Татарские мурзы Башкирии

Mar 10, 2011 10:26

Подавляющая часть так называемых татарских мурз, проживающие на территории Башкирии  являлись  потомками  тех, чьи предки в начале 18 века переселились в эти края  из Пензенской Тамбовской, Рязанской губерний.

Когда ханский престол занял православный царь всея Руси, предки многих из них в начале 16 века добровольно влились в состав титулованной династии русского государства. Объясняя свое происхождение, они писали:- «В древние времена рода нашего предки, служилые мурзы и татары от усердия своего и желания входили в Высокославную Российскую империю и Золотой Орды». С переходом на службу в Московское государство из ханских услуг он превратились в «государевых служилых людей». По данным Л.Н.  Петрова среди инородческих князей, известных своею службою московским государям в конце 17 века значится такие фамилии:- Бахтиозины, Бигловы, Давлеткильдиевы, Дивеевы, Енайдоровы, Енбарисовы, Енгалычевы, Еникеевы, Замановы, Ишеевы, Кейкуватовы, Кикичевы, Кашаевы, Кулунчаковы, Мансуровы, Кутыеы, Мамаевы, Маматкозины, Мансыревы, Мамины, Мамлеевы, Муратовы, Мустафины, Тенишевы, Урусовы, Шахаевы, Шейдяковы, Юсуповы и многие другие. (Л,Н,Петров История родов российского дворянства С. Петербург  1886 г. том 1, стр.374-375).

В 16 и в первой половине 17 в. Многие мурзы и князья играли большую роль в социально-политической жизни  Московского государства, пользовались большим почетом при дворе русских государей. Московское правительство на первых порах ни в чем не ограничивало татарских мурз, они занимали то же положение, которые занимали в эпохи самостоятельности. Выдвигались на большие должности. Например, воеводами были в Кадомском уезде князь И.С Кугушев, Темниковском уезде князь  Девлеткильдиев, Курмышском  уезде князь  Мустафин. Как отмечают исследователи, в очень короткое время в самой России создаются большой и сильный класс богатых татарских князей и мурз. Как пишет С. Х . Алишев- «В Темниковском  уезде в 1612 г. из 451 помещика большинство составляли татары, а в конце 17 века, несмотря на большие перемещения в другие места, почти 600 из 647 были татарскими мурзами и князьями».

К сожалению, в конце 17 и в начале 18 в. отношение Московского  государство к татарским мурзам резко меняется. Принимаются меры по сужению социального статуса мурз-мусульман. Издаются ряд указов об их принудительной христианизации. Для сохранения своего положения и статуса некоторые мурзы были вынуждены креститься. Сред них были представителей князей Акчуриных, Богдановых,  Енгалычевых, Еникеевых, Кугушевых, Кудашевых, Кашаевых, Мамлеевых, Мансыревых и других. Потомки крещеных   мурз  ассимилировались в русской  среде и стали этническими русскими с татарскими предками.

Но большинство мурзы были люди крепкой нравственной закалки, они не хотели менять  религию  своих предков, за что были лишены дворянского звания. Пожалованные мурзам, князьям за ратные подвиги земли, поместий и вотчины были отобраны, сами они были положены в подушный оклад. Многие мурзы и князья вынуждены были оставлять свои обжитые места, и переселятся в другие места. По данным переписи 1747 г. ( 2 ревизия ЦГАДА, Фонд 350, Опись 2, дело  3562) темникоские мурзы появились на территории Башкирии в начале 18 века. Как указано в материалах этой ревизии в 1745 г.из села Рождественской Ковыляи, где проживали мурзы Богдановы, Кашаевы, Абдуловы убыли в разные места 27 душ мурзы. А из села Дашкина за этот период убыли 55 душ мурзы, из деревни Черной, где проживал мурза Хансювар Еникеев убыли мурзы 25 душ. Переселение татарских мурз на башкирские земли продолжалось до начало 19 века. Селились они компактно, обустраивались, возводили мечети, открывали медресе, школы, обучали башкир грамоте, снабжали их религиозными и светскими книгами, общались, роднились с коренными народами в быту, в обычаях, традициях, обменивались невестами, справляли совместные свадьбы. Они сумели завоевать уважение и доверие местных жителей за религиозность, за здоровый образ жизни, образованность. Многие из них хорошо знали восточную грамоту.

Татарские мурзы и их потомки внесли большой вклад в дело духовно-нравственного просвещения мусульман края. Из их среды вышли немало известных духовных деятелей своего времени в сане имамхатибов, настоятелей медресе, имамов, ахунов  и муфтия. Например, в течение двадцати лет (1865-1885 гг.) был главой Духовного собрания  России Салимгарай мурза Тевкелев. В долгие годы настоятелем Стерлибашевского медресе был выходец из мурзинского рода Гадельша хазрат Богданов, в конце 19 века имамом-мударисом Оренбургской городской казенной мечети был Загидулла мурза Кашаев. Известные татарские предприниматели-меценаты Рамиевы тоже были из мурзинского рода. А ведь сколько они открыли мечети и школ, где учились дети мусульман, в последствии которые стали известными людьми в крае. Из среды татарских мурз вышли многие  знаменитые в Башкортостане и стране люди-крупные  ученые с мировым именем, известные врачи, народные артисты, писатели, заслуженные художники, журналисты, крупные военачальники и хозяйственники.

Хотел бы сказать и том, что мурзы, проживающие, в Башкирии не были однородно. В их среде наблюдалась сильная дифференциация. Среди них были и состоятельные люди. Но основная часть их  жила очень скромно, кормилась и одевалась за счет личного хозяйства.

Отвечая тем, кто утверждает, что мурзы веками высасывали кровь башкир, тем, кто пытается поссорить татар с башкирами хочу, сказать, что за годы совместного проживание наших народов произошло гармоничное соединение и взаимообогащение культур кочевого и оседлого народа. Наши  колыбели стояли рядом. Под колыбельные песни башкирской матери засыпал и татарский ребенок. Татары любят Акмуллу  точно также, как и башкиры. Наши народы сватались, роднились, выдавая замуж друг друга, своих дочерей. Могилы наших отцов расположены очень близко друг от друга. Наши родственные связи полностью переплетались. Наши народы невозможно отделить друг от друга.

Шакур Кашаев



Previous post Next post
Up