Про что реально "Автопортрет с Саскией на коленях" Рембрандта?

Mar 23, 2019 08:17

Разбираемся, какой смысл скрывает один из самых знаменитых автопортретов художника, и почему популярное представление об этой картине неверно.

1635 год, Галерея Старых мастеров (Дрезден)



Рембрандт очень любил рисовать себя, от него осталось около сотни автопортретов, из них 40 картин, а остальное гравюры и рисунки. Иногда он так заигрывался, увлекался чужим образом или какой-нибудь особенной мимикой, что трудно догадаться, что это на самом деле автопортрет.

Автопортрет, 1630 год


Один из таких костюмированных портретов - как раз тот, о котором идет речь, с женой Саскией ван Эйленбюрх на коленях. Но распространенное название картины - это такая попса, у нее есть и официальное, солидное: "Блудный сын в таверне".

То есть в этой сцене Рембрандт играет в персонажа новозаветной притчи. Напомню, тот наорал на папу, велел выдать наследство вперед, забрал денежки и ушел кутить. Все пропил, стал нищенствовать, вернулся домой, отец принял его в распростертые объятия. А другой брат (не "блудный", а приличный), который свою долю у папы не отбирал и все это время вкалывал на ферме, взирал на эти обнимашки с неодобрением.

Вот картина Рембрандта уже про финальный эпизод притчи.

Возвращение блудного сына, 1666-9, Эрмитаж


Изображая себя с женой в образе блудного сына с веселой девицей из таверны на коленях, Рембрандт, таким образом, не просто документирует радость своего семейного счастья и то веселье и разгул, которые они могут себе позволить. Но и делает одновремено такую "напоминалочку", что в любой момент это все может кончиться, успех преходящ, и если чрезмерно увлечешься, то будешь уже в следующей стадии, не в шелках и бархате, а обритый наголо и потерявший тапки.

Это единственный автопортрет Рембрандта с женой маслом, хотя он и её в диком количестве рисовал, но всё отдельно. Еще раз они будут изображены им вдвоем только вот на этой гравюре, совсем иной по настроению.

Автопортрет с Саскией, 1636


Картина была очень популярна и некоторые художники, создавая свои автопортреты с супругой, воспроизводили ее идею, отдавая таким образом свое почтение Рембрандту.

Ловис Коринт. "Автопортрет с Шарлоттой", 1902


Петр Кончаловский. "Автопортрет с женой". 1923


Но поскольку это были уже художники ХХ века, никакого столь же глубокого подтекста, что у Рембрандта, они в эти портреты уже не вкладывали. Их "глубокий" подтекст ограничивался уже реверансом к Рембрандту, а не библейской моралью и напоминанием о тщете всего сущего.

барокко, шедевры А-Я, переезд старых постов

Previous post Next post
Up