Презентация+ Интервью на 'Omni Scriptum' (Германия)

Mar 24, 2016 19:52

И вот, наконец, долгожданное интервью - хотя я присылала фотографию с книгой в руках, редактор умудрился самостоятельно выкопать в моих ресурсах совсем иной образ, еще и подчеркнув "морщинистый лоб философа" черно-белой графикой... Впрочем для академического издания я здесь выгляжу "убедительно", вполне как Хиллари Клинтон и прочие общественные деятели :)



Мария Владимировна Николаева
М. В. Николаева - специалист по западной и восточной философии и личностной психологии; член Союза переводчиков России и Интернационального союза писателей; автор 35 научных и популярных книг общим тиражом 115 000 экземпляров; 15 книг переведены на 6 иностранных языков в США, Европе и Азии; свыше 120 статей в периодических и академических изданиях.

! Уважаемая Мария Владимировна Николаева, Ваша работа “Понятие "Мы" и суждение "Нашей" воли” была опубликована Lambert Academic Publishing. Кто является Вашей целевой аудиторией?
Прежде всего книга адресована специалистам-гуманитариям, профессионально работающим в областях философии, социологии, психологии, истории и литературы. Это связано со сложностью понятийного аппарата, используемого в тексте, который будет труден для восприятия широкой аудиторией. Однако, тематически в книге затрагиваются вопросы об осознанном построении общества, которые волнуют каждого мыслящего человека, поэтому она может послужить для многих стимулом, чтобы прикладывать усилия к пониманию социальной логики.
! Расскажите, пожалуйста, о Вашем исследовании. Каковы были Ваши цели и намерения в этой книге, и насколько хорошо, по-вашему, Вы их достигли?
Для меня это ключевой труд, который позволил совместить две сферы моих исследований, ведь по первому диплому я специалист по западной философии, а по второму - по восточной философии. В данной книге делается акцент на русскую религиозную философию, в которой всегда витала идея "евразийства", то есть моста между Западом и Востоком. Здесь я выступаю как представитель отечественной традиции, профессионально владеющий западными и восточными концепциями, что позволяет мне самой обрести внутреннюю целостность, а также описать процесс такого воссоединения для других. Формально, у книги не случайно есть подзаголовок "Переход от субъективной к социальной логике", и если в рамках чистой философии логика всегда субъективна, а с позиций абсолютного субъекта она считается объективной, то социальная логика разрабатывалась в социологии как новом направлении психологии, она строится во взаимоотношениях, поэтому здесь мне удается как философу не теряя самого себя выйти в мир к людям. Задача сделать философию практической и даже "волевой" была успешно выполнена. Не случайно, я сама стала больше преподавать, чем писать абстрактные тексты. Более того, из кабинетного ученого мне удалось превратиться в исследователя, способного годами жить как в Азии, так и в Европе - это тоже достижение. А во всеобщем мнении мне удалось снять с философии "обвинения" в бесполезности, ведь в книге социальная философия фактически служит целевому объединению людей.
! Как бы Вы могли описать ценность Вашей работы непрофессионалу?
Обычный человек всегда страдает от одиночества и ищет способы связи с себе подобными, но ему это не всегда удается, поскольку он зациклен на содержании предполагаемых связей, не обращая внимание на их форму. Отсюда так часто возникают ситуации, когда при всех благих намерениях, будучи уверенным в своей правоте и доброте, человек не может понять, почему не получается найти единомышленников, готовых вместе работать ради светлого будущего. Ценность книги в том, что побуждает перевести внимание с "что делать" на "как делать". Если говорить совсем просто, - посмотреть со стороны на ситуацию в целом, вывести законы объединения людей, скрытую логику построения взаимоотношений. Тогда он начинает действовать умело не просто со своей личной позиции, а в роли того самого "Мы", с которым согласны все, кто составляет такую общность по самой своей сути. Тогда вместо того, чтобы искать некую нишу в социуме он вдруг обнаруживает себя в самом сердце общественной жизни, чувствует ее пульс. Это очень важно для современных коммуникаций, построенных как борьба эгоизмов, тогда как в русской философии хорошо известна концепция "разумного эгоизма", а в религиозном формате давно разработана идея соборности - и здесь есть выбор. Это не просто шаблоны, как строить мышление, а алгоритмы, вы более свободны!
! Каких учёных Вы можете отметить в Вашей сфере и как можно сопоставить Вашу работу с работами этих учёных?
Если говорить о классиках, то в книге разрабатываются идеи великого русского мыслителя С.Л. Франка, ставшего основателем социальной философии в России. А сам замысел "социальной логики" принадлежит Габриэлю Тарду, основателю субъективно-психологического направления в западной социологии. Впрочем, в книге обширная библиография на пяти листах, поэтому я не буду перечислять всех ученых, кто так или иначе работал в данной сфере. Хотелось бы скорее отметить идейного вдохновителя данной книги, профессора Константина Семеновича Пигрова, в начале ее написания бывшего заведующим кафедрой социальной философии в СПбГУ, ныне Заслуженного ученого России. Он обладает потрясающим даром возводить на уровень философской рефлексии даже самые бытовые вопросы, в частности читал целый курс по философии техники, показывая ее внедрение в отношения между людьми. Кроме того, он прекрасно видит людей и "открыл" очень много талантов еще в их бытность студентами или даже вольнослушателями. В общем, он послужил в некотором роде воплощением такого идеального "Мы" в одном человеке, вокруг которого всегда кипела интересная и продуктивная жизнь. Мне остается только мечтать, что моя работа будет сопоставима с его трудом.
! Можете ли Вы поделиться некоторыми историями о людях, которых Вы встретили во время проведения исследования для этой книги?
Еще в самом начале работы над текстом я участвовала во множестве научных конференций, а на свои выступления на некоторых из них я даже ссылаюсь в книге. Конечно, любая конференция - это встречи с людьми, или по выражению одного из организаторов "мы здесь в раю - ведь что такое рай, как не место, где души обмениваются чистыми идеями?" Мне вспоминается довольно курьезный случай, когда на одном из собраний на тему "Восток и Запад" вне программы появился настоящий чукотский поэт, печатавшийся в газетах и сборниках. Каким-то образом ему дали возможность выступить, подвинув регламент (даже доклады немецких коллег), и это была сенсация, когда он поднялся на трибуну и начал словами: "Вот вы все спорите - Восток или Запад... А будет - Север!" Получилось, что ему удалось в силу поэтической интуиции сразу четко обозначить подлинную миссию русской философии как евразийского пространства, его неповторимой самобытности при всей роли связующего моста, объединяющей "нашей" идеи. Аплодисменты раздались сразу после данной фразы, и такая реакция сильно напомнила мне выступление Свами Вивекананды на первом всемирном конгрессе религий в конце 19-го века, когда его приветствие "Дорогие сестры и братья!" внезапно утонуло в овациях, ведь он представлял тогда "свой" индуизм как универсальную религию мира. Я могла бы привести много примеров такого отношения во время моих поездок по Индии, но они нашли отражение в других моих книгах, поэтому не буду отступать от темы.
! Как Вы пришли к изучению интересующей Вас области? Задумывались ли Вы об этом в детстве?
Самый первый толчок произошел, когда волею судеб сразу после защиты диплома по метафизике Аристотеля я вдруг вылетела в Индию, о которой почти ничего не знала. И вот такая ситуация - антиковед среди йогов, когда надо сходу выдержать "культурный шок" и учиться самостоятельно налаживать взаимопонимание. Конечно, как профессиональный философ, я не могла бы удовлетвориться бытовым приспособлением, мне пришлось отрефлектировать категории единомыслия и сподвижничества - и поставить перед собой задачу примирения Запада и Востока. Так я сместилась в сферы социальной философии, которая вдруг стала жизненно необходима, и данный интерес растянулся на годы. А вот в детстве я была еще далека от столь сложных мыслительных конструкций, хотя некие предпосылки, чтобы задуматься были: я родилась в Ленинграде, однако детство провела почти в полном одиночестве на псковском хуторе со стариками, поэтому поступление в школу было связано с тяжелой адаптацией к общению со сверстниками, которое было для них совершенно естественным, а от меня требовало огромных усилий. Да, вопросы перехода от "я" к "мы" на практическом уровне волновали меня с детства!
! Какие из Ваших любимых авторов оказали больше всего влияния на Вашу работу? Каким было их влияние на Вашу работу?
После всего вышесказанного, наверное, удивлю - но в данной книге все еще сильно влияние диалектической логики Гегеля, и мне было трудно преодолеть свое откровенное гегельянство, которое поначалу помогало развивать мышление, а потом стало слишком навязчивым, отчего я внедряла диалектику во все другие способы мышления, что создавало иллюзию понимания, отчасти даже высокомерие. Но мне удалось справиться, уделив целый раздел в книге отношениям "господина и раба", используя критику гегелевского стереотипа со стороны последующих философов, и таким образом выйти на уровень непредвзятого исследования.
! Что Вас убедило, что Lambert Academic Publishing это подходящий для Вас издательский дом?
LAP занял уникальную нишу в сфере издательской деятельности, предоставляя возможность опубликовать сложные научные труды, которые зачастую оставались "похороненными" в смысле доступности только узкому кругу коллег в распечатках. Ведь даже хорошая диссертация после защиты обычно остается лежать в столе. Применяемая технология делает издание монографий реалистичным, хотя и по высоким ценам, но для специалистов в смежных областях ценность ознакомления с аналогичными работами зачастую превышает любую цену. И очень понравилась работа редактора, который был всегда на связи, не оставлял никаких сомнений.
! Что бы Вы могли посоветовать молодым учёным?
Не бойтесь браться за трудные исследования - они найдут своего издателя!

общественная жизнь, социальная философия, столица германии, издательская деятельность, интервью с автором, творческая среда

Previous post Next post
Up