"Гоген" ("Дикарь")
Никак не могу написать про этот фильм, хотя посмотрела уже неделю назад. Дело, наверное, в том, что, при всех своих неоспоримых плюсах и практически отсутствии минусов он меня как-то не очень зацепил. Но поскольку это фильм про художника, то не написать тоже нельзя :)
Фильм рассказывает о коротком фрагменте жизни французского постимпрессиониста Поля Гогена, конкретно - о его первой поездке на Таити и его жене и музе Техуре. Впрочем, существенное количество неточностей позволяет говорить о фильме как о самостоятельном художественном произведении, не особенно привязываясь к реальной биографии реального Гогена.
Итак, первый неоспоримый плюс - это, конечно, Венсан Кассель. Несмотря на полное внешнее несходство с портретами художника (даже типаж совершенно другой), Кассель прекрасно передал его поиск - того древнего, первобытного, дикого начала в природе и в человеке. Кассель настолько интересен и органичен, что его герою невольно сопереживаешь - хотя, пытаясь трезво оценивать происходящее, испытываешь скорее недоумение и разочарование: "И это - Гоген? Гений с трудной судьбой? Я-то готовилась рыдать над его терзаниями, а его прибить хочется!". Впрочем, надо сказать, что трудная судьба редко идет на пользу характеру.
Основой характера Гогена в фильме является его одержимость живописью. И это в моих глазах еще один плюс. Прикоснувшись, наконец, к истокам, Гоген принимается писать. Он работает невзирая ни на что, в любую погоду, больной, голодный, даже не имея денег на холсты. И действительно на Таити он создал лучшие свои произведения.
Необходимость заботиться о материальной стороне жизни угнетает его. Горьким разочарованием для него является тот факт, что и на Таити нужны деньги. Еще в Париже он мечтает о том, как на островах ему не нужно будет заботиться о деньгах - он будет ловить рыбу и ею питаться. Впрочем, на рыбную ловлю от отправляется только тогда, когда жена его говорит, что голодна.
Противостояние материального и духовного - основная тема фильма. Она выражена абсолютно во всем. Худющий Кассель играет здесь на стороне духа, однако все, буквально все - против него. Разве что кроме доктора, но и тот постоянно говорит о том, что ему надо бы полечиться - т.е. позаботиться о бренном теле. Обе жены и дети же все время чего-то хотят. То чтобы не воняло, то белое платье, то просто поесть. И дух в герое раздражается, ну как они не могут понять, он же художник! А они вроде и не против, они готовы и так посидеть, и тут попозировать. Только вот кушать хочется...
Так что если говорить, о чем фильм, то,наверное, о разумном компромиссе. И об ответственности. В конце концов, никто не мешает быть воином духа одному. Более того, лично мне кажется, что это вообще единственный верный путь для воина духа.
ПС. А лучше всех устроился сосед.
ППС. Очень красивый фильм. Пейзажи восхитительны, картинка однозначно достойна заявленной темы. И это пожалуй самый неоспоримый плюс из всех.