Искусство с запахом экскрементов

Nov 11, 2013 18:44

Везде и всюду склоняют на все лады несчастного ПП (Петра Павленского).
А между тем его акция вписывается в славную традицию Венского акционизма, которой уже как минимум лет 50. Более того, прибивание яиц к площади, хотя бы даже и Красной, всё же менее радикальный перформанс чем то, что сделал венский художник Рудольф Шварцкоглер - а он, как известно, самоубился в ходе одной из своих акций.
Для понимания контекста Павленского, рекомендую прочесть следующий текст:
_________________________________________________________________________
Источник: http://brick.in.ua/article/1431


Австрия. Вена. «Уютная» страна, которая славится своим кофе, штруделем и вальсами Штрауса. Огромные парки и старинная архитектура. Неспешный ритм жизни. Но в истории культуры такой спокойной, европейской и классической Вены все же есть шокирующая глава, которая потрясла и художественное, и политическое пространство.
В 1960-е годы современное искусство переживает очередной кризис. Художники стремились стереть грань между искусством и реальностью, придать своему произведению динамику, сделать его частью действия. Главным становится не само произведение, а процесс его создания. Возникает новая форма в современном искусстве - акционизм.


В это время в Вене складывается группа художников, они создают провокационную культурную инициативу - возникает венский акционизм. Это альтернативное движение воплощено в именах Отто Мюль, Гюнтер Брус, Герман Нитш, Рудольф Шварцкоглер и Петер Вайбель. Их группа существовала одновременно с другими авангардными объединениями, но не была похожа ни на одно из них. Основными элементами их акций были кровь, обнаженные тела, экскременты, туши животных и действия, способные шокировать поклонников авангардизма с самыми крепкими нервами.

Родоначальником и одной из самых противоречивых фигур этой группы был Герман Нитш. «Кровь - великая сила, особенно в искусстве», - эти слова Нитша можно считать характеристикой его творчества. В своих работах вместо красной краски он использовал кровь, а во время своих перфомансов забивал до смерти скот. Все эти действия напоминали жертвоприношения. За такое поведение его не раз арестовывали, как и других участников движения.

В центре работ Нитша - тема религии. В них много христианских символов: кровь, вино, кресты. Хотя самого мастера часто обвиняли в кощунстве, он говорил: «Я вовсе не против религии.… Когда вы видите человеческие тела, залитые кровью - это кровь Христова. Я религиозен, но не придерживаюсь конкретного учения, верю в космос, в природу, говорю "да" жизни. Я религиозен, как Ницше - он тоже был верующим человеком - не верил в Бога, но верил в природу и творение…».


Самым радикальным представителем венского акционизма был Гюнтер Брус. К тому времени, когда он присоединился к движению в 1964 году, он уже успел разочароваться в живописи и хотел достичь чего-то по-настоящему серьезного. В этом же году Гюнтер подготовил свое первое «представление» - «Ана», за ним последовали «Раскрашивание рук», «Раскрашивание головы», «Самораскрашивание», «Саморасчленение» и другие. В отличие от других акционистов, Брус работал исключительно со своим телом. Во время перфомансов он исчерчивал себя острыми лезвиями бритвы, онанировал и мочился. После акции «Искусство и революция» (1968 г.) за надругательство над австрийским флагом Бруса приговорили к 6 месяцам тюремного заключения. Но он избежал наказания, выехав в Германию.

В центре внимания акций Отто Мюля было то, что обычно не выносят на публику: Секс - это главное табу буржуазного мира. Его первое публичное выступление состоялось в 1963 году и называлось «Праздник психофизического натурализма». Эта акция стала своего рода официальным открытием венского акционизма. Мюль часто устраивал публичные оргии, а его акции, как он сам утверждал, выражали потаенные желания людей, их инстинкты, глубоко спрятанные под маской культуры, веры и морали.

Еще один участник венского акционизма - Рудольф Шварцкоглер, истязал свое тело, как только мог. Сам или с помощью ассистента он колол себя, резал и связывал. В своих действиях он одновременно выступал и палачом, и жертвой. В 1969 году Шварцкоглер после одной из своих акций покончил жизнь самоубийством. Возможно, это было задумано как финал его перформанса.


1968 год - закат венского акционизма. Нитш уезжает за границу, потом эмигрирует Брус, а вскоре гибнет Шварцкоглер. Многим венский акционизм запомнился как пласт искусства, наполненный отвращением и деструкцией. Несмотря на своеобразный способ выражения протеста, такое искусство имеет полное право на существование, впрочем, оно возникло не случайно. Действия акционистов вызывали широкий резонанс, провоцировали скандалы и повергали людей в шок.

Позже датский режиссер Ларс фон Триер сказал: «В демократическом обществе провокация полезна - демократия живет и развивается лишь благодаря дискуссии».

ДИСКУРСИВНОЕ, ПОЛИТИКА, ПРИКОЛЫ, Искусство

Previous post Next post
Up