Опыт сравнения культурного кода :)
Значицца так... Решил я тут намедни освежить свои познания в английском языке и решил прочесть что-нибудь этакое в оригинале. А тут как раз литсенсация подоспела - некая аглицкая баба Сандра Ньюман накатала «феминистический параквел» к роману Джорджа Оруэлла «1984» - за что была
всячески расхвалена критиками... Которые, как я подозреваю, роман толком не прочитали. Ну да это чуть позже.
Сначала о самом английском тексте - к немалому моему удивлению его оказалось довольно просто найти в сети. Копиразмом авторка не страдает - так что
скачать его можно тут (если только зайти через VPN, желательно с английского ай-пи).
В общем, используя старые познания в аглицком и помощь гугль-переводчика я за пару недель рОман осилил - и изрядно удивился «феминизму» миссис Ньюман.
Дело в том, что если в оригинальном «1984» Джулия Уортинг (фамилию ей придумала авторка) выглядела просто блудливой козой, погоревшей на том, что ее очередной ебарь оказался с идеями, то в «феминистической версии» сия дама выглядит мразью просто запредельной.
Начнем с биографии товарища Джулии, которая ни в какие ворота не лезет. По роману ей лет 26-27 - то есть родилась она где-то в 1957-58 гг. в семье профи-революсьонеров, вскоре сосланных в провинцию за какие-то уклоны. Это при том, что год революции ей одна из экс-лидерок Внутренней партии Диана Уинтерс называет совершенно определенно - 1951 :
“No, I love this Party more than any of them. And, God help me, I love Big Brother. I love him as I did in ’51, when we drove down from Oxford in Rutherford’s Anglia to man the barricades together. I’ve been in a bloody gun battle with him, with nothing but a single Enfield rifle between us".
"Нет, я люблю эту партию больше, чем любую из них. И, помоги мне Бог, я люблю Большого Брата. Я люблю его так же, как в 51-м, когда мы приехали из Оксфорда в Резерфордовскую Англию, чтобы вместе строить баррикады. Я участвовал с ним в кровавой перестрелке, и у нас не было ничего, кроме одной винтовки Энфилда на двоих".
То есть помнить что-то внятное она может только о событиях начиная с года примерно 1962-63, не раньше.
И что же она помнит? Бесконечные разговоры ссыльных «политиков», прозванных местными жителями «сапогами», потом закручивание гаек и сожжение «мыслепреступных книг», переезд в «полуавтономную зону» (что-то вроде колонии-поселения), первую платоническую влюбленность в летчика в 12 лет (то есть где-то в 1970 году?), нарастающий голод и первый секс с голодухи с партийным чиновиком в 14 лет (то есть в 1972).
Это вообще-то уже очень странно- в оруэлл
овском 1984 году телекраны вещают о перевыполнении ДЕВЯТОГО трехлетнего плана - то есть начало ПЕРВОЙ трехлетки приходится где-то на 1967-68 год. И если в голод середины 50-х (вызванный ядерной войной и общей дезорганизацией жизни) поверить можно, то в людоедство на этой почве в 70-х уже поверить трудно).
Ну да ладно, не будем придираться. Факт в том, что Джулия происходит из семьи революсьонеров, ее папца повесили за то, что писал письма Большому Брату о неправильности партийной линии, а маман загнали в «полуавтономную зону», где та постепенно доходит от тяжелой работы... Но как же тогда Джулия при этаких вводных попала в партию и поселилась в Лондоне? А очень просто - сдала в 1973 году мамульку полиции мыслей (хотя бы даже и следуя ее инструкциям), за что и получила медальку «Герой социалистической семьи» и направление на учебу в политехнический институт (хотя, скорее, техникум) откуда вышла специалисткой по обслуживанию машины-верификатора, получила вид на жительство в Лондоне, койку в общаге и место работы в МиниПравды. Тут, кстати, опять напряг с логикой - работает Джулия в Миниправде к 1984 году уже 7 лет (то есть с 1977), маму она сдала то ли в 15, то ли в 16 лет... (то есть в 1973-74)... Но как она чему-то научилась даже в техникуме, если в зоновской школе все учение сводилось к заучиванию наизусть «27 принципов ангсоца» и «100 мыслей Большого Брата»? Но это опять так... мелочь.
Сдать полиции мыслей родную мать - это уже мерзость запредельная... Но не последняя.
Главное в другом - Джулия, будучи девушкой практической, во-первых подрабатывает на стоороне мелкими ремонтами в домах партийцев, а на вырученные деньги покупает всякую полезную мелочь, которую потом перепродает или обменивает на что-то полезное... и еще периодически трахается с Саймом (который специально прикидывается оголтело-правоверным, чтобы поприкалываться над «занудой» Уинстоном Смитом). Это все нормально, но однажды она получает заказ на ремонт от ... О'Брайена и тот ее вербует простым и незатейливым способом - мол нам все известно про то твою торговлю на черном рынке и потрахушки на строне, но это не важно, важно, что ты правильная представительница новой расы, которой принадлежит будущее Океании:
"Правда! Как террористы любят это слово! Сначала они мечтают отдать за это жизнь - так начинается болезнь. Конечно, на данный момент это остается фантазией. Наш начинающий террорист и не думает по-настоящему жертвовать собой. Фактически он, как и прежде, ходит на работу, выполняет свою работу и выглядит, как все.
«Но вскоре истина потребует крови других. Именно на этом этапе мечты превращаются в действия. Террорист стремится найти себе подобных. Собравшись в камере, любители правды не успокоятся, пока не выпьют свою кровь. Они будут совершать диверсии, которые приведут к гибели сотен невинных людей. Они предадут свою страну вражеским силам, приведут враждебные армии в свои города, чтобы губить, убивать и насиловать. Они также будут совершать любые мелкие преступления - обманывать, подделывать документы, шантажировать, развращать умы детей, распространять наркотики, вызывающие привыкание, поощрять проституцию, распространять венерические заболевания - все, чтобы навредить тем людям, которых они считают препятствиями на пути к истине. Если плеснуть кислоту в лицо ребенка может каким-то образом послужить делу истины, то любитель истины с радостью это сделает.
«Они ненавидят двоемыслие - так они говорят. Но они с готовностью лгут ради правды. Фактически, любитель истины примет ложную личность и проживет в ней всю свою жизнь, даже женясь и становясь отцом детей, которым он никогда не говорит правдивого слова - и все это в надежде когда-нибудь убить их за правду.
«Все это может показаться вам невероятным, но брат Гольдштейн будет открыто хвастаться этими намерениями. Что такое истина? Это кислота в глазах ребенка. Это отец, который замышляет убить свою семью. Это все злодеяния евразийской орды, донесенные до наших порогов».
Он сделал паузу и спросил: «Вам это кажется невероятным?»
- Я полагаю, - осторожно сказала она. «Я не понимаю, зачем кому-то желать таких вещей».
Он кивнул, одобряя ее откровенность. «Со временем вы услышите, как приверженец истины подтвердит это из своих уст. Тогда вы сами сможете судить, что им движет. А пока скажем, что это безумие. Мы изучили эту болезнь и теперь можем обнаружить ее на ранних стадиях. Мы знаем, что малейший изъян такого рода ведет к безумию, влекущему за собой убийство.
- Вы не думаете, что у меня нет этой болезни?
И снова оба мужчины тепло рассмеялись.
О'Брайен сказал: «Нет. У вас иммунитет. Именно поэтому вы так ценны для нас. Вы доказательство против всякого безумия. Вы можете спокойно совершать преступления удовольствия - для вас они даже здоровы. Это признак Homo Oceanicus. Со временем все люди будут такими. Уже сейчас все члены Внутренней партии могут похвастаться этим иммунитетом. Но, конечно, со временем и ты станешь членом Внутренней партии».
То есть Джулия должна стать просто шлюхой-шпионкой и чтбы «научиться ненавидеть» трахаться в лавке мистера Чаррингтона (он жу Уикс) со всеми мужиками в отделе документации - от Парсонса до Амплфорта. За всеми будут следить, все будут фиксировать - а за эту работу Джулию потом примут во Внутреннюю Партию. И Джулия работает - старательно трахается, уговаривает правоверного дурака Парсонса произносит «Долой Большого Брата» чтобы подольше не кончать, внимает Амплфорту, который ее не трахает, а только читает старые стихи ... Один только Сайм понимает, что к чему и сбегает куда-то ... А потом Джулия соображает, что может забеременеть и на всякий случай идет в партийную клинику, где ей делают искусственное оплодотврение (спермой Большого Брата, разумеется), дают значок «Большое Будущее» и вносят в список дающий право на всякие плюшки, когда беременность подтверждается.
Феминизм высшей пробы, что и говорить...
Ну а дальше известно что: дьявол платит черепками. Арестовывают Джулию не понарошку, а в натуре, ломают при аресте руку, выдергивают ногти, прижигают сигаретами, пытают током... а прежде чем попасть в комнату 101 она встречается со старой партийкой Дианой Уинтерс, которая ей объясняет, что Билл О'Брайен просто выполняет заказ руководства Миниправды, которое ради экономии решило сократить сократить отдел документации (кстати - в этой конторе уже есть два пустых этажа...).
Правда в комнате 101 Джулия проявляет редкостную находчивость: когда к ее лицу приставляют клетку с крысами, она высовывает язык, крыса в него впивается, а она язык втягивает и раскусывает крысе череп, после чего другие крысы начинают пожирать крысу уже дохлую.
То есть Джулия всех обманула, всех сдала, всех предала, ничего взамен не получила... Зато научилась ненавидеть ... Большого Брата. Это он виноват, что она всех предала и убила родную мать, он негодяй-стрючконосец ее заставил, а она сама ни ф чем не уиноватая...
Образец мышления для феминисток всех времен и народов, да-с...
Ну и да - заканчивается рОман самым пошлым образом: в стране происходит восстание, Большого Брата свергают и Джулия просит на него посмотреть вживую - он оказывается дряхлым стариком, который и так скоро сам помрет.
Ну что тут скажешь... Хэппи-энд как часть культурного кода...