"Камера - это инструмент, который учит людей, как видеть без камеры"
Доротея Ланж
Сожалею, что так поздно пришло осознание факта: хороший фотоаппарат - вовсе не обязательно большой чёрный сапог. Расту, видать.
Итак, может быть вы знаете, что я не так давно променял здоровенный страшный фул-фрейм на хипстерскую беззеркалку, чем остался
очень доволен.
На фоне всей этой радости выпросил у компании Fujifilm (спасибо им большое за отзывчивость) на тест еще меньшую камеру совсем уж карманного формата.
Fujifilm X30
О внешнем виде:
Расписывать долго не буду, просто скажу, что ко мне в разное время подошли два незнакомых человека на улице и спросили, не Лейка ли это такая красивая.
Об удобствах:
В камере есть wi-fi и приложение, позволяющее быстро перекинуть фотки и управлять камерой, включая все настройки выдержки и диафрагмы. Это просто, удобно, без костылей и заморочек, всем бы так, слышь, Кэнон?
Дисплей откидывается вверх и вниз, как на моей X-T10. Половину снимков я делаю, глядя не в видоискатель, а в мониторчик, потому как там всё хорошо, добавить нечего, если снимали когда-нибудь на телефон - знаете, что это такое.
Очень быстро включается поворотом колеса управления фокусными расстояниями. Буквально, переходя дорогу, увидев что-то интересное, успеваешь достать фотик, включить, сфокусироваться и снять.
Есть у фотика конструктивная особенность: зарядка батареи производится прямо в камеру через USB, это и плюс (не нужен башмак для зарядки, микро-юсб шнур есть везде), и минус (нельзя поставить заряжать батарею и пользоваться камерой в это время).
Камера реально влазит в карман куртки. Когда про системные беззеркалки (со сменной оптикой которые) многие авторы пишут “влазит в карман куртки”, они лукавят. Либо куртка сшита по спецзаказу, либо куртка нормальная, но оптика ограничена фиксой-блинчиком.
У X30 отменный зум, в пересчете на 35мм формат, фокусные расстояния 28-112.
Роскошно.
11.7 mm ISO 400, 1/90 s, f/2.2 “Pita’s”
Об оптике
В чём, собственно, прелесть зума?
Про качество оптики Fujinon я даже писать ничего не буду, некоторые ее сравнивают с Лейкой и Цейсом, я не буду столь категоричен, но она меня более чем устраивает.
Я лучше снова о лукавстве: не верьте, когда читаете фразы типа “мне фиксы хватает, ноги - мой зум”. Ах, если б всё так просто было. Авторы либо недоговаривают, либо не понимают.
Зум нужен вовсе не для того, чтобы дотянуться до удаленного объекта, куда лень идти, даже наоборот, с ним кадр довольно плоский, не глубокий; чем шире угол, тем поразительней может быть фото, особенно при репортажке - оказываешься словно в гуще происходящего.
Телевики нужны чтобы:
- размыть фон (получить красивое боке) даже на прикрытой диафрагме;
- получить анатомически правильные портреты без оптического искажения, которым грешат стёкла < 50 мм;
- сжать перспективу, например, при “простреле” улицы, чтобы домики ровно и красиво стояли в кадре, а не где-то далеко и завалено, а передний план не был весь заполнен асфальтом.
25.6 mm ISO 400, 1/1300 s, f/5.6 Контровый свет
15.4 mm ISO 400, 1/450 s, f/4
11.3 mm ISO 400, 1/60 s, f/2.2 “Подписные издания”
О матрице:
Конечно, матрица маленькая. Детализация довольно низкая по сравнению со старшими братьями. Но это X-TRANS плюс современный процессор, потому картинка куда лучше чем на старых больших сенсорах, например моя Canon 350D уже не потягается, а у нее матрица более чем вдвое крупнее.
А даёт такой малый размер сенсора свои плюсы:
- сделать оптику микроскопического размера;
- сделать офигенную стабилизацию.
Никогда еще я снимал на таких малых выдержках с рук, размывая огоньки.
7.1 mm ISO 1600, 1/2.8 (!!) s, f/5 Коломяжская мечеть
8.6 mm ISO 800, 1/6 s, f/11 “Pita’s”
Из минусов:
- упомянутая выше, низкая детализация в плохих условиях освещения;
- сложнее получить малую глубину резкости, боке и вот это всё про размытие картинки;
- ISO 800 - хорошо, выше - картинка плывёт и шумы как на стааааааарых фотиках. В jpeg шумодав отлично справляется, но снимок годится только в инстаграм.
28.4 mm ISO 800, 1/0.2 (!!) s, f/6.4 Исаакиевский собор
Есть система расширения динамического диапазона и из RAW можно много вытянуть как в светах (неплохо), так и в тенях, но с тенями дела похуже, так что лучше не перебарщивать, вот пример хороший:
7.1 mm ISO 400, 1/420 s, f/2.2
Чтобы хорошенько потестировать Х30 в сложных условиях, мне понадобилось пространство с большим количеством зон разного освещения - дневного, ламп накаливания, приглушенного света, холодного, цветного.
Почему в самых экстремальных условиях? Да потому что при ровном дневном свете и мобильники неплохо снимают.
Хочу поблагодарить отличный панорамный ресторан “Большая Кухня” в Галерее, она действительно большая и уютная с многочисленными залами и прекрасной террасой, бесплатной смотровой площадкой с видом на перспективу Лиговского проспекта.
18.7 mm ISO 800, 1/40 s, f/2.5 Детский клуб “Венчик”
19.5 mm ISO 400, 1/60 s, f/2.5 Открытая кухня
7.1 mm ISO 400, 1/420 s, f/2.2 Музыкальная гостиная
7.1 mm ISO 800, 1/30 s, f/2.2 Панорамная зона, дневной и электрический свет
15.4 mm ISO 400, 1/340 s, f/8 Вид на Площадь Восстания
28.4 mm ISO 400, 1/340 s, f/8 Вид на Собор Владимирской иконы
Кстати, в “Большой Кухне” отличные плотные завтраки для любого вида диет (и выгодные по цене, потому как кофе и сок уже входят в завтрак), особенно мне запал домашний творог, который готовят прямо здесь ежедневно в маленьких мешочках.
Ну, кулинарные мастер-классы, домашнее детское меню и комната с развлечениями, само собой, короче, рекомендую.
16 mm ISO 400, 1/50 s, f/2.5 Дневной и электрический свет
7.1 mm ISO 400, 1/25 s, f/2.2 Барная лаунжд-зона, электрический свет
28.4 mm ISO 400, 1/75 s, f/2.8 Открытая кухня
28.4 mm ISO 400, 1/200 s, f/2.8
20.2 mm ISO 400, 1/500 s, f/8 Крыша
12.2 mm ISO 400, 1/4 (!!) s, f/11 Пиццерия
О стрит-фото:
Люди на улице не воспринимают его как фотоаппарат, совсем не обращают внимания, когда их снимаешь - это невероятно крутое качество.
10.8 mm ISO 400, 1/60 s, f/2.2
18.7 mm ISO 400, 1/280 s, f/3.2
Если вы начинающий фотограф, то вам хочется иметь самую здоровенную чёрную страшную камеру с танковой пушкой вместо объектива, так сразу видно ваш статус и крутость. Знаю, сам таким был, еще и ручку батарейную для солидности надо повесить.
Но для хорошего кадра, особенно в уличной съёмке, это является зачастую немалой помехой, пугая прохожих и расстраивая фотолюбителя. “Я вышел такой на улицу стать новым Картье-Брессоном, а вы все от моей гаубицы уворачиваетесь, ну народ пошёл!”
7.1 mm ISO 400, 1/85 s, f/2.2
10 mm ISO 400, 1/150 s, f/2.2
Какое же место может занять маленький фотоаппарат с небольшой матрицей, широкими возможностями и приличной оптикой.
Как я для себя решил:
Юзкейс №1
Место камеры на каждый день для людей, у кого есть большая профессиональная камера для работы / серьёзный съёмок.
Мобильники сейчас, конечно, неплохо снимают, даже их микро-матрицы и алгоритмы работы вполне ничего, а вот оптика пока никак.
11.3 mm ISO 400, 1/170 s, f/5.6
Юзкейс №2
Единственная камера для тех, у кого вообще нет фотоаппарата.
За стоимость X30 можно прикупить зеркалку начального уровня. Проблема в том, что большая часть купивших зеркалки, не увлекаются фото, снимают в автоматическом режиме на китовый объектив, фотоаппарат может неделями лежать на полке, дожидаясь события. Так зачем тогда такую покупать, если все радости, в том числе полностью ручные настройки для энтузиастов, можно получить на маленьком красивеньком Фуджике, который не лень таскать с собой?
Я не пробовал современные компакты от других производителей, но уверен, что всё сказанное выше справедливо и для Sony, например, и прочих-прочих.
Причём, в отличие от системных камер, можно не хранить верность бренду - объективы-то покупать не нужно.
17.3 mm ISO 400, 1/100 s, f/2.5
Вывод:
Мне очень понравился аппарат, даже купил бы его себе (или подобный), если б до сих пор был владельцем Canon 6D, но учитывая наличие X-T10, уже не лезет.
Если у вас есть опыт пользования компактами других производителей (не мыльницами), расскажите пожалуйста, как они вам?
«В своей начальной фазе Фотография, для того чтобы поражать, должна запечатлять нечто значительное, но вскоре - в результате известной процедуры инверсии - она начинает объявлять значительным то, что запечатлевает. Тогда вершиной ценностной изощренности становится «все что угодно».
Барт, Ролан. Camera lucida. Комментарий к фотографии.