней у мыслящего человека возникает вопрос - а откуда берёт йога своё начало?
Ответ, что источником являются некие мифологические сущности, Будда Гаутама или даже Махавира, можно игнорировать как идиотский. Легенды часто прекрасны, но в подавляющем большинстве случаев они не более чем мифология.
В действительности же асаны йоги есть развитие или продолжение того образа жизни, который вели авторы вед. В отличие от европейской культуры, которая является, т.с., «культурой стула и стола», культура древней Индии, также как и культуры древнего, средневекового и даже современного Ближнего и Среднего востока, является, т.с., «напольной культурой» - т.е., культурой, в которой жизнь человека проходит на уровне пола: на полу едят, спят, занимаются домашними делами, и т.д. Т.е., всё то, что европеец делал и делает за столом или в постели, древний индиец делал на полу. На коврике или подстилке.
В том числе и религиозные обряды и ритуалы.
Здесь важен один момент - психологический.
Любая молитва есть вид концентрации или аутотренинга. Примитивный, но действенный. И тут можно предположить, что некий человек, совершая ритуал, обратил внимание, что пребывание в определённой позе позволяет проводить ритуал лучше и качественнее; определённая последовательность движения рук в определённый момент ритуала также помогает и т.д. Фактически, именно тогда и зародилось то, что спустя века стало йогой.
Естественно, это только предположения. Но эти предположения опираются на ряд факторов. Во первых, несколько фрагментов литературы брахман, в которых, наряду с обсуждениями правил и последовательностей чтения гимнов, упоминаются асаны и мудры, предпочтительные для некоторых ритуалов. Во вторых, как уже говорилось ранее, вся культура Востока строится, т.с., на полу.
Авторы вед строго верили, что ритуал крайне важен. Не менее важным для них было и правильное, верное совершение этого ритуала - как и представители иных культур, они были уверены, что обрядом или ритуалом можно достичь если не абсолютно всего, то очень и очень многого. И, как следствие, они искали наилучшие способы совершения ритуалов. Наиболее действенные. А учитывая тот факт, что они убеждены, что их боги постоянно контактируют с ними посредством различных знаков, явлений, снов - таким образом, они могли быть уверены и в том, что определённые положения тела также способствуют лучшему ритуальному действию, а в дальнейшем и связыванию положений тела с мысленными и медитативными практиками.
Другим важным фактом стала "ученическая преемственность" - что то вроде: «мой отец совершал ритуал в этой позе,и мой дед и прадед и все предки». Подобный взгляд абсолютно нормален для культур с традиционным укладом, с консервативными взглядами. И даже изменяясь со временем, - ведийский ритуал превратился в ритуал брахман, а затем в ритуал шраута, - ритуал всё равно описывается так, как передаваемый через поколения в неизменном виде.
Можно с уверенностью предположить примерный сценарий.
Человек заметил, что совершая ритуальное действие в определённой позе, он, как бы, глубже погружается в действие; а по завершении он находится в более "возвышенном" состоянии. И автоматически человек начинает принимать эту позу уже и вне ритуала - сидя и просто размышляя, общаясь с кем-то, обучая. В дальнейшем, когда начала зарождаться культура отшельничества [авторы араньяк, лесных книг], отшельник, который ранее совершал ритуал определённой позе, автоматически принимал её уже в лесу и, как следствие, рекомендовал её другим - сначала только таким же отшельникам, а затем и всем остальным. И со временем такие искатели стали пробовать иные положения тела - сначала привычные сидячие, затем и остальные. Они также экспериментировали с дыханием [что, по сути, является развитием практики чтения гимнов в процессе ритуала], с концентрацией на различных объектах и т.д.