Эмоциональное обслуживание

Oct 12, 2014 02:10

Великолепный термин для обозначения работы в общении.

Советы в популярной психологии - бизнес и не только: как стать успешной, завести контакты, стать популярной, повысить продажи и тому подобное. Фундамент всех этих советов и тысяч книг - эмциональное обслуживание. Ты должна проявлять инициативу, улыбаться, внимательно слушать, говорить комплименты, интересоваться. Многие авторы предлагают это делать не только в рабочее время, но и в личное - на обедах, корпоративных вечеринках, кто-то вообще этим предлагает заниматься постоянно. Я примеривала это на себя, когда увлекалась популярной психологией. И скажу вам, что улыбаться, когда не хочется улыбаться, интересоваться кем-то, кто не интересен, слушать, когда тебе скучно - это работа, это ого-го какая работа. В-общем, я постепенно пришла к выводу, что авторы этих книжек офигели. По их мнению, я должна постоянно выполнять неприятную работу ради выгоды. А жить-то когда? Где удовольствие от жизни? У меня на тот момент ресурсов было мало психологических, и я чувствую, что меня такой образ жизни жрёт и не даёт ничего взамен. Ну и я забила. Можно сказать, я просто не смогла. Зато я точно знаю, что постоянное эмоциональное обслуживание - обязательный элемент любой карьеры. Для женщин оно удваивается. За очень редким исключением уникального интеллекта и/ли специальности.

От детей постоянно требуют эмоционального обслуживания - улыбаться, разговаривать с любыми взрослыми, которые проявили к ним внимание. Говорят, что дети ничего не делают - но их уже чуть ли не с рождения обязывают эмоционально обслуживать взрослых. Также его требуют от взрослых по отношению к детям: улыбнусь малышу, поговори с ним, спроси у него что-нибудь. Иногда возникают ситуации двухстороннего насилия: ни ребёнок, ни взрослая не хотят устанавливать эмоциональный контакт друг с другом, но их заставляют другие родственники или они сами себя заставляют - типа так принято, а не обращать друг на друга внимания типа невежливо.

Сфера обслуживания. Так и называется:) Тот случай, когда за эмоциональное обслуживание платят, но, на мой взгляд, за него сильно не доплачивают. Здесь же продажи.

Я смогла чётко выразить, почему не хочу ездить автостопом - не потому, что страшно (это не очень значительный для меня фактор), а потому, что не хочу эмоционально обслуживать водителей. А они, в большинстве своём, этого хотят. Чтобы ты с ними разговаривала, отвечала на их вопросы, слушала их. И это - работа. Весьма тяжёлая и неприятная. Автостоп не бесплатен, увы.

Эмоциональное обслуживание касается всех сфер жизни, но термин я встретила только у феминисток. У радикальных феминисток:) Как и многие другие полезные описания разных явлений, тоже относящихся ко всем сферам жизни. Кстати, кто-нибудь знает, откуда этот термин пошёл - это русскоязычное изобретение или перевод с английского?
Но вот парадокс - ЭО, описанное феминистками, мне как раз не близко - ЭО женщиной мужчины в романтических отношениях и их попытках. Наоборот, в таких отношениях я его всегда хотела от мужчин. И обламывалась, потому что там не эмоциональное обслуживание, а желание потрахаться. Впрочем, я наблюдаю, что для многих женщин это тоже ЭО - но для меня нет, спасибо. А вот сама я эмоционально обслуживала женщин, в основном. И продолжаю это делать сейчас, только более осознанно. Раньше мне просто садились на уши и грузили чем-то не слишком интересным. Сейчас - только по взаимности и только с людьми, с которыми приятно общаться. И когда хочется.
Я часто пишу комментарии поддержки и это очень трудно, несмотря на то, что я реально хочу поддержать персону и сочувствую ей. Это реально работа. В основном трудность изобести что-то не банальное. Зато я знаю на себе, что такие комментарии очень приятно читать.
А ещё - лайки. Это простой способ ЭО, но очень благотворно действует на адресата. Кстати, я замечаю, что в фем-группах больше лайков, чем в пбликах других движений (при аналогичной численности) - думаю, это потому, что контингент - женщины. Также от женщин больше благодарностей - просто слово "спасибо", например.

Неудивительно, что этим вопросом заинтересовались феминистки, потому что ЭО - фундамент женской социализации, то, что нам вменяют в обязанность за просто так. Улыбаться, поддакивать, выслушивать, утешать, не посылать неприятных людей (это тоже ЭО).
Зато странно, почему не заинтересовались левые, потому что это ещё и классовый вопрос. Низший класс эмоционально обслуживает высший, менее ресурсные - более ресурсных. И наоборот - высшие классы ЭО не затрудняются, в целом.

Не знаю, насколько это распространено, но лично мне эмоциональное обслуживание приятно далеко не всегда. Возможно, по причине понимания, что это оно, что человек трудится и нежелании принимать это на халяву. Часто осознание того, что люди от тебя чего-то хотят взамен. Даже так: я считаю себя обязанной воздать таким же ресурсом, а мне его зачастую совсем не хочется тратить. В некоторых ситуациях люди обращаются к тебе доброжелательно, улыбаются, задают вопросы, но не вызывают никакого желания вступать с ними в эмоциональный контакт.

Летом феминистки проводили акцию " откажи мужчине в эмоциональном обслуживании". Судя по комментариям, некоторых мужчин она реально травмировала. Я тут только злодарство чувствую, потому что меня саму мужчины своими писульками в интернете сильно травмировали и продолжают пытаться это сделать. Только у них гораздо хуже - эмоциональное насилие и призывы применять его к женщинам в реале. Отсутствие ЭО - это в глазах общества уже хороший мужчина. Значит и женщина хорошая.
Ну вот, там был такой список:
- проявить демонстративное невнимание (рядом злой, грустный, веселый, тревожный мужчина - а мы занимаемся своим делом);
+ Безусловно, считывать чужие эмоции и пытаться помочь - это ЭО
- «не услышать» вопрос (заставить переспросить) или услышать, но не ответить;
+ На первый взгляд выглядит хамством, но, если задуматься - никто не обязана отвечать на чужие вопросы. Одна личность может задать вопрос, другая может на него ответить, по желанию. Мне в интернете иногда такие вопросы присылают... Всё же метод жестковатый, на мой взгляд, к кому попало я бы его не применяла. Хорошо работает для любителей информационного обслуживания - человек может что-то узнать сам, но вместо этого он отвлекает тебя, тратит твоё время. Такому можно и не ответ. Кстати, пример, который я очень люблю рассказывать - на одной из работ мне сразу сказали с вопросами обращаться сначала в поисковик, и только если я нигде не найду ответа - спросить у кого-нибудь. Там время оплачивается, поэтому его ценят. А так считается, что от тебя не убудет его потратить. Убудет. Все вопросы к Яндексу.
- сделать долгую паузу перед ответом на любой вопрос (если нельзя не ответить);
+ Да, никто не обязана отвечать стремительно, за исключением специфических ситуаций. Опять же, отбивает охоту тебя вопросами заваливать.
- сохранять нейтральное выражение лица во время беседы;
+ Да. Или любое другое, главное, не напрягаясь - то, которое хочется.
- не улыбаться в ответ на шутку, комплимент, похвалу;
+ Да, если она не вызывает такого желания.
- перебивать, говорить громко, четко, возражать;
+ Перебивать - тех, кто сами перебивают (а таких людей очень много).
- если реплика собеседника не требует ответа (о погоде, например) - не отвечать, не подавать никакого сигнала о том, что он услышан;
+ Да, тут даже комментарии не требуются.
- сделать паузу, если вас окликают, не отзываться сразу;
+ Именно так, никто не обязана бежать по свистку.
- не хвалить, не благодарить, не выражать поддержку или сочувствие (по крайней мере, выдержать долгую паузу и проанализировать свои ощущения в этот момент);
+ Тут завист от ситуации - если есть за что благодарить, то почему бы нет. Это можно сделать по разному. Хвалить, поддерживать, сочувствовать - нет, никто не обязана.
- не пытаться читать между строк, не понимать намеков, интонаций, жестов и выражения лица (то есть реагировать только на вербальную информацию), например, если мужчина с тяжким вздохом и закатыванием глаз говорит «у меня все хорошо» - реагировать, как если бы вы услышали только «хорошо»;
+ Вот это просто мега-пункт. Такое поведение редко бывает от стеснения, обычно это просто манипуляция с целью развода на ЭО. Ну нафик.
- не оказывать никаких услуг без просьбы (не подавать, не подносить, не убирать, не предлагать помощь);
+ Это, скорее, относится к физическому обслуживанию.
- если мужчина заводит разговор по душам, предложить поговорить позже/завтра или поддерживать беседу в формате «да-нет-неужели»;
+ Абсолютно. Можно и совсем не поддерживать, "да-нет-неужели" - тоже форма ЭО.
- на эмоциональные сообщения (радостные, удивленные, возмущенные, злые) отвечать очень спокойным нейтральным тоном или используя нейтральную лексику: «Вау! На улице выпал зеленый снег! - Да, это несколько необычно».
+ Да, если сама не испытываешь бурных эмоций.

Прочла описание эмоционального интеллекта - в Википедии, не знаю уж, насколько оно соответствует там. Пункты про оценку эмоций, рефлексию своих эмоций, понимание того, откуда они берутся - да, это действительно интеллект и у меня он хорошо развит. Понимание чужих эмоций - как сказать, тут кроме интеллекта нужно ещё усилие сделать, потратить какое-то время на внимание и "расшифровку" чужих эмоций. Тоже труд. ЭИ может считаться способность понять чужие эмоции, но не применение этой способности - это уже работа.
Негодование у меня вызывают такие вещи, как "гибкость" (ненавижу это слово сколько его знаю) и "управление стрессом". Это не интеллект ни хрена, это насилие над собой, своими чувствами и эмоциями с целью пониже прогнуться под систему.  Это приводит к разным заболеваям - психическим и психосоматическим.  В реале эта "гибкость" - самоизнасилование в угоду тем, кто сильнее и ресурснее тебя. Это отвратительно.

Это мне тоже нравится:
"Способность быть гибким, реалистичным, адекватно вести себя в любой ситуации и решать проблемы по мере их возникновения."
Не ситуация для человека, а человек для ситуации! Вместо того, чтобы менять ситуацию так, чтобы всем было как можно более комфортно, предлагается гнуть (не зря же слово "гибкость") себя под некомфортную тебе ситуацию.

Дальше идёт совсем очешуительное нечто:
"Удовлетворённость жизнью - способность веселиться, быть умиротворенным, жизнерадостным, воодушевлённым.
Оптимизм - энтузиазм в любом виде деятельности, умение видеть светлую сторону во всем и не унывать."
Шедевр неолиберальной мысли, отца её за ногу. Оказывается, удовлетворённость жизнью и оптимизм никак не зависят от условий, в которых ты живёшь. Если тебе плохо - самадуравиновата, эмоциональный интеллект низкий. И ты обязана испытывать энтузиазм в любом виде деятельности! Правила для роботов.
Эта фашистская точка зрения очень распространена сейчас.

"навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости"
А я-то думала, что выгода и близость - разные вещи. И близость сама возникает, ненасильственным путём. Это искреннее чувство. А оказывается, если ты этой близости не чувствуешь - её надо устанавливать, как ПО.

"умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах"
от это тоже заебись. Неважно, с кем ты контактируешь, насколько тебе приятен этот человек, как он с тобой общается - ты обязана чувствовать себя свободно и комфортно. А если нет - это с ЭИ у тебя плохо. Кстати, это заход на эйблизм - если плохо себя чувствуешь - сама виновата.

Примечательно, что в пункты ЭИ не внесена защита от людей, желающих установить с тобой ненужный тебе эмоциональный контакт. А в наше время это очень важно - продавцы, желающие тебе что-то впарить, мужчины, желающие тебя трахнуть, нищенский бизнес, да просто встречные, желающие от тебя какую-нибудь услугу или то же ЭО. Реклама, кстати - тоже вызывание эмоций. А ведь это игнорировать всё то, что пытается зацепить твои чувства - это тоже работа, ещё какая.
Понимание чужих эмоций, способность "управлять" своими эмоциями, короче говоря - прогнуться: портрет эмоционально обслуживающей. А вот свободно и комфортно чувствуют себя обычно те, кому чужие эмоции по барабану, кто совершенно не собирается их понимать. Если ты действительно понимаешь чужие эмоции и они тебе не безразличны - как правило, приходится тщательно выбирать круг общения. С которым возможны "отношения, основанные на эмоциональной близости".
А может ли чувствовать себя свободно и комфортно личность, которая старается подавить искренние эмоции или вызвать у себя те, которая она не испытывает? Нет, не может. Как правило, всё "управление эмоциями" сводится к лицемерию - демонстрации того, чего ты не испытываешь на самом деле, скрыванию собственных чувств. Пытаться на самом деле почувствовать эмоции, которые выгодно проявить в какой-то ситуации - это уже более высокий уровень самоистязания.

Сама идея, что твои эмоции могут быть неадекватными - очень глупая. Эмоции всегда адекватны тому, как ситуация на тебя влияет. Это индикаторы. Если эмоции неприятные - имеет смысл задуматься над тем, почему они такие, понять причину и изменить ситуацию, насколько это возможно.

Если ты не зла - ты невнимательна


отношения, психология, социум

Previous post Next post
Up