Тут спрашивают про алгоритм действий: как не ошибиться, разыскивая произведение искусства,
например, подбирая иллюстрацию к cвоей статье или посту, или в поисках ответа на мою
загадку про картину,
или
делая бронзовый госзаказ за большие бабки, или чтобы не стать как создатель этой чудесной обложки к книге Игоря Северянина.
(
Read more... )
Приведу гипотетический, но реалистичный пример:
Пишу я книжку об истории униформы РККА. В числе иллюстраций хочу поместить висящий в некоем музее портрет некоего комдива, работы некоего советского художника, скончавшегося в 1940 г. - т.е. копирайт истек.
Согласно статье 36, обращаюсь в музей за разрешением на использование репродукции.А там "специальные люди" смотрят - ху из ху. Видят, что я не только иностранец сомнительного происхождения, но еще и участник проектов некоего либерального русофобствующего деятеля. И этакий тип собирается с помощью нашего портрета чего-там калякать про Красную армию которая всех сильней?! В разрешении отказать. А еще лучше и грамотней - затребовать у автора рукопись, образовать экспертную комиссию, запросить мнение Военно-исторического общества, составить смету связанных с этим расходов... Доходчиво излагаю?
Reply
Можно обратиться к рептилоидам в мировую прокуратуру - с требованием оспорить федеральный закон РФ. А пока этого оспаривания не произошло, местные нормы закона придется всё же выполнять живущему на данной территории, даже если Вы лично не видите в этом "здравого смысла". Так устроена жизнь. Что такое "мировые юридические нормы" - в контексте нашей беседы - я не очень представляю, поскольку наднациональное законодательство для музеев мне неизвестно. А положения Бернской конвенции по Авторскому праву к нашему случаю неприменимы.
По вашему примеру:
Если Вы иностранец, не являетесь резидентом РФ, то какое Вам дело до российских законов?
Следуйте законодательству той страны, где будете выпускать свою книжку. А если вы уверены, что есть некие "мировые юридические нормы" которые Вам разрешают воспроизведение без разрешения музея, то поступайте согласно этих "мировых норм". В чем проблема? В отношении Вашего частного примера вообще проблемы не вижу.
Reply
вообще-то печатать ее без моего разрешения не хорошо.
с музейным правом та же фигня.
другое дело, что сами музеи пользуются этим по-разному, "по-русски".
но, как обычно, строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения.
так что если вы не Эксмо, другой музей и т.п., заморачиваться вам этим музейным правом не надо, делайте как удобно.
Reply
Reply
Но,данный вопрос существенно отягощается тем, что в договорах между частными коллекционерами и музеем, например для организации временной выставки... принимающая сторона часто подписывает свою обязанность обеспечить защиту от фотографирования. И, упс, даже если "защита от фотографирования" будет противоречить базовому национальному законодательству, музей (раз добровольно подписался под таким обязательством, как условием передачи ему вещи на временное хранение) обязан теперь обеспечивать запрет...
Короче, всё сложно :)
Reply
Reply
Насколько понимаю, все же они занимаются защитой прав авторов (в нашем случае - прав самого Рембранта и его наследников). Но, не владельца картины, если тот одновременно не ее автор.
Отстегивание бабла именно Рембранту и его наследникам - конечно, священно.
Reply
Reply
они собирают деньги вообще ВСЕХ художников, даже тех, кто к ним не обратился. Под лозунгом "когда (если) обратятся, то отдадим, а пока пусть у нас полежит".
Reply
В свое время доверие к РАО упало сильно именно из-за стрижки якобы в пользу художников, которые никаких договоров с ними не заключали. И, даже защищаемые, которые с договором, нихрена не получали, непрозрачность сборов. Плюс известный скандал, когда собранные деньги тратились миллиардами на саможизнь этого самого РАО, а не распределялись авторам... Короче, контора дискредитировала саму себя давно и прочно, причем как в глазах авторов, так и в глазах лицензиатов.
И, тут РАО выпустило щупальце, переобув его в другую вывеску?
Пичалька. Спасибо что предупредили.
Reply
запугали почти все московские музеи и журналы судами
от них просто предпочитают откупаться, платя фиксированную сумму в месяц за пользование работами
Reply
Я не совсем понимаю основания на которых строятся их сегодняшние требования. Вроде как должна быть доверенность от автора (договор). Если таковой нет, то это мошенничество... Это в строгом виде. Но, есть нюанс: когда создавали РАО там была куча подзаконных актов, которые позволяли собирать "в пользу бедных авторов" без их согласия. Этакое наследие мутных 90-х гг...
Reply
Дело до российских законов мне такое, что мой издатель - российский.
"Мировые юридические нормы" в явном виде не разрешают еще много чего - например, ходить на четвереньках. Достаточно того, что они этого не запрещают.
Reply
Музейное право вообще не вступает в противоречие с правом авторским, мы это подробно разобрали на примере "права на публикацию" которая может быть блокирована как автором изображения, так и владельцем изображаемого, оба субъекта имеют свои права на этот счет. Вы почему-то в этом месте ставите авторское право превыше всех остальных, но это так не работает.
Reply
а, скорее, касается вообще концепции "цензуры" которую Вы сейчас затронули:
"наделении музейной администрации правом цензуры и распоряжения не принадлежащими ей авторскими правами..."
Знаете, есть такой тезис, что Ваши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. С Авторским правом - такая же история. Оно не безусловно. Есть много ситуаций, когда другие субъекты наделены правами распоряжения изображениям и, даже если авторские права на эти самые изображения им не принадлежат. Начиная с обычных граждан (включая Вас, кстати...) которые могут запретить фотографу воспроизведение Вашего изображения несмотря на то, что авторские права на эти изображения Вам не принадлежат. Прикинь: авторского права у Вас нет, а запретить публикацию Вы - можете. Думаю, в стране Вашего проживания действуют аналогичные воззрения на права на распостранение изображения. Право на изображение - дуалистично. Там микс как права создавшего изображение,так и право изображенного или изображаемого (или его владельца). Любой из них может запретить распостранение. Как фотограф (на основе авторского права) так и хозяин объекта (на основе локальных прав, объявленных в национальном законодательстве). Это концептуальное. Подробности могут варьироваться согласно национальных законодательств, но в целом вот так, оказывается "право на публикацию изображения чего-либо или кого-либо" не является исключительным правом фотографа. Внезапно!
Reply
в Италии и Франции особенно
к одному моему знакомому в Италии полиция домой приходила по заявке музея, за то, что он выгрузил в интернет много фотографий их античных (!) статуй.
пришлось все удалить ему
Reply
Leave a comment