Скоро исполнится два года с того момента, как я впервые приложила своего ребенка к груди. С тех пор грудное вскармливание - это наши ежедневные минуты близости и радости. А тогда я даже и не представляла насколько оно может изменить мою жизнь, ведь до рождения ребенка я почти и не задумывалась о нем.
Я была очень активной беременной, много читала хороших книг о беременности, родах и развитии малыша, ходила на курсы для беременных, занималась йогой и т.д. и т.п. Еще в самом начале беременности я четко поняла, что хочу рожать в максимально естественных условиях, без обезболивания и лишних вмешательств. Это была моя идея фикс, на исполнение которой я бросила все силы. Конечно, грудное вскармливание было «обязательной программой», но особого внимания этой теме я во время беременности не уделяла. В принципе и читать о грудном вскармливании я стала только потому, что вокруг только и слышались истории о кошмарных трещинах, болезненных кормлениях и прочем аде, который должны пережить женщины ради своего ребенка. К моменту встречи с ребенком я четко знала, что кормить надо по требованию, докармливать смесями не нужно, соски с бутылками в первые месяцы тоже не нужны. Еще выучила как правильно прикладывать малыша и обзавелась телефоном консультанта по ГВ. Ну и кормить планировала «до полугода, а там посмотрим».
А потом случились мои роды с четырьмя часами потуг и экстренным кесаревым в финале. Все мои планы на естественность полетели в тартарары и в одно мгновение приоритеты изменились - в первой же смске, написанной мужу из реанимации, я просила его ни под каким предлогом не позволять докармливать ребенка смесью и ждать меня. Здесь нам очень повезло, персонал роддома оказался продвинутым - ребенка не только не докармливали, но еще и успокаивали молодого папу, объясняя, что в первые часы после рождения у ребенка еще есть запас плацентарного питания и волноваться не о чем. А через несколько часов после родов сына принесли ко мне в реанимацию на первое кормление.
Крохотный, спеленутый малыш с космическим взглядом - именно таким я увидела своего сынка в первый раз. Кровать в реанимации не располагает к особым телодвижениям, я смогла только повернуться на бок и приложить его к груди. И - о чудо! Сын сразу взял грудь, захватил ее по всем правилам и начал сосать. Это было что-то невероятное!
Через несколько часов меня перевели в нашу палату, где мы наконец-то остались все вместе - я, сын и муж. Я сразу решила, что сын будет спать вместе со мной на кровати - помимо всех прелестей и важностей совместного сна, в этом был еще один большой плюс - мне не нужно было лишний раз вставать с кровати, чтобы покормить его. После кесарева это было очень актуально.
На 3й день у меня пришло молоко, и я заволновалась - сын хоть и сосал хорошо, но все высосать не мог. Грудь наливалась все сильнее, а сцеживаться я боялась, понимая, что потом весь этот объем грудь выработает к следующему кормлению. Вот здесь меня выручил телефон консультанта по грудному вскармливанию. А потом наступила ночь и сын, словно чувствуя, что маме нужна помощь, просыпался поесть каждый час. К утру все проблемы были решены.
Дни в роддоме я вспоминаю с огромной радостью - сын все время сосал, спал и вообще не плакал. Муж целыми днями был с нами, помогал ухаживать за малышом, носил мне вкусности из соседнего ресторанчика. Никакой боли от кормления я не испытывала вообще! В первый же день спокойно кормила сына сидя. Для меня это было так удивительно после обилия «страшилок», услышанных и прочитанных до родов. К слову, персонал роддома в наши кормления особо и не вмешивался - как кормить мне никто не объяснял, но и совместному сну с ребенком не препятствовали и даже если приходили ставить капельницу во время кормления, то не прерывали процесс, а просили позвать, когда закончу - платное отделение точно имело свои плюсы!
В районе 10 дня жизни малыша у нас появились проблемы - начались колики, и я стала замечать, что сын не может хорошо присасываться - из уголка рта все время подтекало молочко, он начал заглатывать воздух и много срыгивать. Мы вызвали консультанта по ГВ на очную консультацию. Так я познакомилась с чудесной Аней Осипян, которая не только помогла справиться с нашей проблемой (у малыша оказалась короткая уздечка, которую нам подрезал хирург прямо у нас дома), но рассказала массу полезного об уходе за ребенком, моем питании, помогла подобрать несколько поз, которые потом очень помогали нам с коликами, рассказала о том, что если я вдруг заболею (на дворе была осень), то есть много препаратов, которые совместимы с грудным вскармливанием и объяснила, как их можно проверить. А самое главное - она утвердила меня в мысли, что грудное вскармливание - это совсем не сложно и страшно. Даже моя мама - врач и вообще очень скептически настроенный человек, растрогалась и сказала «как жаль, что в мое время не было таких консультантов».
И потекла наша размеренная жизнь кормящей мамы и малыша.
Практически весь первый месяц мы провели в удобном кормительном кресле - носить ребенка на себе после кесарева мне было не желательно, а лежать круглые сутки в постели - неудобно. Мы приспосабливались друг к другу, присматривались и учились. Молока у меня было много, сын прекрасно набирал вес и рос. Мы начали выезжать «в люди» все вместе - с ГВ это оказалось очень удобным, не надо тащить с собой банку со смесью, воду, ломать голову где все это подогреть и т.п.
Кормление сына доставляло мне огромную радость, это были минуты и часы какого-то необыкновенного единения, когда весь мир переставал существовать для нас. Вопросы - есть ли у меня молоко, хватает ли его и т.п. у меня вообще не возникали, о лактационных кризах я узнала только на курсах консультантов.
Но вокруг меня была совсем другая картина - один за другой рожали мои знакомые и истории их грудного вскармливания были далеко не так позитивны. Кому-то после кесарево давали несовместимые с ГВ антибиотики и ребенок сначала был на смеси, а потом отказывался брать грудь, кому в 3 месяца педиатры советовали кормить раз в 3,5 часа и у молодой мамы пропадало молоко, у кого-то с самого не получалось правильно организовать грудное вскармливании, начинались проблемы и ребенка в итоге переводили на смесь, а в голове у мамы формировалось четкое убеждение, что грудное вскармливание это ад. Подруги звонили мне за помощью, зная, что у нас все хорошо, я давала телефон консультанта, пыталась как-то помочь, рассказывая то, что успела уже узнать. Но грустные истории увеличивались как снежный ком. Я переживала из-за каждой, пыталась вникнуть, разобраться в причинах, отследить закономерность - начала читать книги о грудном вскармливании, шерстить интернет. Мне был больно видеть, что процесс, доставляющий мне и моему ребенку столько радости, для кого-то мучителен или просто невозможен.
И чем больше читала, тем интереснее мне становилось. К тому же сын рос, менялся, вместе с ним менялись наши режимы кормления. Вопрос «сколько кормить» для меня особо не стоял - процесс был хорошо налажен, и мне и ребенку доставлял море удовольствия, жизни никак не мешал. Но поведение ребенка у груди стало совсем иным, и я поняла, что кормление подросшего ребенка - совсем не то же, что и малыша. Теперь грудь была не только пищей и успокоением. Грудь была игрушкой, подушкой, надежным тылом. Но мне надо было научиться выстраивать с сыном отношения так, чтобы его интересы учитывали теперь и мои собственные. Я сталкивалась с тем, что многие мамы бросали кормить подросшего ребенка только потому, что он начинал на улице лезть под майку и просить грудь. Я поняла, что если как кормить новорожденного у нас еще хоть что-то знают, то, как кормить ребенка после года - не знают практически ничего! И более того - в сознании большинства кормление после года - это сплошное баловство, стыд и чуть ли не растление малолетних. И получался замкнутый круг - те редкие мамочки, которые ухитрялись докормить ребенка до года и готовы были бы кормить и дальше, сталкивались не с помощью и поддержкой, а с давлением общественности, считающей, что ребенка надо срочно отлучать.
Меня чаша сия не миновала - в районе года у сына появилась аллергия и, обратившись к врачам, я вместо четкого диагноза и назначения лечения слышала только «бросайте кормить, в молоке уже давно ничего нет» или «ему это нужно только психологически». Это пренебрежение к психологическим потребностям ребенка (и мамы!) поразило меня намного больше, чем незнание детскими врачами состава грудного молока.
Посещая своих врачей, я тоже сталкивалась с тем, что новость о продолжающейся лактации вызывает у них удивление и практически полное незнание, что с этим делать - какие препараты назначать и назначать ли вообще. Помню, что когда я пришла к своему дантисту с желанием кое-что подправить, он предложил мне явиться через пару месяцев, когда я уже закончу кормить. Новость о том, что через пару месяцев я ничего такого не планирую его явно удивила :-)) Тем не менее, когда мне надо было - я лечилась и даже принимала антибиотики - проверяя их совместимость с ГВ по горячей линии.
Чем дольше я кормила грудью, тем чаще ко мне стали обращаться мои знакомые и уже даже знакомые знакомых за советом или просто поддержкой в трудный момент. Я стала замечать, что порой даже просто разговор со мной, успокаивал и помогал мамам. Потому что часто мамы обращались не столько за советом, сколько за тем, чтобы просто удостовериться в том, что они все делают верно, или элементарно выговориться. Для меня это было и большой честью и большой ответственностью, ведь мамы прислушивались к моим словам. Тогда у меня зародилась идея пойти учиться на консультанта по грудному вскармливанию. Но сначала я ее гнала - какая может быть учеба, когда у меня маленький ребенок, которого не с кем оставлять, да и не хочется оставлять. И медицинского образования у меня нет. Я устроила опрос в различных «мамских» сообществах и увидела, что подавляющему большинству молодых мам важны знания и опыт консультанта, а не наличие у него медицинского образования. Это меня ободрило и вдохновило. А потом от одной из своих кормящих подруг я узнала о проекте
ПроГВ, где можно проходить обучение, не выходя из дома. Это было как раз то, что надо!
Учеба длилась три месяца. Училась в основном по ночам, но мне к такому образу жизни было не привыкать. Да и процесс был таким интересным и захватывающим, что о времени не думалось. Приходилось много читать, много изучать самостоятельно, было много практических заданий. Нас учили не только физиологии лактации, но и тому, как слушать и слышать, как быть открытыми ко всему новому - ведь каждый случай индивидуален и, не смотря на имеющиеся основные правила и стандарты, невозможно загнать всех в жесткие рамки. У каждой студентки был свой куратор - опытный консультант по грудному вскармливанию, с которым мы общались ежедневно и практически круглосуточно. Отправка письма в 4 утра и получение ответа на него в 5 - это было нормой :-) Я познакомилась с интереснейшими людьми, стала регулярно изучать англоязычные ресурсы, освещающие как темы грудного вскармливания, так и просто публикующие новейшие исследования в области здоровья. У меня вдруг как в пазле соединились все мои предыдущие интересы и увлечения и четко оформились идеи и желания, блуждавшие в моей душе последние годы.
На время учебы выпала и первая болезнь сына - плановое посещение поликлиники закончилось для нас ротавирусом. Как же я была рада, что малыш был на грудном вскармливании - благодаря этому нам удалось избежать обезвоживания, госпитализации и всех связанных с ней стрессов. А мне к тому же выдалась возможность применить свои новые знания на практике.
Я рада, что прошла обучение и теперь подумываю о повышении квалификации - у проекта ПроГВ есть специальные курсы по педиатрии для консультантов по ГВ, по психологии, естественному прикорму, слингоношению. Есть вебинары, которые читают настоящие гуру и знатоки своего дела - в том числе и прекрасные педиатры!
Сейчас я занимаюсь частной практикой, работаю на горячей линии
«Мама-сити», готовлю вебинары на волнующие кормящих мам темы, веду свой блог, участвую в самых разных мероприятиях, касающихся темы материнства и детства и стараюсь делать все, что в моих силах, чтобы и другие мамы получали удовольствие от своего материнства, чтобы как можно больше молодых родителей владели правдивой и актуальной информацией о таком важном и прекрасном процессе как грудное вскармливание.
И, конечно же, продолжаю кормить и растить своего сына, благодаря которому все это и появилось в моей жизни!
P.S. Спасибо, что дочитали мой опус до конца :-))
P.P.S. И спасибо моему драгоценному супругу за его поддержку и заботу как во всех вопросах, связанных с ребенком, так и во всех моих начинаниях! Без тебя всего этого точно не было бы!
Кстати, первая фотография в коллаже - это реально первое прикладывание сына! Сняла этот исторический момент прямо в реанимации :-)