Итоги моего второго театрального сезона (2023-2024)

Sep 19, 2024 13:33

Статистика по театрам, в которых я побывал
С небольшим опозданием открываю свой третий московский театральный сезон, а стало быть, пора подвести итоги ушедшего сезона.
Во втором московском театральном сезоне я побывал в 13 театрах на 33 спектаклях.
Ниже я привёл полный список с указанием количества посещений:
"Театр на Малой Ордынке" - 10
"Театр у Никитских ворот" - 7
"Коляда-театр" - 4
"Сфера" - 2
"Театр Романа Виктюка" - 2
"Театр им. Пушкина" - 1
"Театр Вахтангова" - 1
"Ленком" - 1
"МХТ им. Чехова" - 1
"Театр им. Маяковского" - 1
"Московский детский музыкально-драматический театр" - 1
"Театр "Ante" - 1
"Театр им. Моссовета" - 1


Автор и его любимые театры.

Если сравнить с прошлым сезоном, то количество посещённых театров осталось прежним 13, а вот количество просмотренных постановок увеличилось на 10.
Всего же за два первых московских сезона я посетил 22 театра и 56 спектаклей.
Во втором сезоне я написал 20 рецензий с глубоким анализом, сопровождаемым, как говорил Н.Гоголь, "наставлениями и поучениями для юношества". Всего же в моём активе уже 36 подробных, развёрнутых рецензий в духе В.Белинского. И, в принципе, учитывая, что объём каждой из них в среднем 2500 слов, можно издавать книгу, которая будет иметь около 550 страниц, если вообще без иллюстраций, с иллюстрациями же получится двухтомник.
Увы, но так сошлись звёзды, что из моего рейтинга полностью исчез безусловный и абсолютный лидер прошлого сезона "Et Cetera" любимого мною Калягина; в почившем сезоне я не был в нём ни разу.
Зато я посетил 8 новых театров и очень прочно закрепился в полюбившихся, о чём красноречиво говорит вышеприведённая статистика "Театра на Малой Ордынке" (бывший "Театр Луны") и "Театра у Никитских ворот". Уже уверенно могу сказать, что два этих храма Мельпомены - мои любимые в Москве.
Так же в этом году я сделал ещё несколько приятных открытий. Неожиданно и весьма феерично в мою театральную жизнь ворвался совершенно уникальный, ни на что не похожий "Коляда-театр", который гастролировал в Москве в январе, и на спектакли которого в "Театральный центр на Страстном" я ходил четырежды (о чём напишу чуть ниже).
Так же большим и приятным открытием стали для меня театры "Сфера" и "Театр имени Романа Виктюка" (летом, уже после моих посещений, переименованный в "Сцену Мельников"); в обоих театрах я побывал дважды.
Теперь непосредственно о спектаклях. И будем двигаться от плохого к хорошему.

Моя персональная премия "Золотая малина"
1. В антирейтинге просмотренных спектаклей лидируют "Три сестры" А.Чехова в современном переосмыслении Константина Богомолова в "МХТ им. Чехова". Но не потому, что режиссёр "извратил" классику, как говорят в таких случаях, я-то как раз двумя руками за извращение и переосмысление чего-либо, пусть всего будет много. Мне не понравилась игра актёров. Всё было хорошо: сценография, музыка, видеопроекции, игра со светом. Но вот актеры как-то нарочито уныло, монотонно и без эмоций читали текст. Как будто они все с тяжёлого похмелья. Я понимаю, что таким образом режиссёр пытался наглядно показать безысходную провинциальную унылость. И эта унылость мне - бывшему провинциалу - хорошо знакома. Но... такой спектакль прокатит только если у режиссёра громкое имя. Поставь его Вася Пупкин после антракта безжизненность зала была бы не менее уныла, чем безжизненность на сцене.


"Три сестры" А. Чехова в переосмыслении Константина Богомолова в "МХТ им. Чехова".

2. Вторым лидером моего антирейтинга стала постановка "История лошади" по повести Л.Толстого "Холстомер" в "Театре у Никитских ворот". Я давно хотел на неё сходить, ибо много читал, что это культовый мюзикл Марка Розовского и что живёт на сцене с 1975 года и был показан даже на Бродвее. Но... тут включается механизм моего личного восприятия - я не люблю произведения о старости. Иван Бунин говорил: "Я не то, чтобы боюсь смерти, она мне отвратительна". Перефразируя его, тоже самое могу сказать о старости: "Я не то, чтобы боюсь старости, она мне отвратительна". И, представьте себе: на сцене идёт душераздирающий спектакль о старости и рядом с вами вокруг сидят бабушки со страусиными веерами, которым, может быть, посчастливилось бывать любовницами С.Есенина или В.Брюсова. И на бабушках этих тоскливо позвякивают почерневшие фамильные украшения XIX века. При этом сам спектакль безупречен и игра моих любимых актёров бесподобна. Но я - жизнелюбивый - чувствовал себя в склепе заживо погребённым. Что за страсть в русском человеке так драматизировать старость и смерть? Как говорится, итак хреново, так нет жеш - мы ещё насильно себя вгоним в депрессию. В этом же сезоне я смотрел "Любовь по Маркесу" в "Театре имени Маяковского" и там 90-летний сластолюбец Габито совокуплялся с молодыми женщинами. На этом детище Е.Перегудова некоторые актрисы полностью голые по сцене ходили. Вот, как я представляю себе нормальную старость.
Но, старость по версии Л.Толстого да ещё и интерпретации М.Розовского - не моё. Отсюда и антирейтинг у "Лошади".


"История лошади" по повести Л.Толстого "Холстомер" в "Театре у Никитских ворот".

3. Ну, и на третьем месте антирейтинга у нас постановка "Говори со мной" по одноактным пьесам любимого Теннесси Уильямса "Пятёрка теннисистам" в "Театре им. Вахтангова". К ней те же замечания, которые были к "Трём сёстрам" К.Богомолова. При неплохой сценографии и режиссуре, ужасная игра актёров. Больше скажу - на этой постановке я видел худшую игру актёров вообще. Хуже может быть только в отечественных сериалах на телеканале "Россия". И это было жутким разочарованием, так как Теннесcи Уильямс - мой любимый драматург и я всегда с особым трепетом и предвкушением иду на постановки по его произведениям.


"Говори со мной" по одноактным пьесам Теннесси Уильямса "Пятёрка теннисистам" в "Театре им. Вахтангова".

Этими ремарками и ограничусь. Развёрнутых критических разборов плохих спектаклей я не пишу по двум причинам: 1. Я не хочу обидеть режиссёров и артистов (не получилось сейчас, получится в другой раз, все мы ошибаемся). 2. Не хочу делать рекламу неудачным работам (хотя сейчас-таки сделал её). Моё правило - подробно и развёрнуто писать только о хороших спектаклях.
К хорошим и переходим. По каждой написана отдельная рецензия, сейчас же просто обобщим.

Мой персональный рейтинг лучших спектаклей
1. Ушедший сезон был шедр на открытия. И лучшим из лучших, идеально гармонирующим с моим внутренним миром, вкусами, эстетическими предпочтениями оказался мюзикл "Пляшущие человечки" по одноимённому рассказу А.Конан Дойла в "Театре у Никитских ворот". Этот спектакль открыл мой прошлый театральный сезон и ошеломил до такой степени, что теперь хожу на него при первом удобном случае. Побывал на нём уже шесть раз. Это безусловный лидер моего рейтинга.


Мюзикл "Пляшущие человечки" в "Театре у Никитских ворот".

2. Вторым ошеломительным открытием стал не столько какой-то один спектакль, сколько "Коляда-театр" в целом. Живёт сие чудо в г. Екатеринбурге, управляется неповторимым в своём роде режиссёром Николаем Колядой, которого с недавних пор безумно люблю. За тот месяц, который театр был на гастролях в Москве, я посмотрел четыре постановки. Все по пьесам Теннесси Уильямса. Они все мне безумно понравились. И мне трудно сейчас для рейтинга выделить одну их них. Ну, пусть, абсолютно рандомно, это будет "Стеклянный зверинец".


"Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса в "Коляда-театре". Фото Глеб Махнев.

3. Третье место занимает постановка Владимира Бельдияна "Дорога перемен" по одноимённой книге Р.Йейтса в "Театре им. Пушкина". Я посмотрел её полгода назад, но до сих пор под впечатлением. По эмоциональности и надрыву эта драма сопоставима с "Трамваем желания" Т. Уильямса. Я не могу отделаться от воспоминаний, от переживаний. Они преследуют меня. И единственный способ справиться с ними - пойти на эту постановку и испытать катарсис ещё раз. Что я и сделаю уже через несколько дней 28 сентября.



Эйприл и Фрэнк Уилеры в исполнении Анастасии Паниной и Владимира Жеребцова. Супруги на сцене и в жизни. Спектакль "Дорога перемен" в "Театре им. Пушкина".

Этот рейтинг можно было бы продолжить, потому что все просмотренные спектакли я стараюсь осмыслить, присвоить им какое-то призовое место. Но ограничимся стандартным трёхместным пьедесталом. Просто отмечу спектакли "Эдит Пиаф: Гимн любви" в "Театре на М.Ордынке", который я открыл для себя ещё в прошлом сезоне и на котором был в этом сезоне дважды; "Мурли" и "Почему спешат часы" с Еленой Еловой в "Сфере"; "Баба шанель" Н. Коляды в постановке Натали Когут в "Театре на М.Ордынке"; необычные и временами сюрреалистичные спектакли "Царь-девица" и "Баня" в "Театре Романа Виктюка". Обо всех я написал довольно подробно. Некоторые, о которых не упомянул сейчас, но написал ранее, просто не вошли в строго регламентированный формат этой статьи. В целом же сезон был отличный и разочарований было намного меньше, чем ярких и запоминающихся открытий.
Каким будет мой очередной московский театральный сезон покажет время.

P.S. Для представителей театров напомню, что я всегда готов к сотрудничеству и всегда рад этому. Бесплатно напишу развёрнутую рецензию о постановках ваших театров в обмен на пригласительный билет (иногда два билета). Связь со мной в личку ВК: https://vk.com/shamanovmoscow

театр

Previous post Next post
Up