Инферно

Aug 26, 2014 22:31

Речь о последней книге Дэна Брауна.
Люблю все 6 книг этот чувака:) Интересные описания разных наук, истории, старинного искусства. У него хорошо получается популяризировать актуальные темы. Всегда есть весьма сильные и умные женские персоны, хотя тест Бехдель проходит только половина книг, и то со скрипом. Нравится, что он пишет о людях в зрелом возрасте, от 30 и до 70, и люди эти изображены не как старики, а просто как люди. Единственное, что напрягает - все персонажи более-менее известные, состоятельные, признанные. То, как они изображены у него, несколько не соответствует моим наблюдениям и отношению к таким людям. Но, честно, книги Брауна тем и хороши, что герои в них довольно далеки от реальности.

В-общем, "Инферно". Тут искусственную составляющую выполняет, по-первых, поэма Данте "Божественная комедия", во-вторых, произведения художников и скульптуров, иллюстрирующие её, и ещё некоторые произведения религиозного искусства. Вот это всё, в отличие от предыдущих книг, совершенно не вдохновляет. Данте со своим творением вызывает только негатив. То есть стихи-то складные, конечно, но смысл просто пипец. Слово "комедия" в те времена - произведение на языке, доступной широкому населению. Такое впечатление, что оно написано специально для того, чтобы народ напугать "ужасами ада", чтобы означенный народ был попокладистей, больше ходил в церковь и нёс туда больше денежек. Даже если написано было не с этой целью - то распространено, я думаю, именно с ней. Поэтому цитаты из "Божественной комедии" - причём все из части "Инферно" - то есть "ад", и описания картин, изображающих этот ад, вызывают у меня только возмущение. И я желаю Брауну в следующей книге вместо специалиста по религиозной символике выбрать какую-нибудь другую главную героиню.

Актуальная проблема, которая популяризована в этом художественном произведении - перенаселение и, соответственно, приближающаяся экологическая катастрофа. Проводятся аналогии с чумой 14 века - мол, Европа была перенаселена, ресурсов не хватало, а тут треть населения померло и наступил Ренессанс:) По крайней мере, именно так рассуждает главный герой или злодей - даже не знаю:) Вообще, примечательность этой книги в том, что тут нет злодеев. Все хорошие на свой лад, просто друг друга не поняли. И всего 3 трупа, по сравнению с десятком или более в других книгах: одно самоубийство, одна смерть от страха и одно, скажем так, нечаянное убийство (женщины женщиной, кстати).

Так вот, проблема грядущей экологической катастрофы освещена Брауном весьма однобоко. Она подаётся исключительно с точки зрения числа людей на планете, без учёта политических и экономических факторов. Вскользь только упоминается, что Ватикан пропагандирует отказ от контрацепции. Одна из героинь побывала на Филиппинах, нищета которых её ужаснула. И всё подаётся так, будто проблема исключительно перенаселение - то есть число людей. Полностью опускаются проблема экономической эксплуатации стран третьего мира - тех самых, перенаселённых. Полностью опускается проблема потребления - тот факт, что наибольший экологический ущерб планете наносят люди из стран первого мира, хотя их там меньше. За счёт потребления разных вещей, на производство которых тратятся природные ресурсы, выбрасываются вредные газы, появляются тонны мусора. И люди из стран второго мира, таких ,как наши, хоть и в меньшей степени, но тоже ответственны за приближение экологической катастрофы. Страны третьего мира портят экологию намного меньше, несмотря на большее количество населения.

Тем не менее, перенаселения - тоже проблема, хорошо, что она поднимается. Проблема очень важная. Глобально она признаётся экологами и всякими международными организациями, но на уровне государств все власти, блин, пытаются повысить рождаемость. Кроме Китая, наверное. И страны 1 мира, в первую очередь, озабочены сохранением и преумножением населения. Что, мягко говоря, недальновидно - нужно уменьшить и население, и потребление - это вопрос выживания, причём не какого-то там вида, а самих себя. Наверное, если тебе лет 70, это уже не очень актуально, но я в свои 30- рассчитываю ещё долго пожить, и мне экологическая катастрофа совершенно не нужна.

Особая изюминка романа в образе героя-злодея - то есть учёного-генетика, озабоченного проблемой перенесения. Несмотря на то, что почти всю книгу он преподносится именно как злодей, его образ весьма романтизирован. В принципе, Брауну не впервой романтизировать злодеев. В 3 книгах "зло" представлено пожилыми и супер-влиятельными мужиками, которым автор не приписывает ничего романтического. Зато в "Ангелах и демонах" он камерария очень вдохновляюще изобразил. В "Утраченном символе" неоднозначно, с одной стороны, злодей злодеем, но всё-таки вызывает сочувствие, особенно в конце.
Так вернёмся же к нашему "Инферно". Тут злодей однозначно романтический герой, особенно когда описывается глазами любовницы. И его жалко (книга начинается с его самоубийства). Но всю книгу нагнетается, что он опасный маньяк, который изобрёл смертельный вирус типа чумы, а когда становится ясно, что он изобрел кое-что совсем другое - наступает такой отходняк и чуть ли не экстаз. У меня, по крайней мере. В-общем,  развязка стоящая.

Кстати, мне очень понравились вообще описания мужчин глазами женщин. Жаль, что их мало. Прям совсем мало. С другой стороны, хорошо, что там описание внешности занимает в целом.... практически ничего не занимает.

книги, творчество

Previous post Next post
Up