(no subject)

Dec 30, 2010 14:52



РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ
Родная деревня! Как много она значит для каждого из нас. Где бы мы не были, какие бы шикарные места не забросила нас судьба, но родная сторона, пусть не яркая, но такая близкая и понятная сердцу. Здесь я родился, здесь прошли мои детские и юношеские годы. Здесь живут мои близкие и родные. Я давно уехал из родных мест, но сердце мое всегда там. Недавно побывал в родных местах и встретился со многими друзьями и знакомыми. Среди них люди разных национальностей. Живут они дружно. Вспомнили свои юношские годы.
Деревня, в которой я родился, называется Акбулат. Расположена она на юге республики Башкортостана у речки Беркутле входит в состав Федоровского района. Раньше ее называли деревни служилых татар. Мне захотелось узнать, почему ее так называли. Изучая архивные материалы, я выяснил, оказывается, наша деревня Акбулат была, основана переселенцами- мурзами и служилыми татарами из Пензенской и Тамбовской губерний.
Из сохранившихся до наших дней архивных документов видно, что предки наши в 1755 году купили землю у башкир в Аманатских вершинах на реке Аменяки Бугульминской округи..Обосновавшись в этих местах, прожили они здесь более двадцати лет. За эти годы ими здесь были основаны деревни Абдуллина, Абдулова. Мансуркина. Казбулат мурза Кашвев покупают землю по речке Ашкадар, при устье реки Беркутле. А его сын Валиша мурза Кашаев остается жить в деревне Абдулова. В этой же деревне жил мулла Абдулла, сын муллы Гадельши.
В 1779 году мурза Валиша Кашаев, Гаделшин сын мулла Абдулла, служилые татары Акбулат Сулейманов, Тимак Такташев и другие продают деревню Абдулова заводчику Тимашеву и вместе с князьями Надыршо, Кадеряком Акчуриным, Заитом Дашкиным, проживающими в деревне Абдуллина и другими покупают землю у башкир в тех местах, где была поселена деревня Казбулатова. Как сказано в официальном документе, купленная земля состояла «по речке Ашкадар, при устье реки «Беркутле (где поселена деревня Казбулатова) в следующих межах: начав сверху от межи учбуляковских татар по течению помянутой речки Ашкадар правую сторону до идучи по Балыклинской дороге сыртами до учбулякских рубежей до вершины курги-елги». Вместе с ними на новое место переехало 175 человек. Среди них служилые татары Абдулов Загид, Сулейманов Акбулат, Бакиев Абсалям, Бирмилев Бикбай, Такташев Яфар и другие. Приехав в эти места, переселенцы поселились по разным местам. Например, князья Акчурины Надыршо, Умряк и мурза Валиша Кашаев обосновались в деревне Казбулатова (Алеева), мулла Гадельша со своим сыном Абдулла в селе Стерлибашева, князья Дашкины в деревне Яушева, служилые татары в деревне Юрматы.
Первыми поселенцами деревни Акбулат были служилые татары Бирмилевы и мурзы Мансыревы. По данным пятой ревизии в 1795 году деревня состояла их 7 дворов, где проживало 57 человек. В это время здесь проживали со своими семьями Бикбай Бирмилев, Яхъя Бирмилев, Рахман Бирмилев, Ялчи Мансырев.
В начале ХХ века начался второй этап активного переселения русских государственных крестьян из центрально-черноземных и других губерний в Оренбургскую губернию. Переселение проходило трудно. Местные власти своевременно не успевали отводить им участки и поэтому переселенцы вынуждены были, подыскивать себя земли, некоторые обманным путем захватывали земли наших предков. В 1840 годах Акчурины, Кашаевы, проживающие в деревне Казбулатова (Алеева) и другие были, вынуждены, из своих земель переселится в деревню Акбулатова.
Поселившись в новые места, предки начали новую жизнь, положив начало новой истории своих родов. Они заново начали обстраиваться, строили дома, создавали хозяйства, занимались крестьянским делом. Словом, как и все жители этого края, они жили, продолжали свой род, умножали своих могил. Жизнь на новом месте постепенно стабилизировалась, росли семьи, крепли хозяйства. В 1870 году деревня представляла из себя 34 дворное поселение из 196 жителей. В течение следующего века эти цифры изменились. В 1920 году деревня состояла из 88 дворов с 452 жителями. Предки общались с коренным народом в быту, в обычаях, традициях, обменивались невестами, справляли совместные свадьбы. Жители деревня Акбулат связывало родство с населением деревень Каралачик, Атячева, Балыклы, Балыклы-Баш, Юрматы, Сухой-Изяк, Ижбуляк и другими. Живя в окружении с башкирами и смешиваясь с ними, жители деревни проявляли и проявляют бережное отношение к их национальным чувствам, сохранили почти в неприкосновенности родной язык, обычаи предков и главное истинное татарское самосознание.
Неизменным средством, которое объединяло наших предков в радости и печали, была религия. Она позволила сохранить и пронести через столетия многие ценности татарской культуры и традиции, в которой нравы и обычаи теснейшим образом связаны с религией. Они аккуратно совершали намаз, держали пост-уразу, чтили адат как истинные мусульмане. По архивным данным в 1847 году в деревне Акбулат указным муллой был Билкай- сын Бикбая Байрашева., первого назначеннего духовного лица в деревне. В начале ХХ века в деревне был построен новый красивый мечеть. Недавно только узнал, что спонсорами строительства мечети были выходцы из наше деревни, Оренбургской купцы Кашаевы. В 1937 году мечеть была закрыта, как объект религиозного культа, само здание превратили клуб.
Начало 20 века. Эти были годы надежд и разочарований, находок и потерь. Век этот был настолько богат событиями и настолько они разнообразны, что их однозначной оценки нет. Первая мировая война, затем революция и гражданская война. Это было трудное время-1921 год. Продразверстка. Все что было, в амбарах забрали, подчистую. В эти годы стояла засуха, Начался голод, который привел к трагическим последствиям. Голод свалил и нашу деревню. Умер с голода и мой прадед Мурза-Гали Кашаев. После этих потрясений жители деревни остались без коров и лошадей. Это повлекло за собой неимоверные трудности в обработке земли и ведении приусадебных хозяйств.
В 1930 годы, как и по все стране в наших краях широко развернулась работа по коллективизации единоличных крестьянских хозяйств. В марте 1930 года в нашей деревне был образован колхоз. Назвали его «Беркутле». Имелось 24 лошади с молодняком, 6 плугов, 2 конных сошниковых сеялки. Председателем был избран Шакир Кашаев. В 1931 году эти 16 дворов объединились с колхозом «Учкун» (дер. Каралачик) и стали четвертой бригадой хозяйства. Зимой 1931-1932 г.г. из оставшихся 46 единоличных хозяйств в деревне Акбулат организовался колхоз «Яшь куч», председателем стал Загидулла Бакиев. Затем переименовали в «Актив»
В 1932 году в районе появились трактора. Для население это было большое событие. Старожилы помнили, как вокруг них собирались люди. Внимательно осматривали, каждому хотелось погладить руками бока стального коня. Большую помощь колхозу стала оказывать Федоровская МТС. В деревне появились люди новых профессий: трактористы, комбайнёры, полеводы, агротехники. Первыми трактористами в деревне Акбулат были Латып Биткулов, Сибгат Абдулов, Хабир Имангулов, первые доярки Гатифа Бакиева, Райхана Насырова.
Колхозы еще не успели окрепнуть, началась Великая Отечественная война. Все мужчины, способные держать в руках оружие ушли на фронт. В годы войны всю непосильную ношу несли на своих плечах женщины, престарелой старики и подростки. Сколько поломанных судеб принесла война. Практически все семьи потеряли свои кормильцев: матери сыновей, жены мужей, дети отцов своих. Многие вернулись инвалидами. А после войны? Кто поднимал колхоз? Кто пахал, сеял, убирал, разводил скот. По- прежнему, все нелегкую работу на земле колхоза выполняли женщины и подростки.
В 1950 году в стране началось укрупнение колхозов. 20 февраля 1951 года колхоз «Актив» присоединился к колхозу «Хрущеву» (мордовское село Федоровка). Председателем избрали Барышникова Николая Ивановича. В 1952 году его заменил Константин Леонтьевич Максимов, работавший секретарем райкома партии. Шли годы. Колхоз жил, падая и поднимаясь. Менялись руководителей. С 1959 года колхоз стал именоваться колхозом «Заря», с 1965 года имени «23 партсъезда». В 1964 году председателем колхоза был избран Загир Закирович Каримов. Он много сделал, чтобы колхоз стал крупным индустриальным хозяйством. Были построены свинотоварный комплекс, откормочная площадка на тысячи голов крупного рогатого скота, комбикормовый завод. При нем, в нашей деревне Акбулат появились медицинский пункт, восьмилетняя школа, современный клуб и детский сад.
8 марта 1990 году колхоз им ХХ111 партсъезда отметил свое 60 летие. Для тружеников колхоза это было большой праздник. Люди вспоминали, как жили труженики сел до создания колхозов, какие изменения произошли в годы, когда они были созданы. На колхозном празднике много теплых слов было сказано в адрес ветеранов колхоза. Многие из них были награждены орденами и медалями. Вот их имена: Ахат Кашаев, Машруфа Мустафина, Халиулла Нигматуллин, Ахмат и Хадича Бикбаевы. В колхозе работали и многие другие известные в районе хлеборобы и животноводы. Среди них лучшая доярка Асия Кашаева, которая из года в год получала до трех тысяч килограммов молока от коровы, Гульнур и Кашафетдин Насыровы, Хамит и Таския Юсуповы, Щакур и Мунира Акчурины, Насыбулла и Хадича Вахитовы, Маува Бакиева, Фариза Имангулова, Шамсия Сайфуллина, Бибикамал Насырова, Наиля Имангулова и другие. Работали мои земляки в одном колхозе с мордовскими крестьянами, жили и живут дружно, уважая традиции и религию, друг друга.
Проходят годы, уходят историю события. Остаются лишь имена фамилии. Уже ушли в истории дела наших дедов, бабушек и наших родителей. Сейчас в деревне добротные бревенчатые дома под шиферной и железной крышей. В последние годы появились и кирпичные дома на высоких цементированных фундаментах. В каждом доме водопровод и газовое отопление. Когда бываю в деревне с большой радостью вхожу в дом сестры Асии Кашаевой. В чисто прибранной цветами комнате светло, уютно, современная мебель.
Меня особенно радует то, что в деревне можно еще услышать старинные народные песни и веселые частушки. Их поют в основном, кому сегодня 60 и более лет. В одной из поездок в деревню, я ходил по домам и записывал на диктофон много старинных песен в исполнении моими земляками.. Слушая народную песню, осознаешь, как она богата, щедра, искренна чиста. Ведь действительно народные песни отражали и хранили в памяти поколений историю наших народов. Хотя я живу далеко от Татарстана, но постоянно смотрю ТНВ. Особенно мне нравится передача «Жырлыйк але». Мне хочется выразить благодарность авторам этой передачи, за то, что они стремятся сохранить татарские народные песни.
Земляки мои хозяйство содержат в хорошем состоянии, не потеряли любовь к труду. Мужчины умеют все: и строить и чинить технику, пахать и сеять, ухаживать за животными. Сегодня многие семьи держать по две-три коровы. У некоторых даже есть лошади. Разводят домашних птиц- кур, гусей, уток и идеек.. Все это я пишу о тех, кому уже шестьдесят и более.. Сегодня абсолютное большинство жители деревни пенсионеры. На свои средства, своими руками земляки в деревне построили новую мечеть. В нынешнее время имамом мечети является Салахетдин Имангулов, коренной житель деревни. Он исполняет свои обязанности с 1998 года, когда была построена мечеть. С. Иманкулов является уважаемым в деревне человеком. Хорошо читает Коран. Сейчас в деревне более 100 дворов. По пятницам на молитву обычно ходят человек 15. На Курбан-байрам собирается много народа.
Сейчас моя деревня, как и многие селы страны переживает не лучшие времена. Все, что было построены руками колхозников распроданы. Сегодня ничто не напоминает, что здесь, когда то кипела жизнь, люди пахали землю, растили дети. Работы для молодых не стало. Они в деревне не остаются, поисках заработка уезжают в города. Культурная жизнь затихла. Единственное цементирующее деревни школа. Она является сегодня образовательным, культурным и социальным центром. Клуб и библиотека закрыты. По словам сельчан их, закрыли пожарники. Похоже, что в ближайшее время будет закрыта и школа. Дело в том, что в деревне с каждым годом уменьшается число детей.
Мне, как и моим друзьям, хочется, чтобы деревня наша не исчезла. Ее могут и должны спасти те дети, которые учатся сейчас в школе. Сегодня нужны в деревне молодые, сильные, работящие люди. Именно от них зависит будущее нашего государства. Я надеюсь, в будущем у моей деревни Акбулат все будет хорошо. Решение всех проблем я вижу в изменении отношении к селу. Наладится сельское хозяйство- появятся рабочие места, молодёжь не будет уезжать из деревни. Более двух сот лет назад наши предки образовали деревню. И мы должны ее сохранить.
Шакур Кашаев

Previous post Next post
Up