У меня накопилось много заметок, так что будет несколько постов :) Первый пошел!
Аэропорт Схипхол больше, чем многие голландские города. Он построен на искусственной насыпи - раньше это было место кораблекрушений. Поражает, что там всё максимально автоматизировано. Сам чекинишься на рейс, сам распечатываешь багажную ленту, сам отправляешь свой багаж "в неизвестность" :)
В Голландии есть еще один аэропорт - намного меньше Схипхола, где-то между Гаагой и Роттердамом. Оттуда летают в основном сами голландцы на всякие бизнес-встречи.
В автобусах - эл. табло с расписанием и временем прибытия на ту или иную остановку. В трех разных местах установлены камеры и эти кадры последовательно транслируются на этом же табло. Хороший метод против краж - всё и все на виду.
На остановках тоже есть табло с временем прибытия следующего автобуса.
В Хаарлеме у службы гор. транспорта есть свое моб. приложение :) там можно узнать маршруты и расписание.
В стране есть есть моб. приложение для туристов, я не тестила, но говорят, крутое: фотографируешь достопримечательность и тебе выводится о нем инфа в нескучном виде.
В рейсовых автобусах, например, следующих в Схипхол - на экранах транслируется расписание поездов, которые уходят в ближайшее время. Т.е. удобно спланировать дальнейшее перемещение.
Для удобства есть OV chipkaart - с ней чуточку дешевле ездить в общественном транспорте. При входе в автобус нужно зачекиниться, при выходе - обязательно чек-аут, иначе автоматически спишется большая часть средств.
Вообще автобусы в Голландии очень шустрые и маневренные. И во многих автобусах в спец. местах лежат свежие бесплатные газеты. Впрочем, в поездах (sprinter) тоже.
В Одессе я часто еду с работы домой около часа, в Голландии меня до сих пор удивляет, что за 15 минут можно доехать в другой город :) правда, это до ближайших. но за полтора часа, наверное, можно доехать в другой конец страны.
Вокзал в Хаарлеме в стиле арт-деко считается самым красивым в Голландии. И он действительно очень красивый и уютный.
В Амстердаме вокзал интересен тем, что поезда проходят как бы мимо - останавливаясь, конечно, но без конечных и кольцевых. Территория вокзала, кстати, тоже искусственный остров.
Метро Амстердама не впечатлило. Вообще по ошибке туда попала и проехала одну остановку :) Мне нравится, что вокзалы в голландских городах находятся в центре и оттуда удобно гулять пешком, т.е. общественным транспортом пользуешься в совсем крайних случаях.
Поезда - двухэтажные, 1-го и 2-го класса. Билеты, купленные через кассу, обходятся чуть дороже, чем через автомат. Можно оплатить и через карту OV, но на ней должен быть запас в ~15 евро. По дефолту дают билеты 2-го класса. По правде, они ничем с виду не отличаются - разве что цветом чехлов на сидениях (красные - в 1-м, синие - во 2-м) и количеством сидений. 1-й класс почти всегда пустует.
В поездах есть специальные места для проезда инвалидов и провоза велосипедов. Еще есть урны, круто вписанные в столик. Незаметно, практично и эстетично.
Конечно, в поездах есть интернетик :)
Билеты проверяют примерно в 70% случаев. Если вы купили билет, но никуда не ездили - вернуть, чтобы выручить деньги, невозможно именно по этой причине.
Сложилось впечатление, что контроллеры - жизнерадостны и добродушны :) (контрастненько с украинскими!) легко переходят на английский, видя, что вы не понимаете голландский.
Проверив билет, контроллер в поезде говорит девушке, которая вяжет что-то из ярких ниток:
- О, дорогая, вы вяжете мне шарф! Это так мило!
Все улыбаются, он уходит. Простой ненавязчивый юмор.
В Гааге в трамваях объявляют остановки и затем следом другой голос называет находящиеся рядом достопримечательности.
Во всех городах - впечатляющие масштабами велосипедные парковки.
В Роттердаме меня поразила 11-этажная автомобильная парковка. Мы съезжали вниз, наверное, минут 5. Еще удивило, что оператор работала 31-го декабря в ночь и дала довольно четкие инструкции (правда, на голландском, так что я ниче не поняла, но впечатлилась).
"Тебе выгоднее ездить из Хаарлема в Амстердам на автобусе. На поезде одна поездка обойдется в 3.80 евро, а на автобусе - в 3.77 евро". Вот она хваленая бережливость и экономия в 3 евроцента, - подумала я. Но на самом деле Карин была права: от ее дома до вокзала Хаарлема нужно ехать на автобусе, проезд в котором стоит 2 евро (если оплачивать не по OV-карте).
Каждый пассажир здоровается с водителем автобуса, а при выходе прощается. И водитель отвечает, даже если выходят через дальнюю дверь.
На второй день ошиблась и села в автобус, следующий в противоположном направлении. По сути сделала круг вокруг дома. Выходя, попрощалась с водителем, но через минутку заглядываю снова и спрашиваю, едет ли он в центр. Да-да, поехали, - говорит. Слово за слово и он устроил мне экскурсию по Хаарлему - рассказывал, что находится по пути следования. Плату за проезд во второй раз, естественно, не взял.
По всей стране очень много впечатляющих арт_объектов - на улицах, над каналами и даже в полях. Видела интересные штуки по дороге из Схипхола в Хаарлем, но было не с руки выходить на остановках и идти с вещами, фотографировать эти красоты. И я уже не говорю про мельницы барашков, цапель и прочих птиц-зверей.
В маленьких городах даже незнакомые люди приветствуют друг друга на остановках. Мне нравится, как звучит "Хуе морхе!" :)
Средних лет мужчина заходит в автобус и, чтобы освободить руки и достать портмоне, ставит на столик к водителю игрушку - большого несуразного пони, который стоит на задних лапах. Водитель: - "О, мне нравится, оставляйте его мне и проходите! :) Все улыбаются, мужчина рассчитывается, забирает игрушку и проходит в салон.
В Роттердаме есть просто охренительное водное скоростное такси. 5 минут и вы оказываетесь в порту или в другом конце города. Экстремальненько, но с комфортом.
Конечно, в Амстердаме стоит покататься на прогулочном катере. Много вариантов: с ужином, при свечах, проезжая все инсталляции фестиваля огней, с музыкой и т.д. Красотища и очень романтично. Русский гид начитан очень уж театрально :)
Над автобанами тоже есть эл. табло. В новогоднюю ночь там были поздравления.
Голландцы перемещаются на великах, причем с покупками, говоря по телефону, держа на поводке собаку... они кажутся столь же крутыми, как адепты агни-йоги :) Пожилые и инвалиды ездят на специально оборудованных мотороллерах. Еще есть электромобили, конечно.
Самые богатые ездят на миникуперах и старых ситроенах.
Конечно, в общественном транспорте (метро, поезда, автобусы, трамваи, катеры) нет никакой рекламы.
Posted via
LiveJournal app for iPad.