Выборы в России (да в любой постсоветской стране) - почти всегда бизнес, и только иногда опрос населения. Рентабельность выборов определить сложно, но опытные политики в кулуарах называют цифру 9000%, то есть, 1 вложенный в успешную избирательную кампанию доллар даст на выходе 10. Грубо говоря, вложи 5 000 000 долларов в теплое место и получи 50 000 000 в качестве возвратившихся инвестиций.
Конечно, если исключить фактор коррупции, рентабельность значительно снизится, но это все равно будут тысячи процентов. Деньги относительно честные депутаты получают на лоббировании интересов крупных промышленно-финансовых групп или на продвижении (идеально - на своем округе) собственного бизнеса, оформленного на супругу, тещу, кота.
Услышав о сказочной прибыльности определенных выборных постов (мэр, депутаты различных уровней), тысячи бизнесменов, мелких чиновников или хотя бы общественных деятелей обращают свои взоры на политический олимп, мечтая в какой-то момент превратить свою личную популярность или имеющиеся деньги во что-то по-настоящему значимое! Полный политический крах ожидает 95% подобных мечтателей при первой же попытке штурма новых для себя политических высот.
Над ними будет ржать население, с них постебется вся региональная и даже центральная пресса и СМИ, некоторые, кроме собственной уверенности, потеряют еще и бизнес, продемонстрировав отсутствие народной поддержки. С профессиональной точки зрения, мне очень интересны причины подобных провалов. Тем более, что рекламная деятельность позволяет оценить немало информационных кампаний, в которых фактор краха заметен сразу же, как только заказчик показывает рекламный макет или свой баннер для фейсбук-аудитории.
Решил немного приоткрыть занавес тайны, почему очень многие финансово успешные люди не могут масштабировать свой успех на область политики, а профессиональные политики почти всегда имеют высокие шансы победить в любой избирательной схватке).
Итак, составленный мной список причин провала избирательных кампаний начинающих политиков:
Ошибка №1. Считать избирателей тупым быдлом. Может, для кого-то это будет секретом, но очень многие начинающие политики считают, что избиратели - это такой вид человекоподобных баранов. Если этим баранам подсыпать немножечко капусты, они с огромным удовольствием собьются в нужное для кандидата стадо. Кто-то понимает слово "капуста" прямо и действительно раздает на своем округе капусту по льготным ценам, но большинство кандидатов имеет в виду все-таки деньги. Ошибка заключается в том, что деньги избиратели, конечно, берут, но голосуют совершенно непредсказуемо! Особенно, если деньги раздавал не один кандидат, а несколько.
Ошибка №2. Считать себя спасителем города, региона, страны. Каждый второй кандидат на какой-то важный пост считает себя практически народным героем. Мол, все остальные - козлы безответственные, а я вот приду и точно наведу порядок! 100%, гарантирую. В качестве какого-то предварительного героизма такой кандидат может помочь инвалиду на округе или детям площадку во дворах многоквартирных домов поставить. Безусловно, летописцы кандидата должным образом опишут героизм в целевых СМИ.
Ошибка №3. Сорить деньгами в Москве или Питере. Первое, что делает любой начинающий политик - засылает гонца в Москву или Питер, дабы тот завербовал под кампанию серьезное агентство из топ-20 страны)). Да-да, мы тоже иногда рекламируем правительственные инициативы или общественные проекты, но знали бы они, сколько реально переплачивают за бренд агентства. Из каждых 50 000 долларов 30 000 уходит "за громкое название компании". Могу только посоветовать искать исполнителей в регионах и не позже, чем за 6 месяцев до предполагаемого старта каких-либо действий, связанных с будущей избирательной кампанией. К слову, шансы на федеральный успех всегда больше у тех, кто имеют какой-либо успех на региональном уровне. А региональные выборы всегда проще и дешевле попытки прорваться "из грязи в князи".
Ошибка №4. Не иметь детального плана. Очень часто в агентство приходят запросы типа "нужно показать вот эту рекламу 50 000 раз". Наш менеджер задает какие-то дополнительные вопросы представителю заказчика, а в ответ очень часто получает что-то в стиле "не знаю, зачем это боссу, но надо сделать хотя бы для отчета". То есть, внутри команды нет единого понимания, что происходит, зачем это происходит и почему нужно делать именно так, а не как-то иначе. Почти всегда начинающий политик ставит перед командой, собранной из менеджеров его компании, задачу: выиграть выборы. И вместо разработки планов, команда уходит в совершенно другое путешествие - завалить рекламой каждый угол! Не важно как и чем, просто завалить рекламой) Знаю о случаях провалов даже с бюджетами в Государственную Думу в размере Х ХХХ ХХХ долларов.
Ошибка №5. Отсутствие математических просчетов на всех этапах избирательной кампании. Выборы - это математика, по сути. Допустим, если взять среднестатистический рекламный бюджет кандидата в депутаты Государственной Думы и разделить его на количество необходимых для победы голосов, получим стоимость 1 голоса от 20 до 45 долларов. То есть, кандидат может виртуозно обещать, рассказывать и даже умолять, но если он не потратит определенную сумму на презентацию себя народу, все усилия будут напрасными. Кстати, выдвижение кандидата от одного из брендовых политических проектов снижает "цену голоса" от 20 до 50% (брендовыми являются партии, представленные в Госдуме). Что бывает вместо просчетов? Ставка на что угодно, кроме цифр. Люди думают, что их пламенные речи заставят людей пересказывать суть соседям, сотрудниками и так далее!))
Ошибка №6. Игнорирование социологии. Если хочешь выиграть выборы, сначала узнай, что хотят услышать люди, от которых зависит твоя победа. Это первое правило любого новичка. Социолога лучше всего иметь своего, способного организовать опрос населения, а после провести анализ полученных результатов. Во время избирательной кампании почти все социологи регионов (что говорить о федеральном уровне) работают по принципу "Кто платит, тот и музыку заказывает", поэтому позаботиться о социологических замерах нужно хорошо заранее.
Ошибка №7. Считать избирателей тупым быдлом. Или я об этом уже написал?
Думаю, что стоимость голоса избирателя осенью будет колебаться в районе 15-20 долларов за провластные партии (у ЕдРо даже 12-13), и 25-30 долларов за голос оппозиции. Проиграют, естественно, по причине нехватки бюджетов и харизматичных кандидатов, которых можно показывать аудитории.
А вам когда-нибудь предлагали деньги за голос на выборах? Если предлагали, как вы поступили в итоге?