Наверняка вам попадаются новости о том, что после реставрации "картина сильно изменилась". Такое бывает при реставрации практически всегда. Дело в том, что живопись маслом веками создается по одному рецепту: слой масляных красок, после того, как он высохнет, с защитными целями покрывают слоем лака. Подразумевается, что этот лак -- прозрачен. Однако с веками он желтеет и темнеет, иногда просто жутко.
При реставрациях этот слой желтого снимают, заменяют на новый, прозрачный. И картина после расчистки предстает нам в том виде, как ее задумывал художник.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3272381/3272381_800.jpg)
Верней, нередко предстает. Потому что реставрация еще часто включает ликвидацию поздних записей, которые добавляли при переделке картин (из-за цензуры, чтобы продать подороже, или при кондовой реставрации прежних веков), а также заделку утрат (дыр, царапин). Но об этом надо отдельно разговаривать.
Здесь я решила собрать для вас галерею картин "до и после" и "в процессе" расчистки от потемневшего лака.
Портрет неизвестной дамы якобитского периода,
владелец Филипп Молд![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3272449/3272449_800.jpg)
Желтеющий, разлагающийся лак убивает цвета, не только градации оттенков, но и просто хотя бы попадание в гамму.
"Старуха" Джорджоне
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e9/Giorgione%2C_Portrait_of_an_Old_Woman.jpg)
Все становится единого желтоватого цвета, как смотришь через очень мутное, закопченое стекло.
Фрагмент "Гентского алтаря"
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3272010/3272010_800.jpg)
Фрагонар. "Качели"
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3275019/3275019_800.jpg)
Ван Дейк. Портрет девочки (
источник)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3275536/3275536_800.jpg)
Помимо истинных цветов, потемневший лак скрывает и детали.
Гольбейн. Т.н. "Ганс Антверпенский" (
видео реставрации)![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c0/Hans_of_Antwerp_-_before_and_after.jpg)
Именно из-за этого неблагоприобретенного колористического единоообразия многие скучают, бродя по провинциальным музеям, где все им кажется "на одно лицо".
(
источник)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3274332/3274332_800.jpg)
© Baumgartner Restoration
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3275333/3275333_800.jpg)
Дело в том, что поддерживать все произведения в музее в надлежащем состоянии, в общем-то, дорого, и не каждый музей может себе это позволить.
(
источник)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3273819/3273819_800.jpg)
Из начальства можно выбить бюджет на реставрацию ключевых шедевров музея. Спонсоры и меценаты тоже клюют на "громкие" имена. В РФ у Министерства культуры есть финансирование реставрации из региональных музеев, на которое тоже можно подавать заявки.
Мадонна (
источник)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3272706/3272706_800.png)
Другой способ госмузею отреставрировать "свою" картину -- это если ее кто другой, побогаче музей например, с собственой лабораторией, попросит на выставку. Вот к этой выездной выставке могут привести в порядок.
"Продавшица овощей" (
Эссекс)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3273685/3273685_800.jpg)
У арт-дилеров, занимающихся антиквариатом, натренированный "глаз", и они способны разглядеть хорошее даже под самой непрезентабельной грязюкой. Купить у расстроенного владельца по дешевке, вложиться в реставрацию, профит. (Кстати, надо мне вернуться к рубрике про антиквариат, что-то я ее подзабыла).
Джон Опи. Портрет Лидии Гвеннап (
источник)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3273428/3273428_800.jpg)
Бывает, что то, каким мы представляем художника, его колорит, атмосферу, оказывается совершенно иным после того, как на его крупную монографическую выставку соберут все его доступное наследие и как следует приведут в порядок. Это бывает с художниками, наследие которых не "поддерживают" на регулярной основе.
(
источник)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3274113/3274113_800.jpg)
Впрочем, и работы известных старых мастеров, бывает, раскрываются по-новому.
"Венера и Адонис" Тициана из Далвичской галереи
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/Titian_-_Venus_and_Adonis_-_Google_Art_Project.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/23/Dulwich_Picture_Gallery%E2%80%99s_Venus_and_Adonis.jpg)
Шарль ле Брен.
Портрет Эверхарда Ябаха с семьей (Метрополитен)![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3274828/3274828_800.jpg)
На этом фото видно, что еще кракелюры убрали. Реставрация также может включать перенос красочного слоя на новую крепкую основу.
Вустерширский музей
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3273124/3273124_800.jpg)
Бывает, что реставрация разоблачает и тайные записи, удивительные переделки. Но такое случается весьма редко, а вот потемневший лак встречается практически повсеместно в старой масляной живописи.
КТО ПРИНЕСЕТ В КОММЕНТЫ ПУШИСТОГО ХРИСТА -- БУДУ БАНИТЬ!
UPD из комментов:
Вопрос: В наше время тоже порывают лаком? Например, после реставрации? Или существуют какие то другие способы. Наверняка есть сейчас лаки, которые не желтеют.
Отвечает
arens: Покрывают, часто всё ещё теми же лаками что и раньше.
Главное в лаке не то что он не желтеет, главное в лаке возможность его сново снять когда понадобится с минимальным вредом для оригинала.
Лак является защитным покрытием, он стареет и разрушается от солнечного света, влаги и радикалов в воздухе, на нём оседает пыль, ему достаются царапины, всё это иначе повредило бы красочный слой оригинала, а лак берёт всё на себя. Со временем любой лак изнашивается от воздействия окружающей среды и его приходится снять.
И тут засада. Современные лаки созданы не для реставраторов а для промышленности. Там есть стандарты крепкости и стабльности(не желтеет) но совершенно не важна опция: я смогу снять этот лак через сто лет растворителем который не повредит картину.
Как ни странно ещё хуже, если слой лака твёрже и крепче оригинальной живописи. Когда и этот лак повредится (а рано или поздно они все приходят в негодность) его придётся отцарапывать от картины с "мясом".
Вторая засада: даже если современный, меганавороченный нежелтеющий лак хорошо снимается щадящими средствами в свежем состоянии, по прошествию ста лет он состарится, затвердеет и никто не знает как он себя поведёт если станет нужна новая расчистка.
И есть старые, проверенные временем рецепты, про которые реставраторы знают что эти лаки без вреда провели на картинах несколько сотен лет, их можно снять проверенными способами если надо, и в хороших музейных условиях эти старые лаки не желтеют так быстро. Поэтому они до сих пор широко применяются.
Одновременно есть энтузиасты, которые разрабатывают (точнее тестят) индустрийные лаки в надежде, что там нечаянно разработают что либо подходящее для реставраторов. Сама ниша такая маленькая, что специально для реставрации редко что то изобретают, обычно работает принцип "голь на выдумку хитра":)