Пройти за ночь 40 км и выжить. Это было условно безопасное мероприятие, в виде путешествия с лёгким рюкзачком по пересечённой местности, с погружением в купели нехилым ритмом ходьбы.
Капец многабукав… зачем вам это читать?
Скажу сразу. Я не сильно романтизировал это мероприятие. С самого начала было понятно, что это очень плохая идея. Вот стопудов.
Технические характеристики. Нас было пятеро, и мы двинулись в шесть вечера в субботу. Это был конец сентября, с погодой нам повезло: ни ветра, ни дождя, ни мороза. Я стартовал в лёгких штанах и футболке. Тёплые подштанники за весь поход так и не пригодились. Только через три часа я нацепил флиску, а ещё через три надел ветровку. Шапка и перчатки опционально, то хотелось, то нет. Вообще, принцип подбора верхней одежды был простой - не мёрзнуть, но не потеть. Реки пота не наблюдаются, если внутреннее тепло отбирается с той же скоростью, что и генерируется, а шли мы довольно быстро - 5-7 км/ч. В обычной жизни с такой скоростью несёшься, если проснулся на час позже и опаздываешь на зачёт. Но... можно было топать и медленнее ведущих. Конечная средняя скорость задавалась привалами в течении каждого нового часа ходьбы. Длительность привала обозначалась как 10 минут от замыкающего. Если ты идёшь среди первых то на привале можно ждать замыкающего 20 минут, и потом ещё 10 минут продолжать отлёживаться. Я шёл то третьим, то вторым, но не потому, что такой молодец, а просто было страшно оказаться одному в ночном лесу. Потеряться, конечно, было трудно - на развилках всегда ждали, а у замыкающего была рация для связи с ведущим; но я не решался отставать. Хотя замыкающего меняли и пару раз я побывал в этой роли. Но обо всем по порядку.
Ощущения. Мы вышли, стемнело мгновенно, включили налобные фонарики...
Сначала организм горит. Первые пару километров ты только входишь в ритм. Тебе жарко, ты потеешь, следишь за дыханием, чтобы выровнять его. Но вот уже первая купальня на родниковом озере Голубое. Тело удивляется такому перепаду и начинает аккуратничать. Дальше идти легко. Ещё несколько километров просто наслаждаешься своей способностью пархать. На асфальтовом участке я в каком-то смысле танцевал под внутреннюю музыку, вспомнились мои прошлые занятия йогой. Не так много интересного можно придумать при быстрой ходьбе, и если уж что-то пришло в голову, то мусолишь это действие или мысль до тех пор, пока она не ослабнет. Это интересно работает. Внимание переключается на разные источники данных, то обращается наружу: слушает, присматривается, щупает ступнями дорогу; то уходит внутрь: ищет проблемные зоны и боль, следит за теплом, ищет интересные темы для внутреннего диалога, дышит, стучит. Так обо всем не скажешь, но ощущение того, что эта история с ходьбой надолго, позволяет всё это делать подробно и не торопясь.
Я не следил за временем. Впервые я узнал который час спустя 11 часов, и то только потому, что кто-то спросил об этом. Но уже светало, а я и так знал, что светает в пять. Мне очень хотелось идти так, словно впереди ещё вечность этого променада. Словно я Могу идти вечность. Но вот именно в пять, спустя 30км я вышел за границы своей зоны комфорта, ноги стали превращаться в плохо управляемые палки. Они уговаривали меня идти помедленнее, я заставлял их делать шаг за шагом. Я готовлюсь к маршброску “100 км за 24 часа” и вот плохо представляю, как пройдет эта ноябрьская сотня. Ведь ещё 70 километров идти на таких ногах-палках - это не физическое упражнение, а психическое. Но я ещё всего этого не знаю, ночь, ярко светит луна, на привалах любуемся звёздами. Местами, в полях, мы шли без фонарей, просто потому, что луна светила в спину так, что было видно свою тень на тропинке. Мы то опускались в низины, и погружались в туман, то поднимались на холмы и разглядывали эти туманные озёра, оставшиеся позади. Иногда мы миновали сонные деревушки и их редкие фонари, утонувшие в мутном молоке тумана, казались признаком фантастических подводных городов. Тогда я особенно оценил фотографии природы. Только так становится понятно, какой это труд, тащить с собой в поход приличную камеру и штатив, переключая внимание с себя уставшего на работу над снимком. Именно поэтому у меня нет фотофиксации тех потрясающих монохромных ночных акварелей, нарисованных туманом и луной…. обломитесь. Это было только для меня и тех четырёх парней.
Вода. Ледяная вода - это так замечательно, когда ты вылез из парной, или приехал искупаться на источник и потом можешь прыгнуть в тёплую одежду, и выпить чаю из термоса. И в нашем случае это сработало целый один раз. Первый, когда нужно было сбить жар тела, ещё не вошедшего в ритм. Потом тебе это в общем-то и не нужно. Организм уже в ритме, тепла генерируется столько, сколько забирает себе ночной воздух. Ты идёшь себе и идёшь и тут слышишь шум воды. Основной девиз подобных мероприятий, как мне объяснили, такой: “Чем хуже, тем лучше”. Чем сильнее тебе не хочется лезть в купальню, тем… короче, лезь. Врать себе, что я смерть как хочу окунуться в очередной раз в ледяную воду, я не мог. Мы проходили воду шесть раз... (пару раз это были озёра, но это не спасало, т.к. в озёра в конце сентября не сильно теплее родников, это я вам ответственно заявляю; хотя, как мы шутили, разница есть). Только один раз по маршруту в шесть утра нас спасли у озера бабушки, делающие зарядку, кстати, респект им. Плавок никто не брал, и светить причиндалами мы не стали. (Хотя в такой бррр-воде ты много нового можешь узнать о том, каким девственно скромным может быть твой дружок). И да, два раза из этих шести мы проходили какие-то особенные купальни, а-ля места силы, и там нужно было окунуться три раза. Три про три. Три раза окунулся, вылез, обтёрся своим мокрым полотенцем, полез ещё окунуться три раза, вылез, полез снова. Я ничего не имею против мест силы, но это это было сильно, да. Кажется, за всё лето я залезал в воду меньше раз. Так что, если кто не доволен прошедшим летом, ещё не всё потеряно, вода - парное молоко!!! (из холодильника)
Намерения. Меня повеселила присказка “в этот раз как-то по-другому”, относительно очередного погружения. Конечно, я понимаю, что это всего лишь холодная вода примерно одной и той же температуры, но это и правда работает. Как минимум нужно каждый новый раз как-то по-новому затащить себя в воду. У нас даже был брод. Ну, как брод… родниковая лужа пяти метров в длинну (которую можно было обойти стороной), но это же тоже вода. Это был седьмой раз. Действовали вновь согласно принципе, чем сильнее не хочется, тем точно сделай. Кто очень хотел обойти лужу, тот снял ботинки и носки, задрал штанины до колен и прошлёпал это безобразие. Завидую тем, кто напротив страстно хотел по ней пройти. Отважные ребята. Им не пришлось. ))
Еда. Мы почти не ели в этом походе. Из двух протеиновых батончиков я притащил домой один. Ещё погрыз орешков. Воды почти не пили. В рюкзаке был литр воды, осталось 0,8 и те, что оказались у меня желудке, попали туда утром. Но я немного пил на родниках. Дважды по три глотка. Конечно, после похода, через какое-то время открывается жуткий жор ))) Но вот во время похода всё внимание организма приковано к процессу переставления ног. Словно это что-то супер важное, а так оно и есть. )
Боль. Совершенно любая мелочь в вашей обуви, или неудобная посадка рюкзака, некомфортный вес предмета, сомнение или болячка в таком походе превращается в испытание. С каждым шагом оно становится сильнее, давит на жалость к себе и вступает с тобой в диалог на своём языке. Преимущественно языке боли. Где-то я слышал, что на самом деле в организме человека постоянно происходят дискомфортные процессы, но организм не сигнализирует о них, как о проблемах, справляется сам. И вот когда тебе приходится уговаривать организм идти дальше, он пускает в ход всё то, что раньше он тебе не показывал. Вступать с ним в диалог бесполезно, эта зараза довольно сильная, нужно просто командовать “Иди” и если сами ноги уже не ставятся, то забываешь о своих замечательных мыслях о смысле жизни на что-то типа “правой-левой”. Начинаешь чувствовать себя то ли инвалидом, то ли плохо собранным роботом. Достаточно израсходовать своё количество лёгкости, всё, начинается борьба. Иногда это отпускает, организм соглашается, но потом взбрыкивает, как плохо объезжанная лошадь. Не знаю, из чего были сделаны ноги наших ведущих, но мои после 12ти часов ходьбы превратились в фарш на палках. (И вот, кстати, трекинговые палки теперь перестали казаться такой уж плохой идеей. Понятно, что после ста километров фарш будет не только на ногах, но и на руках, но как-то же надо).
Смешное слово “надо”. У большинства из нас в жизни всё хорошо. В том смысле, что нам не нужно идти куда-то всю ночь быстрым шагом, чтобы спастись от гибели. И вот вопрос “Зачем?” звучал у меня и перед походом, и во время. И жена у меня спрашивала: “Зачем тебе это?” (Не для того, чтобы отговорить, она же не глупая женщина. Просто из любопытства). Мы даже прорабатывали с ней 16 вариантов ответа “Зачем”, чтобы подобраться к истинному. Но, самый верный ответ, конечно, приходит уже во время похода. Ответ, который помогает тебе делать всё новые и новые шаги. И, конечно, я вам его не скажу... Потому, что это мой ответ, а не ваш. Ваш вы найдёте сами. Не обязательно при помощи ночного похода. Есть же масса других увлекательных способов умереть… )) Шутка. Но такой поход, это как прожить маленькую жизнь.
Было много всего другого в этом походе. И руки поцелованные смолой вековых сосен. И радужный двойной ореол луны в тумане. И старинные храмы. Обустроенные христианами купальни, спелые яблоки на краю деревень, подвесной мост, байки. И много всего физически НЕприятного, о чём совсем не хочется говорить. А ещё то, о чём я не стану говорить просто потому, что это будут спойлеры. Если вы однажды пойдёте в такой поход, вам лучше не знать об этом заранее. Иначе будет не так, будет как-то иначе. А мне кажется, что должно быть именно вот так. И именно так это правильно.
Прошло 36 часов с момента завершения похода. Ноги ещё кряхтят при хотьбе, но я уже бодр и весел. Проспал этой ночью 13 часов. Я пишу этот текст. чтобы запечатлеть это приключение и передать вам. (проверю его завтра и выложу). Я могу сейчас заниматься какими-то другими делами, более важными для меня, но мне, почему-то кажется, что вот Это сейчас важнее всего. Рассказать о том, как это круто переставлять ноги одну за другой, бить и бить в одну точку, и думать о том, как ты летишь по орбите своей жизни в то время, как земля летит по своей.
автор статьи: Артур Шамшадинов - vk.com/shamshadinov
организатор похода: Денис Рогов - vk.com/rogovdn