Как не ошибиться c иллюстрацией, ведь интернет полон вранья

Oct 14, 2019 08:08

Тут спрашивают про алгоритм действий: как не ошибиться, разыскивая произведение искусства,
например, подбирая иллюстрацию к cвоей статье или посту, или в поисках ответа на мою загадку про картину,
или делая бронзовый госзаказ за большие бабки, или чтобы не стать как создатель этой чудесной обложки к книге Игоря Северянина.


Read more... )

хозяйке на заметку, интернету нельзя верить, википедия

Leave a comment

chereisky October 14 2019, 05:53:21 UTC
Превосходное и весьма актуальное руководство. Спасибо, Софья, от лица всех прошлых и настоящих бильд-редакторов!

В одном из Ваших предыдущих постов Вы вскользь упомянули о приобретении прав на воспроизведение изображений предметов из российских музеев. В обсуждении выяснилось, что речь идет в т.ч. о предметах, изображения которых находятся в общественном достоянии ввиду истечения авторских прав, но подпадают под действие "музейного права". Не могли бы Вы порассуждать на эту тему, или сослаться на квалифицированное ее обсуждение?

Reply

shakko.ru October 14 2019, 06:00:46 UTC
мне не попадалось
ну а что там обсуждать, все логично: музей -- собственник предмета, несмотря на то, что авторские права истекли. Собственник не хочет, чтобы вещь из его имущества печаталась без разрешения. Если ты серьезный издатель (крупное издательство, с которым музей может посудиться; западный диссертант, у которого чистоплотность в этом вопросе в крови и т.п.), ты будешь спрашивать разрешение. Скорей всего, придется покупать права на картинку, 2-5 тыс. рублей, в зависимости от политики музея.
Крупные, типа Третьяковки или ГМИИ, следят за тем, что публикуется, у них специальные люди для этого есть в штате. Мелким региональным не до этого, но могут обидеться, если ты, например, каталог крупной выставки делаешь и взял их картинку без разрешения.

В сети -- им пофиг, если только это не крупный проект с важной репутации. Если ты для себя делаешь книжку "Любовницы Петра Великого" им тоже обычно пофиг.

Reply

chereisky October 14 2019, 06:23:05 UTC
Не хотелось бы с Вами спорить, но все же не могу согласиться.
Музей является собственником физического предмета (картины и пр.), но отнюдь не его изображений - права на которые принадлежат автору, а через 70 лет после его смерти переходят в public domain. Так принято во всем цивилизованном мире, в т.ч. и по российскому законодательству об интеллектуальной собственности. Неписаные правила приличия ("чистоплотности") требуют от публикатора указать, в каком собрании находится используемое в качестве иллюстрации произведение, но никаких разрешений - тем более за плату - получать не требуется. Если, конечно, речь не идет об изображении, специально изготовленном самим музеем и являющимся отдельным объектом авторского права.

Reply

remiphoto October 14 2019, 07:39:16 UTC
Есть мнение, что репродукции картин (как самостоятельные объекты) вообще не подпадают под законодательство об авторских правах. Поскольку отсутствует творческий труд предполагаемого автора репродукции. Это техническая съемка. Т.о. правовой статус репродукций картин аналогичен правовому статусу "фотографий на паспорт", которые регламентируются внешними инструкциями, а не творческим взглядом фотографа... Соответственно "через 70 лет после смерти автора..." тут не работает.

И, вот тут нужно смотреть законодательство не об интеллектуальной собственности или авторское право. А законодательство о вообще собственности... Или же, скорее, специфическое музейное законодательство. Согласно которому, в частности, должен быть правомерен (?) запрет фотосъемки в музеях без разрешения музея, несмотря на то, что пространство музея вроде как публично и фотографирование выполняется силами самого пользователя, а не музейных работников.

UPD:Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации ( ... )

Reply

chereisky October 14 2019, 09:11:37 UTC
Знаем, читали, о том и речь... Смысл этой находящейся в противоречии со здравым смыслом и мировыми юридическими нормами статьи 36 заключается в наделении музейной администрации правом цензуры и распоряжения не принадлежащими ей авторскими правами - т.е. произвольного изъятия из общественного достояния находящегося там визуального контента ( ... )

Reply

remiphoto October 14 2019, 09:37:17 UTC
"Смысл этой находящейся в противоречии со здравым смыслом и мировыми юридическими нормами..."
Можно обратиться к рептилоидам в мировую прокуратуру - с требованием оспорить федеральный закон РФ. А пока этого оспаривания не произошло, местные нормы закона придется всё же выполнять живущему на данной территории, даже если Вы лично не видите в этом "здравого смысла". Так устроена жизнь. Что такое "мировые юридические нормы" - в контексте нашей беседы - я не очень представляю, поскольку наднациональное законодательство для музеев мне неизвестно. А положения Бернской конвенции по Авторскому праву к нашему случаю неприменимы ( ... )

Reply

shakko.ru October 14 2019, 09:41:37 UTC
ну вот я частный коллекционер, у меня есть картина Рембрандта.
вообще-то печатать ее без моего разрешения не хорошо.
с музейным правом та же фигня.

другое дело, что сами музеи пользуются этим по-разному, "по-русски".
но, как обычно, строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения.
так что если вы не Эксмо, другой музей и т.п., заморачиваться вам этим музейным правом не надо, делайте как удобно.

Reply

chereisky October 14 2019, 10:01:31 UTC
Не Эксмо, но близко. Ребята законопослушные, пуганые...

Reply

remiphoto October 14 2019, 10:19:01 UTC
С правом на "печатать фото вещей" - в России не совсем понятно. Вещи, включая чужие, особенно расположенные в публичных местах, насколько я знаю, фотографировать можно, и можно публиковать-тиражировать эти фотографии без разрешения владельца (для других стран могут быть другие нормы). В России безусловной защите подлежат права на изображения лишь для частных лиц. Т.е. фоткать частную картину Рембранта - можно, и можно даже публиковать (по крайней пере не запрещено). А вот фоткать ее владельца и публиковать его морду лица - нельзя, за исключением ограниченного числа ситуаций (если таковое изображение не является основным... и т.п.). В отношении музейных Рембрантов там всё более-менее понятно, согласно закона о музейном деле. А вот, в отношении частных Рембрантов, думаю, там такой правовой статус (исключительное право на воспроизведение - у владельца вещи) может уже не действовать ( ... )

Reply

shakko.ru October 14 2019, 10:48:57 UTC
вы еще про УПРАВИС почитайте

Reply

remiphoto October 14 2019, 11:00:02 UTC
О, у РАО (Российского Авторского Общества) появился конкурент!
Насколько понимаю, все же они занимаются защитой прав авторов (в нашем случае - прав самого Рембранта и его наследников). Но, не владельца картины, если тот одновременно не ее автор.

Отстегивание бабла именно Рембранту и его наследникам - конечно, священно.

Reply

shakko.ru October 14 2019, 11:11:11 UTC
это не конкурент, это их филиал

Reply

shakko.ru October 14 2019, 11:12:13 UTC
не, они не наследникам собирают деньги
они собирают деньги вообще ВСЕХ художников, даже тех, кто к ним не обратился. Под лозунгом "когда (если) обратятся, то отдадим, а пока пусть у нас полежит".

Reply

remiphoto October 14 2019, 11:24:49 UTC
Тык, ведь это та тактика, за которую жестоко критиковали РАО.
В свое время доверие к РАО упало сильно именно из-за стрижки якобы в пользу художников, которые никаких договоров с ними не заключали. И, даже защищаемые, которые с договором, нихрена не получали, непрозрачность сборов. Плюс известный скандал, когда собранные деньги тратились миллиардами на саможизнь этого самого РАО, а не распределялись авторам... Короче, контора дискредитировала саму себя давно и прочно, причем как в глазах авторов, так и в глазах лицензиатов.

И, тут РАО выпустило щупальце, переобув его в другую вывеску?
Пичалька. Спасибо что предупредили.

Reply

shakko.ru October 14 2019, 11:33:26 UTC
да, причем эти жетские рейдеры, прямо из 90-х
запугали почти все московские музеи и журналы судами
от них просто предпочитают откупаться, платя фиксированную сумму в месяц за пользование работами

Reply

remiphoto October 14 2019, 11:49:56 UTC
Вот, прости Господи, иллюстрация, что говно - не тонет. С другой стороны, а что ожидаем в стране, где частная собственность и авторское право долгое время были обобществлены десятилетиями, а потом вдруг обозначились на горизонте как возможная кормушка? И, теперь как бы происходит откат волны, в противоположный вектор...

Я не совсем понимаю основания на которых строятся их сегодняшние требования. Вроде как должна быть доверенность от автора (договор). Если таковой нет, то это мошенничество... Это в строгом виде. Но, есть нюанс: когда создавали РАО там была куча подзаконных актов, которые позволяли собирать "в пользу бедных авторов" без их согласия. Этакое наследие мутных 90-х гг...

Reply


Leave a comment

Up