Двигатель прогресса

Feb 07, 2024 20:58


Попалась на глаза статья, опубликованная в 2012 году в алма-атинской газете «Экспресс-К», наследнице «Ленинской смены»

Именно война превратила заштатную провинциальную Алма-Ату в настоящий город

Про Толстого, торпеды и принцессу "Цирка"

Как это ни цинично прозвучит, но трагедия Великой Отечественной войны обернулась для Алма-Аты благом. Ведь до 1941 года это был заштатный провинциальный городок. Даже переезд столицы советского Казахстана из Кзыл-Орды в Алма-Ату и строительство Турксиба не смогли расшевелить сонную атмосферу социалистической провинции.

Но когда грянула война, Алма-Ата забурлила. Масса беженцев из России, Белоруссии и Украины. Столпотворение народов - евреи и поляки, молдаване и кавказцы, поволжские немцы и прибалты. Большинство из них было эвакуи-ровано организованно - полным составом заводов, фабрик и вузов. В Алма-Ату эвакуировали знаменитых ученых, писателей, художников и кинематографистов.

Культурный центр Советского Союза переместился в столицу КазССР. По улице Калинина прохаживались писатель Алексей Толстой, драматург Константин Симонов, режиссер Александр Столпер, актрисы Любовь Орлова и Валентина Серова.



Помимо арт-бомонда, в Алма-Ату эвакуировалось множество заводов, большинство из которых осталось в Казахстане навсегда. Один из них - завод им. Кирова. Он ведет свою историю от секретных заводов по производству торпед в украинских городах Большом Токмаке и Таганроге. С приближением немецких войск к Украине оборудование и рабочих перевезли в Махачкалу. Но не успели там даже толком обустроиться - война докатилась и до Кавказа. Через Каспий и казахстанские степи завод эвакуировали в Петропавловск и Алма-Ату. Эвакуацией руководил директор завода Федор Компанеец. Ехали почти месяц. Оборудование везли 1 800 вагонов и платформ. Вместе с машинами ехали 11 с половиной тысяч работников, спали прямо на ящиках с секретным грузом. Составы строго охранялись. Последний секретный состав прибыл в Казахстан в ноябре 1942 года.

Помещений для завода не было, поэтому алма-атинскому трамвайному парку пришлось потесниться. Цеха разместили по всему городу - в подвалах КазГУ, в алма-атинской типографии и двух кинотеатрах.После двух месяцев авральной работы завод начал выдавать торпеды для кораблей и подводных лодок.

Летом 1943 года воды Иссык-Куля, где была построена пристрелочная станция, впервые прорезало стальное тело алма-атинской торпеды. Затем добавились торпеды калибра 534 мм, донные мины и противолодочные минометы.

Когда строили завод, разрыли старое верненское кладбище. Так что это предприятие по сей день стоит на костях. Может быть, поэтому на заводе так много легенд о привидениях: ночью в пустых залах слышатся шаги, сами по себе падают гаечные ключи, а меж станков скользят белые размытые тени…

После войны алма-атинский завод им. Кирова стал одним из флагманов торпедостроения в Советском Союзе. Знающие люди утверждали, что по производственной мощности, техническому и творческому потенциалу ему не было равных в мире. Восемь тысяч работников высшей квалификации - рабочие, проектировщики, инженеры.

Примечательна история о создании торпеды 53-65К. В Союзе существовало несколько секретных НИИ и КБ, создававших ультрасовременные торпеды и мины. Но вся беда была в том, что все эти новинки были капризными, дорогими, сложными в изготовлении и ненадежными в эксплуатации. А завод им. Кирова разработал и изготовил в 1962 году кислородную турботорпеду. Она имела аппаратуру самонаведения и неконтактный взрыватель, а в эксплуатации была проста, как револьверный патрон.

Научные институты высказались категорически против этой торпеды, называя ее кустарной подделкой. Но на иссык-кульских испытаниях она заслужила восторженные отзывы морских волков. Неприхотливая, надежная, удобная в эксплуатации, самая дешевая в мире - всего 21 000 рублей. Для сравнения: электрическая российская торпеда УСЭТ-80 стоила 360 000 рублей.

Кировская торпеда стала основным оружием военно-морского флота Советского Союза. К началу 80-х годов прошлого века она составляла половину торпедного вооружения. На Северном флоте ею производилось 800 выстрелов со всех носителей: подводных лодок, кораблей и торпедных катеров. Капитан 1-го ранга Евгений Пензин как-то сказал, что лучше подготовить десяток торпед 53-65К, чем одну какую-нибудь другую.

Конечно, вся эта военная продукция была строго засекречена. В документах завод им. Кирова значился как почтовый ящик № 182. Официально считалось, что там выпускались пищевые котлы и солдатские котелки и мясорубки. Но кондукторши в трамвае орали: "Следующая остановка - торпедный завод!". Весь город знал, что выпускают на заводе им. Кирова.

Завод представлял собой мини-город, где было все необходимое: поликлиника, школа, детский сад, баня, бассейн и магазины. Возле проходной стояли первые автоматы с газированной водой, и пацаны со всей Алма-Аты прибегали попить сладкую абрикосовую газировку. Здесь же продавали пирожки с ливером и картошкой за четыре копейки. Рядом с заводом было множество лавочек, где продавцы-китайцы скупали цветной лом и продавали резинки для рогаток.

Около проходной находился неофициальный рынок, где можно было заказать какую-нибудь деталь для автомобиля или вещь, нужную в хозяйстве. Деньги здесь были не в особой чести. Лучшая валюта - бутылка водки. Несмотря на строгую охрану, советский человек всегда мог что-нибудь утащить с завода. А ученики ФЗУ изготавливали самодельные финки и даже пистолеты. Была одна такая банда в Алма-Ате, вооруженная пистолетами, собранными на заводе им. Кирова. А летом многие кировчане ездили на Иссык-Куль - там была турбаза завода. Пока жены с детьми отдыхали, мужья испытывали свои торпеды. Вообще, после запуска торпеда должна утонуть, но одну суперсекретную торпеду не нашли. Так и осталась она на дне озера.

Кроме завода им. Кирова, в Алма-Ате было множество других предприятий, выпускающих секретную военную продукцию. АЗТМ изготовлял бомбы и снаряды, «Гидромаш» - сверхсовременные ракеты "Шквал" и "Орел", завод "Эталон" - военную оптику ночного видения. А еще был "Поршень", завод № 242 и Литейно-механический завод. Кстати, прообраз знаменитого АК-47 сержант Калашников впервые собрал в железнодорожных мастерских станции Матай, где он работал, воссианавливаясь после ранения

№ 81 (17439) от 09.05.2012

Тимур БАКИЕВ, Алматы

Написано немного сумбурно - так бывает, когда информации много и ее надо поместить в весьма ограниченный объем очерка. От себя добавлю - никогда не слыхал, чтобы кто-то Кировский завод называл торпедным, тем более от кондукторши. Только Кировский! У нас все понимали, что враг не дремлет - как и наши товарищи в штатском))

Сейчас про этот завод имени Кирова и все остальные, перечисленные выше - можно говорить только в прошедшем времени. Десятки и десятки больших и маленьких городских заводов и фабрик были тупо сданы в металлолом

заводы, эвакуация, завод имени Кирова

Previous post Next post
Up