Глаза и когнитивные стереотипы

Oct 10, 2017 17:37

Помимо «Бегущего города» в этот раз в Питере мне пришлось пережить то жуткое испытание, которое вот уже лет десять являлся моим тайным кошмаром и которого я всеми правдами и неправдами избегала.
Мне пришлось посмотреть на реальность своими глазами.
В смысле - без очков и контактных линз.

Вам смешно? А вот мне, поверьте, ничуточки не было смешно в воскресенье утром, когда, проснувшись, обнаружила, что левый глаз покраснел так, словно я не спала пару ночей подряд. А всем очкарикам прекрасно известно железное правило: глаз воспалился - никаких контактных линз. И все бы ничего, но именно в эту поездку я забыла взять с собой очки…

Зрение у меня не то, чтобы очень плохое - минус 5. И я лично знаю людей, которые при таком зрении не носят ни очки, ни контактные линзы. Но - то другие люди! Во-первых, я выраженный визуал: зрительный поток информации - основной в моей жизни. Во-вторых, я с детства очень плохо переношу ощущение собственной незрячести. Один из кошмаров юности - это мучительные минуты у прилавка в старом советском магазине, где от тебя до полки с желанной пачкой печенья - не меньше метра. И я щурюсь до головокружения, пытаясь разобрать цены. А в ответ на робкий вопрос раздраженная продавщица припечатывает меня к прилавку презрительным взглядом и коронной фразой «Все цены - на ценниках!»

Словом, с «не-видением» у меня связана масса неприятнейших воспоминаний, включая первые морщинки от привычки щурится. Поэтому уже много лет я всеми силами стараюсь обеспечить себе возможность видеть хорошо. Я надеваю линзы сразу после пробуждения и снимаю уже перед сном. Если по каким-то причинам не могу носить линзы, то в ход идут очки. И за последние лет десять я по-моему, ни разу не обходилась без того или другого.

И вот я в Питере, мои очки дома в Москве, а глаз явно воспален.

Поначалу я попыталась перехитрить себя: надела линзы, пообещав, что сниму их вечером пораньше. Однако глазу это явно не понравилось, и он начал болеть все ощутимее. А у меня по плану - гости, прогулка с парке со старым другом, вечерний поезд в Москву… Стоило представить, как я все это буду делать в расплывчатом мире, как становилось дурно.

Но против природы не попрешь. К середине дня я сдалась и сняла линзы.
И… мир поплыл. Деревья окутанные влажной золотистой или зеленой дымкой, размытые силуэты людей. Чтобы не запаниковать, я обратилась к себе самой и сказала примерно следующее.
- Слушай, дорогая моя! Вся эта прекрасная четкость линий - это всего лишь вопрос твоей привычки. Мы знаем, что на самом деле любая реальность - это, в первую очередь, плод работы нашего сознания. А отнюдь не то, что видит глаз на самом деле. Сейчас эта реальность выглядит для тебя вот так - немного более размыто. Да, в этой реальности, чтобы прочитать буквы на странице, тебе надо поднести книгу к лицу. А, чтобы рассмотреть лицо друга - нужно встать почти вплотную. Но - это все та же реальность. И ты в ней прекрасно себя чувствуешь: тебе не хватает остроты зрения, но ты можешь ее компенсировать другими вещами.
Словом, я провела с собой воспитательную беседу на тему того, что привычки не должны владеть нашим мозгом. И… это сработало.

Оставшуюся часть дня и периодически даже забывала о том, что реальность не совсем такая, какой должна быть. Запахи осеннего леса, первые капли дождя, которому я подставила лицо, неспешный вкусный разговор с другом - все это настолько захватило сознание, что «нечеткость» отошла на второй план.
Более того, вечером на вокзале вместо растерянности от того, что не вижу расписание, я почувствовала... что-то близкое к удовольствию. Удовольствию от того, что для меня сейчас нет проблемы обратиться к окружающим и попросить найти мой поезд. Было в этом даже что-то от приключения: не просто банально посмотреть на расписание и дойти до вагона, а решить задачку.

И, когда я уже спокойно сидела в поезде, листая ленту в ВК, меня внезапно осенило, что этот случай - типичная иллюстрация того, как работают наши когнитивные схемы и как они меняются.

У нашего сознания есть такая особенность: обжегшись на молоке оно начинает дуть на воду. Обычно защитные рефлексы/стереотипы/сценарии формируются в какие-то болезненные моменты жизни. Вот как у меня: плохое зрение было постоянной причиной боли, насмешек, трудностей. В итоге, у человека формируется привычка избегать этого источника проблем. То бишь, я всеми силами пыталась не попадать в ситуацию, где я буду не способна прочитать ценник, или увидеть расписание.
И вроде бы в таком поведении все нормально.
Да. Если не считать того, что это лишало меня возможности во-первых, узнать другие способы решения проблемы, а во-вторых, поддерживало и сохраняло сам источник напряжения - страх, что в какой-то момент я окажусь незрячей.

Один из основных путей изменить старую, неэффективную схему мышления - это на практике убедиться в том, что она больше не имеет смысла. То есть, если условный рефлекс у животного формируется под воздействием какого-то внешнего воздействий (ударов током, например), то если потом это воздействие прекратиться, то рефлекс постепенно сойдет на нет. Тут, правда, играют роль дополнительные условия, из-за которых этого может не произойти, но... я-то лучше собаки ))) В смысле - продолжу о себе. ) Я могла бы давно убедиться на практике, то не так страшен черт, как его малюют, и даже нечеткий и расплывчатый мир может быть вполне дружелюбным и уютным. И тогда бы мой «условный рефлекс» уменьшился или сошел на нет. На протяжении десяти лет у меня для этого были все возможности: магазины стали удобными, моя уверенность в себе уже не ломалась от отказа или насмешки. Но я этого не делала. Почему?

Потому что «избегание» проблемы само обладает огромной ценностью: оно снимает напряжение и уменьшает страх перед тем самым внешним раздражителем, который был причиной формирования рефлекса/схемы/стереотипа.
То бишь, человек старательно придерживается какой-то модели поведения, которая помогает ему не попадать опять туда, где было плохо. И пока он сохраняет эту модель, его страх гораздо меньше. Он не переживает за то, что опозорится на публичном выступлении - просто потому что никогда не выступает перед публикой. Я не переживаю за то, что попаду в неловкую ситуацию из-за плохого зрения, потому что у меня всегда есть с собой очки.

Но, снова прожив страшную ситуацию, можно убедиться в том, что старая модель поведения не является такой уж жизненной необходимой. А также в том, что страх и напряжение можно снимать и другими способами. Например, просто переключив свое восприятие, или второй раз обратившись за помощью (после того, как в первый раз тебе отказали). Уточню - «схема избегания» не плоха, а иногда и жизненно необходима. Но она блокирует нам возможность узнать другие варианты поведения в проблемной ситуации. А некоторые из них гораздо эффективнее. Но мы рискуем никогда не узнать об этом, если продолжим «избегать» болевой зоны всю жизнь.

Так, я внезапно узнала, что жить без очков, в целом, отнюдь не так страшно и мучительно, как мне казалось ;)

А еще в очередной раз убедилась, как все-таки часто наши ощущения от жизни и от себя самих упирается не в объективную данность, а в нашу личную интерпретацию этой данности. Само по себе ощущение «незрячести» не стало для меня приятнее: я люблю видеть звезды, и прожилки на листьях, и выражения лиц. Но… лишившись какой-то привычной составляющей жизни (в данном случае - остроты зрения) можно считать себя либо неполноценным, либо - особенным. Я могу страдать из-за того, что моя реальность теперь «не такая», либо - настроить на то, что реальность оказывается разной и переменчивой. Изменения восприятия - это примерно как смена сезонов: не всегда нам в радость тот сезон и та погода, которая сейчас за окнами. Но это та данность, с которой приходится иметь дело. Иногда мир бывает зимним, иногда -летним, иногда - четким, иногда - расплывчатым.
Но он не становится от этого хуже.

пути силы, психея, мои велосипеды

Previous post Next post
Up