ЖИТЬ С ТЕРРОРОМ

Nov 14, 2015 16:41



Вчера вечером вернулась домой после фильма о великом фотографе ХХ-го века Роберте Капа. С утра хотела об этом написать. Поблагодарить Vasiliy Melnichenko, который, приехав в Берлин, моментально создал ещё одну коммуникативную площадку для украинско- и русскоязычных людей: Art School по адресу Rigaer Strasse 58, в 2-х мин. ходьбы от U и S Frankfurter Tor.
Но великий фотограф едва ли сегодня кого-то интересует. По всем СМИ говорят, что в Европу пришла война. В которой нет линии фронта. Это правда. Война ли это - не знаю. В 70-х гг, в разгар европейского терроризма, тоже писали: это гражданская война в Европе. Год назад я ходила на ретроспективу фильмов Пазолини. В его короткометражках об итальянских Brigate Rosse кажется чудом, что маленькая страна, на тот момент нищая и расколотая на коммунистов, нацистов и католиков, выстояла пере чудовищным террором. Это была гражданская война. В Германии, во Франции, в Японии - повсюду теракты, похищения и убийства политиков высшего ранга. Тогда ещё шла холодная война, существовало международное коммунистическое движение, в коллективной памяти Запада был жив опыт Кубинского кризиса 1962 года, о котором в России мало кто слышал. На Западе, наоборот, угроза ядерного удара со стороны СССР была страшной реальностью. В то время не было Евросоюза, точнее, той системы коллективных договоров, на основе которых западный мир сегодня может действовать совместно. Как следствие - экономическая и политическая дестабилизация Запада и страх, что наступил закат Европы.
Трудно сказать, насколько тогдашняя опасность сопоставима с сегодняшней. После провала попытки модернизации Россия стала примерно такой же архаической структурой как исламский Восток. Она открыто шантажирует мир ядерной войной и пытается позиционировать себя как идеологический центр антизападных сил. Но у России свой внутренний конфликт с исламом: гастарбайтеры-мусульмане стали объектом колониальной эксплуатации, вербальных унижений и страхов. С идейных позиций "русского мира" Россия не сможет возглавить международный союз антизападных сил. Она будет выступать против Запада на стороне реликтовых диктаторов типа Асада, тут едва ли можно надеяться на перемены, ибо центральный политический принцип, провозглашаемый Россией: "Диктатура лучше демократии". От этого она не отступит, пока в ней самой сохраняется диктаторский режим.
40 лет назад многие западные политики и обществоведы предупреждали общество: "Террор - это надолго. Учитесь жить с террором". В конце 80-х гг., когда распался динозавр СССР, а с ним сгинуло и "мировое коммунистическое движение", на Западе появились надежды на всемирную консолидацию вокруг общечеловеческих ценностей и идеалов демократии. Но они быстро поблекли. Илья Эренбург писал, что ХХ-й век начался в 1914 году. ХХI в. начался 11.09.2001. Тогда ещё не обрисовался истинный облик нового российского вождя. После взрывов в Нью Йорке Путин выразил неограниченную поддержку США, против мирового терроризма. Сегодня Россия претендует на роль лидера любых антизападных сил и движений. В Сирии она воет не против ИГИЛа, а за Асада.
Для западных стран ситуация сейчас сложнее, чем в эпоху холодной войны. Сегодня приходится иметь дело с последствиями колониальной системы, которая расколола мир на три части: на 1-ый, 2-ой и 3-й. Это более масштабный конфликт, чем противостояние двух идеологических систем. Он имеет экономические корни, но густо замешан и на ценностных, культурно-религиозных компонентах. Географическая удалённость очагов агрессии уже не играет роли. Ни от экономических беженцев, ни от религиозных фанатиков невозможно отгородиться стеной или забором. Придётся жить с терроризмом. Приходить домой после приятно проведённого вечера и не включать радио, телевизор и компьютер, чтобы не грузить себя кошмарами хотя бы до следующего утра.

ДИСКУРСИВНОЕ, ИСТОРИЯ, КРИЗИС, ПОЛИТИКА, ТЕРРОРИЗМ

Previous post Next post
Up